Приложение МААМ

Роль психологической службы в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Ольга Зубкова
Роль психологической службы в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних
▼ Скачать + Заказать документы

Роль психологической службы в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Кто-то, когда-то должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв:

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос или больной нарыв…

Вот он сидит перед нами, взгляните!

Сжался пружинкой, отчаялся он,

С миром оборваны тонкие нити,

Словно стена, без дверей и окон…

Вот они главные истины эти:

Поздно заметили, поздно учли…

Нет! Не рождаются трудными дети!

Просто им вовремя не помогли!

Публикация «Роль психологической службы в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» размещена в разделах

Для помощи детям в нашем Центре работают 4 психолога. У каждого из них своя возрастная группа, которую он ведет от поступления до выбытия.

Не только физическое, но и эмоционально-духовное здоровье требует к себе пристального внимания. Когда душа находится в гармонии, когда все происходящее вокруг радует, то общаться и строить отношения с окружающим миром очень легко.

Каждый психолог наблюдает, как правило, одну и ту же ситуацию. Ребенок, поступая в Центр, испытывает дезадаптацию, испуг, скучает по привычным (пусть и не всегда безопасным) условиям жизни. Каждому несовершеннолетнему оказывается помощь в стабилизации психо-эмоционального состояния. Мы успокаиваем ребенка, помогаем ему познакомиться с окружающими детьми и педагогами, рассказываем о Центре и интересных событиях, которые были и будут, и стараемся максимально быстро найти деятельность, в которой ребенок чувствовал бы себя уверенным и успешным, не жалея при этом похвалы и добрых слов. В большинстве своем, дети поступают, как правило, депривированные, поэтому мы также стараемся снизить уровень тактильной и эмоциональной депривации.

Позже, в доверительных беседах, при диагностике и т. д., мы узнаем каждого ребенка, помогаем пережить и скорректировать его страхи, психотравмы, боль и горе.

Проблему ребёнка можно сравнить с айсбергом - на поверхности видимые причины, а внутри – глубинные (личностные, семейные). И здесь, конечно, очень нужны услуги психолога.

Мы придаем огромное значение выявлению скрытых чувств и переживаний у детей, чтобы последующая психокоррекционная работа, привела к быстрому и стойкому результату, оказала полноценную помощь ребёнку и его семье.

Чаще всего это такие психические расстройства, как:

• ПТСР (посттравматические стрессовые расстройства);

• Аффективные и тревожные расстройства;

• Суицид и суицидальное поведение;

• Аутоагрессивные тенденции;

• Зависимое поведение (алкоголизм, наркомания, нехимические формы зависимости);

• Расстройства питания;

• Расстройства сексуального поведения;

• Девиантное поведение.

Тяжелые и длительные травмы вызывают нарушения личностного развития, нарушения межличностных отношений (в том числе супружеских и родительских) во взрослом возрасте. Как видим, полученная в детском возрасте психотравма, часто приводит к психотравматическим расстройствам, а жертвы детского насилия, в будущем, могут сами стать обидчиками. Наиболее распространенными формами травматизации детей является насилие и запущенность. Для каждого ребенка выбираются способы и методы коррекции, наиболее подходящие для его личностного развития.

Для оказания помощи детям каждый специалист разрабатывает программу социально-психолого-педагогического сопровождения.

В такой программе должны быть следующие психолого-педагогические установки :

• признание ярко выраженной индивидуальности каждого ребенка, вера в его силы и возможности, опора на лучшие качества его личности;

• последовательная замена внешних регулятивов поведения ребенка (запреты, наказания, административные «нажимы») на внутренние (мотивы, интересы, потребности несовершеннолетнего, его природное стремление стать «автором самого себя» и др.);

• запуск внутренних механизмов саморазвития ребенка, его способности к самопознанию, саморегуляции, самоисправлению, саморазвитию и др. ;

• оказание конкретной помощи в обретении ребенком смысла своей жизни, конкретных и реально достигаемых жизненных перспектив.

Реабилитационная работа с несовершеннолетними в учреждении строится по следующим основным этапам:

1. Подготовительный. Сюда входит сбор информации (знакомство с ребенком, наблюдение, установление контакта и доверительного тона общения); обследование и социальная диагностика физического и психического состояния.

2. Организационный (анализ информации, выявление потребностей, проблем, возможностей). Разработка программы индивидуальной работы.

3. Практический (непосредственно реабилитационная деятельность, реализация программы).

4. Итоговый (анализ и оценка полученных результатов, обратная связь).

Исходя из индивидуального плана работы, мы двигаемся в выбранном направлении, которое считаем наиболее уместным для каждого конкретного ребенка.

Среди основных причин обращения несовершеннолетних к психологу в Центре можно выделить следующие:

- проблемы в личной сфере, обиды, одиночество, непонимание, внутренняя боль;

- конфликты в семье, развод, алкоголизм родителей;

- повышение качества жизни путем познания самого себя;

- повышение самооценки, уверенности в своих силах;

- борьба с тревогами, фобиями, депрессиями;

- возрастные кризисы и периодические конфликты;

- трудности в детско-родительских отношениях;

- сложности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и т. д. ;

- потеря близкого, насилие, переживание горя.

Психолог может помочь пройти через сложнейшие жизненные ситуации, найти в себе потенциал для того, чтобы двигаться дальше. Он подскажет, как лучше поступить, одновременно прислушиваясь к уникальным потребностям и ценностям своего клиента.

На консультациях у психолога ребенок сам принимает активное участие в происходящем. Несовершеннолетний познает и исследует собственные житейские трудности, пытается выразить свои чувства и мысли для их дальнейшего анализа. Психолог, в свою очередь, показывает и учит тому, как выражать эмоции, и как их прорабатывать.

Иногда ребенок заявляет одну проблему, которая его беспокоит (страшные сны, тревога, беспокойство и т. п., но это лишь следствие, а причина кроется в совершенно ином. Порой бывает, что во время консультации у ребенка происходит катарсис, и тогда сразу необходимо стабилизировать психо-эмоциональное состояние, снять стресс и продолжать консультационную работу.

Трудности, с которыми может столкнуться психолог в консультационной работе – это нежелание подростка быть откровенным, позиционирование себя как «жертвы», наглость, хамство, потребительская позиция, позиция «всезнайки», нежелание продолжать работу и т. д.

В услуге социально-психологического патронажа каждый психолог проводит консультации и беседы, в которых раскрывает психологические особенности возрастного периода несовершеннолетнего, результаты психодиагностического обследования, приемлемые и действенные методы воспитания и способы, которые улучшат взаимодействие с ребенком. Обязательным условием посещения семьи является также раздаточный материал (памятки, буклеты, рекомендации, подобранные для ситуации в каждой конкретной семье. (Например, «Воспитание без наказания», «Влияние родительского примера на развитие личности подростка», «Материнская деривация и ее влияние на дальнейшую жизнь ребенка», «Воспитание любовью», «Ошибки, которые допускают родители в воспитании ребенка», и т. д.)

В проведении социально- психологического патронажа у психолога могут возникнуть следующие трудности: невозможность установления контакта (отсутствие кого-либо дома, алкогольное опьянение, нежелание идти на контакт и т. д., невозможность определения потребности или запроса клиента, нежелание идти на компромисс и т. п.

При психологической диагностике у психологов на вооружении масса различных методик. Это и проективные методики («Дом, дерево, человек», «Кактус», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Домики страха» и т. д., тестовые методики (Адаптированный подростковый опросник Шмишека, Методика «Определение типа темперамента» (Б. С. Волков, Н. В. Волкова, «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер, Опросник для определения вида одиночества (С. Г. Корчагина, диагностика личностной и реактивной тревожности Спилбергера- Ханина, профориентационные диагностики Климова, Соломина, Карта интересов, самооценка психических состояний Айзенка, методика «Незаконченные предложения», тест Люшера и т. д.).

В основном, трудности в диагностической работе возникают следующие: психологическая закрытость ребенка, нежелание рисовать что-либо, недостоверность результатов.

Услугу «Оказание психологической помощи для решения личностных и межличностных проблем клиентов» можно разделить на два этапа: индивидуальная работа и групповая.

К индивидуальной работе следует отнести коррекционную деятельность. Это индивидуальные занятия, в рамках программы педагога-психолога «Аистенок», «Солнце в ладошке», «Я познаю себя сам», «Школа трех «Я», индивидуальные беседы, упражнения, подобранные для каждого конкретного ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:

1. Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т. д.).

2. Актуализация всех источников нравственного опыта детей (учебная, общественно полезная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями).

3. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.

4. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей несовершеннолетних.

Также, в соответствии с знаниями психолога, ведется психотерапевтическая деятельность (арт-терапия, сказкотерапия, гештальт- терапия, гипнотерапия, песочная терапия, мандалы и т. д.).

Психопрофилактическая и психогигиеническая деятельность присутствует не только в индивидуальном виде работы, но и в групповом.

Групповая работа строится следующим образом: в соответствии с календарно – тематическим планом педагога-психолога, ежемесячно составляется перспективный план групповых занятий на месяц. Все занятия разработаны в соответствии с возрастными особенностями несовершеннолетних и включают в себя несколько блоков, направленных не только на изучение внешнего, но и, в первую очередь, внутреннего мира подростков.

Групповая работа состоит из следующих занятий: диспуты, беседы, ролевые игры, круглые столы, тренинги с элементами игровой терапии, релаксации, медитации, арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии, гипнотерапии, гештальт-терапии, психогимнастики.

Данный вид занятий полезен тем, что несовершеннолетний видит себя частью группы, учится уверенно высказывать свою точку зрения и корректно отстаивать свою позицию. Часто можно заметить динамику участия в групповых занятиях. Сначала ребенок придерживается созерцательной позиции, потом начинает периодически высказываться по теме, позже активно участвует в групповых занятиях или даже просит помочь в их проведении. Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю с каждой группой.

Трудности, с которыми мы сталкиваемся в групповой работе – это:

-стеснительность участников,

- нежелание работать в группе,

- отсутствие контакта с группой у несовершеннолетнего,

- наличие конфликта или личной неприязни между участниками одной группы.

В последнем случае психологи нашего Центра проводят медиацию и разрешение межличностных конфликтов. Взаимодействуя с окружающими, у ребенка, с укреплением его личностной позиции и развитием лидерских качеств, могут возникать конфликты на разной почве. В данных ситуациях психолог прививает навыки эмпатии, рефлексии, анализа, показывая приемлемые способы решения конфликтов и дальнейшего их исключения.

Психологи нашего Центра также помогают детям в снятии стрессового состояния, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, а также выведение детей из состояния посттравматического стресса. Это экстренная психологическая помощь. Данный вид деятельности обеспечивает безотлагательное психологическое консультирование воспитанников, содействует в мобилизации их физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из критического состояния.

При помощи психолога происходит и коррекция детско-родительских отношений. Семья- это первое, куда попадает человек родившись. Именно в семье, в первую очередь, развивается личность ребенка. Вырастая, каждый человек, с временем, строит свою семью. Каждому хочется семейного тепла, взаимопонимания, любви, уюта, спокойствия. Одним словом, семейного счастья. Но, в силу различных обстоятельств (педагогической несостоятельности, асоциального образа жизни, стресса или нежелания, родители не хотят принять, понять или услышать своих детей. В подростковом возрасте (и даже раньше, дети «платят» тем же. Не желая выполнять правила и обязанности. Мы проводим занятия, направленные на то, чтобы дети и родители услышали друг друга, поняли, простили.

Трудности, с которыми сталкивается психолог в коррекции детско-родительских отношений следующие: нежелание/невозможность приезда родителей, нежелание идти на компромиссы, агрессия, психологическое давление на ребенка, несоблюдение правил встречи.

В обязанности педагога-психолога входит также разработка информационных материалов. При выбытии ребенка, при различных консультациях родителей или детей, каждый специалист старается подкрепить свои слова памяткой, буклетом или рекомендациями по индивидуально выбранной теме, которые позволят не забыть важную информацию.

Конечно, работа педагога-психолога СРЦН трудна и требует от специалиста полной отдачи, но, взамен мы получаем счастливые улыбки детей, видим, как они меняются день ото дня в лучшую сторону, развиваются как личность и член общества, приобретая уверенность в себе и знания. Психолог помогает пройти через сложнейшие жизненные ситуации, найти в себе потенциал для того, чтобы двигаться дальше. Он подскажет, как лучше поступить, одновременно прислушиваясь к уникальным потребностям и ценностям каждого ребенка.

Публикации по теме:

«Гимнастика для ума» для детей школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних«Гимнастика для ума» для детей школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Гимнастика для умаБесспорно, все мы знаем, что наш мозг находится в черепной коробке в непрерывной связи с остальными частями нашего тела.

День матери в социально-реабилитационном центре «Ковчег»День матери в социально-реабилитационном центре «Ковчег» День матери - это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям,.

Роль методической службы в формировании коммуникативной культуры педагога в ДОУ Доклад: «Роль методической службы в формировании коммуникативной культуры педагога в ДОУ» Общение выступает необходимым условием жизни.

Информационный час в реабилитационном центре для несовершеннолетних «1 декабря — Всемирный день борьбы со Спидом»Информационный час в реабилитационном центре для несовершеннолетних «1 декабря — Всемирный день борьбы со Спидом» (информационно – познавательный час) Цель: привлечь внимание воспитанников к проблеме СПИДа; учиться относиться к своей жизни и жизни близких.

Методическая тема: «Роль сказки в формировании социально-личностной позиции дошкольников».Методическая тема: «Роль сказки в формировании социально-личностной позиции дошкольников». Цель: Формирование социально-личностной позиции детей дошкольного возраста по средством сказки. Задачи: 1. Провести анализ научно-методической.

Модель методической службы ДОУ Слайд 1 Модель методической службы МБДОУ д/с № 5 Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного.

Отчет по самообразованию. Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников В этом году я взяла тему по самообразованию: «Роль микросреды в формировании социально - нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных.

Профориентация несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационных центров Выбор профессии является достаточно сложным процессом для каждого человека. Как вы думаете, когда человек начинает «примеривать» на себя.

Родительское собрание с презентацией «Роль социально-эмоциональной сферы дошкольников по средствам игр». Родительское собрание в подготовительной группе «Роль социально- эмоциональной сферы дошкольников по средствам игр». Вольберг Алла Тема:.

Занятие для несовершеннолетних «Становись увереннее» "Становись увереннее" Задачи: Поговорить о неуверенности в себе и ее причинах. Обучать детей находить способы преодоления неуверенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль психологической службы в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних
Опубликовано: 20 января 2017 в 23:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль психологической службы в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Зубкова (УИ 936490) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД