Елена Толетова
Социально-педагогический проект с детьми и родителями «День самоуправления»
▼ Скачать + Заказать документы
Любая педагогическая система без участия родителей не будет жизнеспособной. Важно найти такую форму общения с родителями, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении задач воспитания и развития. В этот день родителям предложили попробовать себя в роли воспитателей. Им представилась возможность принять участие в организации, а затем и самостоятельно провести непосредственно образовательную деятельность, режимные моменты (утреннюю гимнастику, организовать самостоятельную деятельность детей, побывать на месте воспитателей и посмотреть на жизнь детского сада «изнутри».
Публикация «Социально-педагогический проект с детьми и родителями „День самоуправления“» размещена в разделах
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно.
Но не всегда семье и детскому саду хватает взаимопонимания, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе.
Для установления единства необходимо, чтобы родители ясно представляли себе, что такое детский сад, как организована в нем жизнь детей, какие задачи решаются воспитателями, чем заняты дети в течение дня, какие требования предъявляются к их поведению.
Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий.
Гипотеза – при зарождении новой инновационной формы взаимодействия с родителями, повысится уровень их просвещенности в вопросах воспитания, обучения и развития своих детей, даст возможность привлечь родителей к жизни детского сада. Такая форма работы позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога, наглядно показать инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми, помочь понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и семьи.
Цель:
Привлечение родителей к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ через инновационную форму.
Задачи:
1. Повысить педагогическую культуру родителей.
2. Расширить представления родителей о профессиональной деятельности сотрудников ДОУ.
3. Укрепить партнерские отношения между ДОУ и родителями.
4. Подготовить родителей-участников к Дню самоуправления – предоставить информацию о НОД, дать рекомендации по использованию различных методов и приёмов для проведения режимных моментов, занятий, прогулок.
5. Привлечь детей средней группы к участию в рамках мероприятия проекта «День самоуправления».
Участники: педагоги, родители, дети.
Распределение обязанностей:
Педагог – подготовка участников к Дню самоуправления (знакомит родителей с режимом дня, комплексом утренней гимнастики, с организацией НОД и режимных моментов, с совместной деятельностью (дидактические и подвижные игры).
Родители – проводят утренний прием, утреннюю гимнастику, режимные моменты, прогулку, дидактические и подвижные игры.
Дети – участвуют в мероприятиях в рамках проекта «День самоуправления».
Проект реализуется в три этапа:
1 этап.
• Родительское собрание - обсуждение вопросов, связанных с организацией «Дня самоуправления»;
• Составление плана, подготовка к проведению мероприятия;
• Индивидуальные встречи с родителями.
• Проведение пробных занятий с детьми родителями, сюжетно-ролевых игр.
Для подготовки к проведению «Дня самоуправления» была организована следующая работа:
– подготовлены участники образовательного процесса;
– ознакомлены родители с деятельностью педагогов;
– проведены индивидуальные встречи с родителями по проведению образовательной деятельности;
– распределены роли между родителями;
– проведен инструктаж родителей – участников по охране жизни и здоровья детей, по технике безопасности, правилам пожарной безопасности;
– составлен план мероприятия, где родители распределили свои обязанности для участия в разнообразных режимных моментах:
Заключительной частью первого этапа стало общее родительское собрание, на котором, обсуждались результаты анкетирования и опроса, план проведении Дня самоуправления.
2 этап: Основной.
Включал в себе непосредственное проведение «Дня самоуправления» в соответствии с планом воспитательно-образовательной работы. Были охвачены все режимные моменты: утренний прием, утренняя гимнастика, проведение развивающих и подвижных игр, физкультурные занятие и ознакомление с окружающим миром, прогулка, непосредственная образовательная деятельность, побудка, сюжетно-ролевые игры, трудовые поручения, индивидуальная работа, чтение и разучивание художественных произведений, просматривание диафильмов. Все мероприятия, проводились родителями, под непосредственным наблюдением воспитателей и специалистов.
3. Заключительный этап
Анализ и подведение итогов были озвучены на педсовете с участием родителей, опубликованы на сайте детского сада.
Презентация проекта на родительском собрании группы. Награждение участников проекта в различных номинациях.
Ожидаемые результаты:
– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будет учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, получат понимание со стороны родителей по большинству возникающих проблем. В результате тесного взаимодействия родителей и педагогов дети получат возможность находится в психологически- комфортных условиях, как в детском саду, так и дома (единство требований и поощрений)
– учет индивидуальных особенностей ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
– возможность родителям проявить самостоятельность. Родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей, выбирая уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным, важным и необходимым.
– укрепление внутрисемейных связей. В результате проводимой работы родители понимают значимость вклада каждого члена семьи в воспитании ребенка.
– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в детском саду и семье. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным;
- повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Первый раз, 15 января, мама Артема пришла в группу поиграть с детьми в сюжетно- ролевую игру «парикмахерскую». Анастасия Алексеевна решила познакомиться с детьми поближе, лучше их узнать, ну и конечно, чтобы ребята узнали ее и привыкли к ней. Девочки с радостью распределили роли, и с увлечением рассматривали картинки с прическами. Анастасия Алексеевна провела небольшой мастер класс по заплетанию косичек., хвостиков, обьяснила также девочкам, как надо ухаживать за длинными волосами. Дети были в восторге от такой игры, и было необычно- ведь с ними играл родитель! Всем девочкам, и даже мальчикам хотелось поучаствовать в игре, примерить на себя какую-нибудь роль. Мама Артема была очень внимательна к пожеланию каждого ребенка, поэтому все остались очень довольны.
Так как в день самоуправления было запланировано занятие рассказ о профессии парикмахера, то и подготовка к этому дню проводилась по теме. 19 января, по плану, мама Леры Диана Николаевна провела с детьми занятие по рисованию на тему «Прическа для мамы». Родителями были сделаны распечатки лица-портреты, на которых дети могли нарисовать прическу для мамы, а также разукрасить лицо. Занятие было проведено в игровой форме, с сюрпризным моментом. Ребята старались, каждый хотел показать свое мастерство. Конечно, из таких замечательных портретов была сделана выставка в раздевальной комнате, а дети уже с нетерпением ждали, когда с ними опять придут поиграть родители.
Дело это было новое не только для родителей, но и для воспитателей. Поэтому волновались все. Было решено наблюдать за процессом как бы со стороны, не вмешиваясь, но в тоже время, помогая родителям организовать тот или иной вид детской деятельности.
И вот, 26 января 2018 для родителей наступил момент истины: каково это- быть воспитателем?
На первый взгляд, все было как всегда: зарядка, образовательная деятельность, прогулка. Но! Все эти режимные моменты проводили не педагоги, а родители.
Зарядка кажется необычной и увлекательной, если ее проводит мама Валерии – Диана Николаевна. Уверенно и чётко она давала указания детям. Ребята, выполняя упражнения, были собраны и дисциплинированы.
Лера гордо говорил всем ребятам: «Сегодня моя мама – воспитатель!»
Анастасия Алексеевна, мама Артема Сизьмина, провела увлекательную беседу по ознакомлению с окружающим миром на тему «Профессия парикмахер».
Занятие было нацелено на то, чтобы рассказать детям более подробно об этой профессии. Анастасия Алексеевна очень интересно рассказывала детям о своей профессии, показывала интересные иллюстрации, провела физкультминутку. Но дальше дети были в полном восторге, когда Анастасия Алексеевна стала показывать детям своих друзей-помощников! Все принадлежности парикмахера дети рассмотрели, то, что безопасно, могли потрогать. Затем мама Артема провела мастер класс по заплетанию косички на Маше. Остальные дети с удовольствием лепили косичку из пластилина.
Несмотря на огромную занятость, мама Саши Молвичевой, Наталья Валерьевна, провела занятие по физкультуре. Помимо общеразвивающих упражнений были проведены интересные подвижные игры с элементами песен, также выучили новые считалочки. Дети были очень энергичны, подвижны, довольны!
Также детей ждал сюрприз на прогулке. Очень активные молодые мамы Даши Шеркуновой Ольга Романовна и Паши Иванова Надежда Александровна подготовили спортивные эстафеты «Чья команда быстрее?» "Попади снежком в кеглю", «Будь внимательным» По сигналу покатить снежный ком до ориентира и обратно. «Перенеси снежки». Кто больше перенесет снежков в свою корзинку. Ребята соревновались, болели за свои команды, радовались, когда выигрывали.
А также были проведены подвижные хороводные игры "Снежок", "На дворе мороз и ветер", "Снежинки-пушинки".
Ни мороз, ни холодный ветер не смогли помешать детям и «мамам-воспитателям» веселиться и играть, все были радостные, счастливые.
Прогулка прошла на «Ура»! Дети были довольные и счастливые, а вот мамы немного устали, по признались, что никакая усталость не заменит счастливых детских улыбок!
Пообедав, наступил тихий час. Но и тут не обошлось без родителей-воспитателей… Маме Артема, Анастасии Алексеевне понравилось быть в роли воспитателя, и она решила уложить детей спать. Ребята обрадовались, х каждому хотелось рассказать об интересной прогулке! Анастасия Алексеевна всех внимательно выслушивала, а также похвалила, что все участвовали в спортивной викторине, старались. Молодая мама была очень ласкова с каждым ребенком: кого-то обняла, кого-то погладила по голове, кого-то укрыла одеяльцем. После чего она прочитала интересны рассказ, после которого дети заснули.
После плотного и вкусного обеда и крепкого сна, ребята насладились приятным просмотром диафильмов, которые показала и прочитала мама Глеба Спиричева Юлия Александровна. Детям было необычно смотреть картинки в темноте, поэтому все были внимательные, всем было очень интересно.
Всем детям без исключения понравился этот день. Те ребята, чьи мамы приходили к нам, с гордостью говорили об этом. Остальные дети очень хотели увидеть свою маму в роли воспитателя, некоторые даже немного расстроились. Но у нас все еще впереди…
Этот день был очень важен для всех: и для нас, педагогов, и для родителей, и для детей. На наш взгляд, когда родители берут на себя роль воспитателей, это позволяет всем участникам образовательного процесса увидеть себя со стороны. Педагог видит возможности родителей, особенности их общения с детьми. Родители могут оценить тонкости работы педагога, и в то же время, получить удовольствие от общения с детьми, быть в центре событий «детсадовской» жизни. А дети – дети просто радуются тому, что мама или папа тоже могут быть воспитателями и учатся гордиться своими родителями.
Такая связь между детским садом и семьей идет на пользу, прежде всего детям, а родителей превращает в первых помощников. Все воспитатели-дублеры получили от общения с ребятами только положительные эмоции!