Захаркина Марина Валентиновна
Социально-психологическая закрытость современной семьи как фактор развития личности
▼ Скачать +Заказ
Семья является одним из первых и главных институтов социализации личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. Социально-политические и экономические преобразования в России породили много различных проблем, важнейшая из которых является становление личности и нового поколения в изменяющемся обществе. Многолетнее существование социальной стратификации – поляризации по доходам, усиление социального неравенства, повлекли за собой возникновение специфических воспитательных проблем как в семьях, оказавшихся вблизи черты бедности, так и в семьях материально благополучных, обнаруживших, что повышение уровня жизни не является гарантом нравственно-духовного здоровья. Е. Л. Башманова, 2005, в своих исследованиях так определила ракурс проблемы: «Социальный статус родителей является значимым фактором развития личности, поскольку обуславливает специфические особенности школьников из различных социальных слоев». Педагоги и психологи дошкольного, школьного и высшего образования отмечают, что учащихся из семей с высоким уровнем материального благополучия отличает независимость поведения, низкий уровень адаптации в детском коллективе, обособленность и противопоставление себя большинству, отсутствие интереса к жизнедеятельности референтной группы, средний уровень познавательной активности и учебной мотивации, слабая самоорганизация в учебной деятельности. На протяжении многолетнего опыта работы в частных образовательных учреждениях мне неоднократно приходилось сталкиваться с проявлением подобных форм поведения детей из семей с высоким уровнем материального благополучия. Сложность психолого-педагогических мероприятий, а также диагностика и коррекция поведения таких детей, усугубляется тем, что родители, отдавая ребенка в частное дошкольное учреждение, часто осознанно не раскрывают особенностей раннего развития собственного ребенка и его поведения. Кроме того, родители стараются дистанцироваться от педагогов при обсуждении условий домашнего пребывания, особенностей взаимоотношений в семье, духовных ценностей и подходов к воспитанию. «Зачастую родители, ограниченные временем в воспитании и в контроле за детьми, восполняют эти пробелы институтами гувернеров и услугами частных детских учреждений, в которых время пребывания неограниченно», так пишет И. Ф. Дементьева, 2008 г. Очевидно, что социально-статусная принадлежность является неотъемлемым атрибутом всех детей, независимо от пола, возраста, индивидуально-личностных особенностей и состояния здоровья. При этом уровень дохода родителей обусловливает особенности микросоциума, семейные установки и образ жизни, в котором этот ребенок растет и развивается, детерминирует уровень социальной адаптации и социализации ребенка. Анализ поведения детей, методом направленного наблюдения, позволил нам сделать вывод о том, что в группе детей из семей с высоким уровнем материального благополучия факторы дезадаптации присутствуют прежде всего в коммуникативной сфере и в представлениях об успехе. Обращает на себя внимание тот факт, что дети, воспитывающиеся в этих семьях, явно испытывают дефицит контактов с родителями.
Публикация «Социально-психологическая закрытость современной семьи как фактор развития личности» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Считаю, что коррекционно-развивающие программы должны быть направлены на:
1. развитие коммуникативных навыков;
2. развитие адекватной самооценки и самосознания себя в социуме.
3. расширение представлений о жизненном успехе человека.