Ивета Чобанян
Экологический проект «Морское дно»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Мир моря».
Детская цель проекта : Познакомить детей с жизнью морских обитателей и значения моря в жизни людей.
Задачи проекта :
1)Сформировать у детей представления о морских обитателях;
2)Совершенствовать навыки речевого общения;
Публикация «Экологический проект „Морское дно“» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3)Развивать творчество, воображение, фантазию;
4)Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;
5)Воспитывать бережное отношение к природе.
Объект исследования: море.
Ожидаемые результаты:
1)овладение понятиями «морские обитатели», «моллюски», «кораллы», «водоросли»;
2)имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела морских животных, в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает);
3)знают о взаимосвязи с другими обитателями;
4)имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
5)сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
Вид проекта : групповой, исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5-6 лет.
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Формы и методы работы: наблюдения, эксперименты, игры, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок, рисование, аппликация, лепка.
Работа с родителями:
1)рекомендации родителям по отдыху с детьми на море.
2)фотовыставка «Подружись с волной!».
3)совместное творчество по составлению литературных произведений.
Продукт проектной деятельности :
1)макет «Подводный мир»
2)рисунки «Золотые рыбки»
3)коллекция ракушек,
4)фотовыставка «Подружись с волной!».
1. Познавательное развитие
Беседы:
• «Море в опасности!»
Цель: выяснить, какие опасности грозят морю и его обитателям
• «Сокровища морей»
Цель: познакомить детей с сокровищами морей: жемчугом и кораллами.
• «Морские растения»
Цель: познакомить детей с морскими растениями и их разнообразием.
• «Все о ракушках»
Цель: познакомить детей с ракушками, их разнообразием и пользой для человека.
• «Рыбы – кто они?
Цель: уточнить и расширить представления о рыбах. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражая их в речи.
Познавательные занятия:
• «Моря бывают разные»
Цель: дать детям представление о том, что на земле существует много морей. Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое, холодное море). Развивать любознательность, речь, память.
• «Путешествие по глубинам морского царя».
Цель: расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и способах защиты от врагов; поощрять стремление задавать познавательные вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.
Экспериментирование:
• «Научи яйцо плавать»
Цель: при помощи опыта показать детям свойства воды.
Задачи:
1. Приготовить насыщенный солевой раствор.
2. Проследить как ведет себя яйцо в воде и солевом растворе.
3. Сделать выводы о свойстве морской воды.
Материалы и оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
• «Окрашивание морской воды».
Материалы и оборудование: 2 стакана, соль, краситель.
Ход эксперимента:
1. В один стакан налить водопроводную воду и добавить 5 чайных ложек соли.
2. Во второй стакан налить водопроводной воды и добавить пищевой краситель.
3. В стакан с соленой водой аккуратно влить пару чайных ложек воды с красителем.
Вывод: Окрашенная вода останется на поверхности, так как соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А водопроводная вода более легкая – поэтому она на поверхности. 2. Речевое развитие.
Чтение художественной литературы:
Цель: познакомить детей с изображением морских обитателей в литературных произведениях.
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Г. Х. Андерсен «Русалочка»
П. П. Ершов «Конек – Горбунок»
М. Чубученко «Морские сказки».
Чтение и заучивание стихотворений о море и морских обитателях
Цель: обобщать и систематизировать знания детей о море и морских обитателях; учить стихотворение наизусть; развивать внимание, память.
Морской конёк
В море, в зарослях игривых,
Вьется пламя огонька –
Раздувают воды гриву
Норовистого конька.
Видит он любую норку,
За добычей смотрит зорко,
Не зевай, глупыш-рачок:
От врага – один скачок. (Г. Р. Лагздынь)
Заучивание пословиц и поговорок о море:
Цель: учить детей запоминать пословицы и поговорки, учить понимать смысл пословиц и поговорок.
- В море раз побудешь, век не забудешь.
- В море дорог много.
- Море шутить не любит.
- Море кого любит, а кого губит.
- Море любит смелых да умелых.
- Перед морем все равны.
Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций:
Цель: показать красоту моря в творчестве известных художников, развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.
Рассматривание репродукций картин:
- И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море»,
- А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе»,
- А. Боголюбов «Парусник в море».
Дидактические игры:
• «Отгадай загадку»
Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаключения, анализировать.
Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети отгадав ее, должны аргументировать свой ответ.
• «Распутай путаницу»
Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского лабиринта».
Ход игры: помочь морским обитателям найти своих детенышей, пройдя через лабиринты.
• Настольная игра «Подводный мир»
Цель: вызвать интерес к создаваемой картине, развивать мелкую моторику рук, логику.
Правила игры: игроки ставят все свои фишки на первый кружок с надписью «СТАРТ». Затем по очереди кидают кубик, какая цифра на кубике выпала, столько ходов и делать. Основной путь – по голубым цифровым кружкам (1, 2, 3). Если же после того, как вы сделали ход, ваша фишка остановилась на кружке со стрелочкой, то дальше следует идти по альтернативному пути с буквами (а, б, в). В зависимости от цвета и направления, вы либо сократите свой путь, либо вернетесь назад. После возвращения на основной цифровой путь далее следует идти по нему. Выигрывает тот, кто первым добирается до финиша.
Подвижные игры:
• «Море волнуется»
Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.
Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант.
• «Водяной»
Цель: развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища.
Ход игры: дети стоят в кругу, а ведущий - в центре с завязанными глазами должен определить кто перед ним стоит.
• «Рыбак и рыбки»
Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и выносливость.
Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники-«рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком».
• «Водолаз»
Цель: закрепить название морских обитателей, учиться передавать движениями их внешний вид и способы передвижения.
Ход игры: ведущий загадывает морское животное, а игроки должны изобразить его. Кто интереснее изобразит становится ведущим.
Сюжетно – ролевая игра:
«Подводная экспедиция»
Цель: создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. Побуждать к развертыванию сюжета.
Рисование:
«Золотая рыбка»
Цель: систематизировать знания о внешнем виде рыб, их среде обитания. Учить передавать данные знания в рисунке.
Аппликация:
«Рыбы в аквариуме»
Цель: развивать цветовое восприятие; чувство композиции; умение рассматривать и оценивать созданные изображения; упражнять в подборе разных оттенков цвета; закреплять приемы вырезания и аккуратного наклеивания создавать картину из геометрических фигур.
Лепка:
«Морское дно»
Цель: продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей воображение и творчество.
Вывод:
Знания, полученные в ходе проекта, ребята применяли во время рисования, лепки и изготовления аппликации. Они без особого труда могли изобразить внешнее строение рыбы, старались использовать ту цветовую гамму, какую имеет животное в природе.
Большая работа была проведена с родителями. Для них были разработаны рекомендации о том, какие следует, соблюдать меры предосторожности находясь с ребенком на море. Родители оказали помощь в создании фотовыставки: «Подружись с волной!»