Людмила Викторовна Судьина
Профориентация несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационных центров
▼ Скачать + Заказать документы
Выбор профессии является достаточно сложным процессом для каждого человека. Как вы думаете, когда человек начинает «примеривать» на себя разные профессии? Воспоминания подсказывают, что очень рано. Даже детские игры в доктора, учителя, продавца имеют значение для формирования у человека активной позиции в выборе профессии. Выбор профессии является достаточно сложным процессом для каждого человека. Этап выбора профессии начинается в начальной школе и может быть продолжаться достаточно длительное время. И чем больше ребёнок будет знать о мире профессий, тем больше будет знать о собственных возможностях и об объёме необходимых знаний для приобретения той или иной профессии, тем реальнее будет его профессиональный выбор, тем богаче будет его собственный опыт в этой сфере и тем легче ему ориентироваться в огромном множестве профессий.
Публикация «Профориентация несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационных центров» размещена в разделах
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Полезно задаться вопросом: когда и где должна была бы возникнуть профориентация? Первые лаборатории профориентации появились в 1903 году во Франции. В США вопросом профориентации начали всерьез заниматься больше ста лет назад. Еще в 1908 году экономист Фрэнк Парсонс учредил бюро по руководству выбором профессии. В сегодняшнюю американскую школьную программу включен курс Career Development (развитие карьеры, который преподают детям с 5 до 14 лет. В 1994-м была даже утверждена федеральная программа «От школы к работе». В Японии дети обязаны «попробовать» разные профессии. Например, школьник приходит в офис, садится за компьютер и пишет программу. Так он знакомится с профессией «программист». Конечно, все это проходит под контролем взрослого специалиста, которому часы такой практики оплачивает государство. В итоге за школьные годы у ребенка накапливается более четырех десятков «проб» по всем видам работ. Главная психологическая причина появления профориентации заключается в том, что именно в этот период и именно в этих странах перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора.
У нас в России в 1922 году создается первое бюро по выбору профессии, а в 1927 году - первое бюро профессиональной консультации. Довольно быстро подобные службы возникают во многих крупных городах. В зависимости от руководства страны то вся работа по профориентации затихает, то вновь появляются относительные свободы, и профориентация возрождается. Но время было упущено, и отечественная профориентация заметно отставала от западной. Сейчас профориентация школьников начинает снова набирать обороты, приобретает в настоящее время особую актуальность в связи с реформой системы образования, ядром которой является профильное обучение. По инициативе директоров, педагогов и психологов наблюдается возрождение интереса к школьной профориентации. Выбрать профессию подростку - это значит столкнуться с неизвестностью и тревогой. Профориентация поможет справиться с этой ситуацией. Понимание себя, знание своих склонностей и способностей позволяет осмысленно создавать свое будущее. Ведь чем больше информации, тем легче сделать выбор!
Одной из важнейших задач социально – реабилитационных центров является формирование полноценных граждан своей страны, которые могли бы самореализовываться, самосовершенствоваться, саморазвиваться. К тому же, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы ещё в период обучения. Поэтому профориентация воспитанников является одним из приоритетных направлений воспитательной работы в ГБУ ЦССВ «Солнечный круг». Давно известно, что оптимистическая перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегают многих подростков от необдуманных шагов, от глупостей и «соблазнов». Например, если подросток серьёзно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему включаться в криминал, проституцию, наркоманию. Следовательно, профориентационная работа – это не только решение завтрашних проблем, но и важный вклад в решение проблем сегодняшних, да ещё самых острых социальных проблем, которыми буквально «кишит» наше общество.
Воспитанник нашего Центра имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность является результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения воспитанников. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации в ГБУ ЦССВ «Солнечный круг». Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она проводится умело и с большим педагогическим тактом. Главный принцип, которым руководствуются наши педагоги в работе по профпросвещению - связь его с жизнью.
Профориентационная работа с воспитанниками в нашем Центре ориентирована на формирование у них четких представлений о своей будущей профессиональной деятельности, о путях и способах получения образования, адекватной оценки своего уровня образования и профессиональной подготовки при планировании возможностей трудоустройства.
Педагоги нашего социально – реабилитационного центра используют адаптированную программу «Формирование профессионального самоопределения». Профориентационная работа в нашем Центре включает :
1. Психологическую диагностику интересов и профессиональной направленности, анализ способностей и личностных особенностей;
2. Беседы о мире профессий, информирование о спросе на рынке труда, о требованиях, предъявляемых к определенной профессиональной деятельности (необходимая подготовка, уровень образования, состояние здоровья и т. п.);
3. Информирование о способах трудоустройства (государственные и коммерческие биржи труда, составление резюме, трудового договора, каналы поиска работы и т. п.);
4. Беседы о путях и способах получения образования (типы учебных заведений, условия приема, по возможности посещение «Дня открытых дверей» и т. п.);
5. Разработку профессионального плана и обсуждение способов его реализации.
Проводится профориентационная работа в нашем социально – реабилитационном центре в виде бесед, тестов, посещений дней открытых дверей различных учебных учреждений, ярмарок вакансий. Если у подростка есть интерес к той или иной профессии, социальный педагог показывает, где и каким образом можно получить исчерпывающую информацию об учебных заведениях и вакансиях и как работать с этой информацией. Приоритетом для каждого из воспитанников Центра является получение образования.
Социальные педагоги нашего социально – реабилитационного центра используют в своей работе профориентационный мультсериал «Навигатум: калейдоскоп профессий». Каждая серия представляет собой связанный игровой сюжет, внутри которого всегда есть:
1. Знакомство с представителем профессии и с его рабочим местом;
2. Подробное описание функционала данной профессии : чем приходится заниматься, зачем, для чего и кого;
3. Требуемые личные и профессионально важные качества;
4. Где можно получить профессию, в каких учебных заведениях, как долго длится учеба;
5. Насколько востребована данная профессия, в том числе и в будущем;
6. Какие карьерные и материальные перспективы в данной профессии;
7. Кому может подойти данная профессия.
Цели мультсериала:
1. Направить школьников на осознанный выбор профессии (мы говорим о том, что выбирать профессию необходимо не по модности и популярности среди друзей, а по востребованности на рынке труда, соответствию личным возможностям, склонностям и желанию);
2. Дать расширенные представления о разнообразном мире профессий; подробнее познакомить с конкретными профессиями;
3. Поднять имидж рабочих и инженерно-технических профессий и специальностей.
Социальные педагоги ГБУ ЦССВ «Солнечный круг» со своими воспитанниками используют в своей работе различные методики, а также возможности профориентационного марафона «Карьерный навигатор: масштаб город». Проект «Карьерный навигатор: масштаб город» включает ряд открытых городских площадок для обучающихся и родителей, педагогов и специалистов образовательных организаций с привлечением широкого круга социальных партнёров и работодателей столичного региона. Воспитанники посещают профориентационные мастерские (профориентационные мастерские – это пространство для конструктивного диалога, открытое и свободное общение, площадки по обмену опытом и лучшими практиками, расширение деловых контактов, а также выявление эффективных решений в системе профориентационной работы, открытые площадки для обучающихся и педагогов «Инициатива. Творчество. Успех», городской конкурс проектов «Шаг в профессию – 2015», фестиваль мультимедийных проектов «Парад профессий – XXI век», детский профориентационный квест «Путешествие в Город мастеров», единый день открытых дверей «Сто дорог – одна твоя» и др.
Социальные педагоги со своими воспитанниками используют в своей работе также возможности проекта «Территория возможностей», который предполагает организацию мероприятий по профориентации для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, выявления творческих способностей, развитию позитивных профессиональных мотиваций и содействию трудоустройства данной группы обучающихся. Проект направлен на демонстрацию возможностей колледжей в создании условий профессионального образования и обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время проводится не только профтестирование, но один из наиболее эффективных подходов в профориентации - профессиональные пробы. Этот способ помогает подростку узнать профессию изнутри : через общение с представителями профессии и участие в тематических проектах. На мой взгляд, психологи, педагоги, классные руководители и другие специалисты, проводящие профориентационную работу, находят полезные материалы и методики в работах Пряжникова Н. С. и его соавторов. Во-первых, научно-методические основы профориентации, которые даются им с учетом современных тенденций в школьном образовании, а именно необходимости первичного профессионального самоопределения учащихся (в процессе профильного обучения и предпрофильной подготовки). Во-вторых, в его работах методически подробно разработаны и описаны оригинальные (авторские) игры, упражнения, опросы, дискуссии. Эти методики могут стать основой для проведения тематических (профориентационных) классных часов, профориентационных занятий и консультаций.
ГБУ ЦССВ «Солнечный круг» сотрудничает с благотворительными фондами, которые организуют с воспитанниками мастер–классы, экскурсии и т. д. Так, БФ «Цвет жизни» проводил в Центре поварские, парикмахерские курсы. По окончании обучения воспитанникам были вручены удостоверения. Волонтеры этого фонда постоянные гости нашего Центра.
Студенты МГУ проводят в Центре «Игры Будущего» по программе «Полдень», направленные на профориентацию и социализацию воспитанников.
В течение учебного года ГБУ ЦССВ «Солнечный круг» тесно взаимодействует с Благотворительным фондом «Арифметика добра» по реализации программы «Компас», в результате которой разрабатывается образовательно-профессиональный маршрут для воспитанника. Задача программы «Компас» – помочь ребенку раскрыть свой потенциал, принять и освоить собственную свободу и ответственность за жизненные выборы. Для участников программы «Компас» предусмотрен комплекс психологических и социально-педагогических тренингов, ряд социальных проб и профориентационных экскурсий.
В рамках данного проекта ребята посетили город мастеров «Мастерславль», где ознакомились с разнообразием профессий и возможностей в будущем. В игровой форме смогли освоить несколько занятий, в том числе работу официанта, продавца и медицинского работника, а также узнали, что необходимо потрудиться для того, чтобы что-то получить. Все «деньги», заработанные в городе мастеров, ребята приняли решение вложить в ценные бумаги местного банка.
Очень увлекательными были экскурсии в МЧС. Ребята не только познакомились с профессией спасателя, научились оказывать первую помощь при несчастных случаях, посмотрели фильмы об этой профессии, но и прошли нешуточные испытания. Внимательность, умение ориентироваться в пространстве, умение делать выводы и правильно задавать вопросы помогли участникам испытаний.
Сотрудники отеля «Ibis Москва Динамо» радушно встретили наших воспитанников, познакомили с профессией отельера, провели экскурсию по гостинице. Также рассказали еще и о других профессиях – маркетинге и PR, строительстве новых отелей, интернет-продвижении и офис-менеджменте.
По результатам проведенной работы каждым учащимся составлено индивидуальное портфолио профессионального самоопределения, даны рекомендации педагогов-психологов по профессиональному выбору.
Тем самым, тема, выбранная в статье, имеет свою актуальность в настоящее время. На мой взгляд, внедрение разработанных форм и методов профориентационной работы, проводимой в Центре, единых принципов организации этой деятельности показывает положительные изменения в сформированности у детей способности к профессиональному самоопределению
Литература:
1. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. «Введение в профессию «психолог»», 6-е изд., перераб. и доп. — М. : МПСУ, 2015;
2. Волченкова Т. М., Пряжников Н. С. «Как проверить свою готовность к профессиональной карьере» в сборнике «Моя профессиональная карьера». Пособие для учащихся (под ред. С. Н. Чистяковой и А. Я. Журкиной, место издания РАО Москва;
3. Калугин Н. И., Сазонов А. Д., Симоненко В. Д. «Профессиональная ориентация учащихся»;
4. Пряжников Н. С. «Мотивация трудовой деятельности». 2-е изд. — М. : Академия, 2012;
5. Пряжников Н. С. «Профориентация в системе управления человеческими ресурсами». Методическое пособие место издания Издательский дом «Академия» М, 2014;
6. Пряжников Н. С. «Профориентология». Учебник и практикум. — М. : Издательство «Юрайт», 2016;
7. Пряжников Н. С. «Психология маленького человека». Учебное пособие— М. : Изд-во МПСУ; МОДЭК, 2012.
8. Пряжников Н. С., Румянцева Л. С. «Профориентация в школе и колледже : игры, дискуссии, задачи-упражнения» место издания Издательский дом «Академия» М, 2014;
9. Пряжников Н. С., Серебряков А. Г., Кувшинова О. Л., Алтухов В. В., Кузнецов К. Г. «Диагностические материалы для профессиональной ориентации». Методическое пособие место издания Издательский дом «Академия» М, 2014;
10. Пряжников Н. С. «Активизирующая профконсультация. Теория, методы, программы». Методическое пособие место издания Издательский дом «Академия» М, 2014;
11. Табалова, Е. М., Страмнова Е. В. «Формирование профессионального самоопределения» для учащихся старших классов. МГПИ
12. «Вариативные технологии, способствующие профессиональному самоопределению воспитанников общеобразовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Москва, 2003;
13. «Профессиональное самоопределение выпускников 9-х и 11 –х классов общеобразовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Москва, 2004;
14. «Социально – трудовая адаптация подростков и молодёжи в условиях рыночной экономики» Москва, 2000, Московский центр труда и занятости молодёжи «Перспектива»
15. «Основные технологии и методики, используемые в профориентации молодёжи» Москва, 2004, Московский центр труда и занятости молодёжи «Перспектива»