Юлия Волковая
Социально — познавательный проект «Землетрясения и вулканы — это опасно?»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной. В современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, необходимость систематизации работы по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь. В данной работе речь пойдет о землетрясениях и вулканических извержениях – как одних из природных опасностей, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери, а также нарушение условий жизнедеятельности.
Публикация «Социально — познавательный проект „Землетрясения и вулканы — это опасно?“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Проекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Темочки
Цель моего проекта : формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни при опасных явлениях.
Задачи проекта :
Повышение познавательной активности, заинтересованности в результате своей деятельности, интереса к экспериментированию;
Формирование представлений о землетрясении и о том как происходит извержение вулкана ; какие последствия они могут иметь, выяснить причины этого природного явления.
Развитие самостоятельности при индивидуальном выполнении задания и формирование выводов по результатам экспериментирования;
Развитие умения сравнивать, рассуждать, выдвигать гипотезы;
Совершенствование диалогической формы речи.
Развитие коммуникативных умений при общении с незнакомым взрослым
Воспитание любознательности, интереса к окружающему миру.
Предполагаемый результат:
Дошкольники знают, что такое землетрясения, как происходит извержение вулкана и как вести себя в экстренной ситуации.
Поэтапная реализация проекта
1 этап – подготовительный (организационный) :
Проблемная ситуация
Что мы знаем о землетрясениях и вулканах?
Что мы хотим узнать об этих опасных явлениях?
Как узнать об этих опасных явлениях и способов поведения?
Учебный год скоро окончится. Приближается время летних отпусков. Подумайте, куда вы хотите поехать? Что хотите увидеть? Помните: существуют опасные явления, связанные с природными естественными процессами. Одно из них – землетрясения. Землетрясение – это загадочное, интересное, но очень опасное явление природы. Защитить себя и своего ребенка наша основная задача.
Основной этап (продуктивный)
При рассматривании энциклопедии, детей заинтересовали картинки с изображением землетрясения, вулканов, особенно извергающихся. Дети стали расспрашивать, что это такое, почему так происходит, опасно ли это. Особенно это заинтересовало Алину, которая спросила у меня:
Алина: «А у нас могут быть землетрясения?»
Я: на нашей территории редко, но все же землетрясения бывают.
Я: «А что ты знаешь об этих опасных явлениях?»
Алина: Я знаю, что землетрясение – это когда трясется земля, и от этого падают дома.
А еще я решила спросить у своих друзей: «Почему случаются землетрясения?»
Мои друзья Соня и Дима считают, что из-за вулканов, но это – совсем не страшные землетрясения.
Настя сказала, что из-за того, что люди высоко прыгают.
Алина: А как на самом деле происходят эти опасные явления?
Как происходит землетрясение?
На верхнем рисунке изображена наша планета Земля. Внутри находится ядро, внешнее ядро, мантия, в которой плавают плиты, из которой состоит земная кора.
На нижнем рисунке показано, как две плиты плавают в мантии и сталкиваются. Плиты могут столкнуться, разойтись, поднырнуть друг под друга, что приводит к разным разрушениям на земле. От этого столкновения и происходят землетрясения на поверхности земли.
Сейчас я покажу, как это происходит.
Модель города на доске
Алина попробуй немного сдвинуть коробки. Что произошло? (все осталось на месте)
Сдвинь сильнее, что произошло? (я сдвинула чуть сильнее и получились небольшие разрушения)
- а если потрясти сильно – сильно, что случилось? (все разрушилось)
Какой ты можешь сделать вывод?
Алина : «Землетрясение - это дрожание земли, опасное для всего живого».
- А ты знаешь, что землетрясение бывает из – за извержения вулкана? (нет)
«На нашей планете в некоторых местах есть необычные горы — вулканы, в верхней части которой есть углубление — кратер. В самой толще горы находится канал, который называется жерло, он ведет в особую пещеру, где находится расплавленное, очень горячее вещество — магма.
Когда эти горы спят, они мало чем отличаются от других гор, но иногда они просыпаются…»
- Как ты думаешь, что при этом происходит?
Алина: а можно увидеть извержение вулкана вживую?
Я: для этого нам придётся очень далеко и долго ехать на поезде. Я тебе предлагаю самостоятельно создать извержение вулкана. Согласна? Пройдем в лабораторию. (переодеться)
- Вот мы и в лаборатории. В нашей лаборатории есть загадочные картинки. И есть вулкан — макет. -Но сначала давайте вспомним правила безопасности при использовании веществ (нельзя трогать вещества руками, брать вещества в рот, нюхать)
- итак, первая картинка, что это? вулкан
-Что же подсказывает нам рисунок№ 2? (нужно взять 1 мерную ложку вещества—соды).
Алина: — Из первого стаканчика я беру 1 полную ложку соды и засыпаю в колбу — жерло.
-О чем нам говорит рисунок№ 3 (нужно добавить 1 мерную ложку лимонной кислоты)
Алина :. Из второго стаканчика я беру также 1полную ложку лимонной кислоты и добавляю в жерло.
-Что нам подсказывает рисунок№ 4?
-Алина: Нужно добавить 5 капель жидкости моющего вещества
-С помощью какого инструмента это можно сделать? (пипетка)
Воспитатель: — Закрываем колбу — жерло и устанавливаем ее в середину макета вулкана.
-Обрати внимание на рисунок№ 5. Что он нам говорит?
Алина: нужно взять банку с водой и добавить в нее краску.
- Что нам подсказывает следующий рисунок?
Алина: надо влить воду в кратер.
Я: А сейчас этой волшебной водичкой мы и будем будить вулкан (через «кратер» добавить воду)
Воспитатель: — Что ты наблюдаешь? (предположения)
-Верно. В природе такое явление называется извержение вулкана, а раскаленное вещество, которое изливается через кратер — лава. Мы разгадали секрет рисунков? (да)
Я: У настоящего вулкана из кратера вырывается клубы дыма, пепла, летят раскалённые камни.
Я: Как ты думаешь, где нужно находиться, когда просыпается вулкан? (Близко находиться опасно, можно пострадать)
- А ты знаешь, как надо вести себя при землетрясении?
Давай спросим это у настоящего спасателя, сотрудника МЧС.
(видео с интервью с сотрудником МЧС)
Алина: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, как нужно вести себя, если вдруг землетрясение застало дома?
- А если оказался в это время на улице?
- Большое спасибо.
Я: запомнила, что нужно делать при землетрясении?
Вот перед тобой комната. Представь, что вдруг произошло землетрясение. Расставь правильно человечков в безопасное место.
Алина рассказывает.
Я: какую надо оказывать первую помощь, если вдруг получили травмы при землетрясении. ?
Алина Для этого я с …. Отправилась в больницу.
(Видео с врачом)
Алина: Здравствуйте, скажите, пожалуйста, какие травмы можно получить при землетрясении?
- А что надо делать, если это произошло?
Алина: Мы с мамой нашли в интернете информацию, что в Воронежской области землетрясение было 15 лет назад около города Калач.
Я: Давай посмотрим на карте, как далеко от нас находится этот город. (померили линейкой)
Алина: представляете, мой папа был в Италии и сфотографировал для меня настоящий вулкан – Везувий. Папа привез мне оттуда легенду про вулкан. Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в печи. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, вся гора дрожала, а грохот разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”
- Я: А вы знаете, что наши ребята побывали на сказочном острове, где увидели самое настоящее извержение вулкана. Внимание на экран! (танец)
Воспитатель: Ты была замечательным исследователем : любознательной и активной, справилась с очень трудным заданием, сама запустила вулкан, и на память о нашей встрече дарю значок «Юный исследователь». До свидания!