Людмила Еремина
Педагогический проект «Этот День Победы…»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЙОННЫЙ КОНКУРС
«ЯРМАРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ - 2015»
НОМИНАЦИЯ
«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Педагогический проект
«Этот День Победы…»
(из опыта работы)
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №490 комбинированного вида»
Авторы:
Зайцева Елена Владимировна воспитатель высшей квалификационной категории,
Лаврентьева Юлия Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории,
Публикация «Педагогический проект „Этот День Победы…“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Козырева Наталья Владимировна воспитатель первой квалификационной категории,
Еремина Людмила Михайловна, Шабанова Евгения Олеговна музыкальные руководители
первой квалификационной категории
2015
Актуальность.
Прошло много десятков лет, как закончилась ВОВ. Произошла смена общественных формаций, нарушается преемственность в воспитании детей и прежде всего сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники а так же школьники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в ВОВ.
В СМИ иногда появляются данные искажающие победоносную роль армии в ВОВ. В школьных учебниках появляются не достоверные данные о великой Победе и роли советских солдат, храбрость и героизм русского народа. Дети перестают ощущать свою принадлежность к тому далекому от них поколению, не могут сопереживать.
Поэтому еще до школы необходимо сформировать у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за принадлежность к России.
Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.
Знакомя детей с подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны, следует акцентировать их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.
Для простраивания работы нами был проведен блиц опрос детей по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который показал что, дети имеют очень скудные знания о героях Великой Отечественной Войны, не имеют представлений о причинах возникновения праздника.
Большинство опрошенных родители считают, что патриотическим воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум внимания;
В ДОУ создано недостаточно условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о ВОВ и победе в ней :
• недостаточность материала об условиях жизни людей в этот период; атрибутов для обыгрывания детьми ситуаций из этого периода; материалов о героях ВОВ нашего города
• недостаточное использование ИКТ для ознакомления детей с этим периодом.
Проблема: Дети в дошкольном возрасте плохо ориентируются в истории нашей страны, у детей не сформированы такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия. Это может быть связано с тем, что исчезает прямое общение с ветеранами, с участниками ВОВ, в редкой семье остались прабабушки и прадедушки, которые могли из первых уст рассказать своим правнукам о военной службе, подвигах, ранениях, о Победе. В семьях не поддерживается память о события, о подвигах военных лет, утрачена традиция исполнения песен о ВОВ. В учреждении предметно – развивающая среда не позволяет дать тему в нужном объеме
Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Этот день победы…».
Субъекты проекта :
• педагогический коллектив образовательного учреждения (воспитатели старших дошкольных групп, музыкальные руководители)
• семьи детей, посещающих дошкольное учреждение;
• дети, посещающие дошкольное учреждение.
Цель проекта : расширение представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне
Задачи проекта :
I. Задачи в работе с педагогическим коллективом :
1. разработать систему работы для педагогов по ознакомлению событиями ВОВ
2. повысить профессиональный уровень мастерства педагогов.
3. обогатить предметно – развивающую среду групп методическим и наглядным материалом
II. Задачи воспитателей старших дошкольных групп в работе с детьми.
Образовательные задачи:
1. Обобщать и расширять знания детей о Великой Отечественной войне: городах - героях, героях войны, наградах, о работе в тылу и т. д.
2. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
3. Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет.
4. Расширять пассивный словарь детей (патриот) ввести в активный словарь детей слова: ветеран, Великая Отечественная война.
Развивающие задачи:
1. Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество,
2. Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с музыкой, произведениями искусства и литературными произведениями о войне.
3. Помочь перенести события истории в детские сюжетно – ролевые творческие и дидактические игры.
4. Развивать исследовательско – аналитические способности, желание участвовать в опытно – экспериментальной деятельности: изучение семейных альбомов, архивов.
Воспитательные задачи
1. Воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям принимавшим участие в сражениях за Родину
2. Воспитывать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.
3. Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов, гордость за свой народ, любовь к родине.
4. Воспитывать уважение к памяти русского народа к героям Великой Отечественной войны.
III.Задачи проекта работы музыкальных руководителей в старших дошкольных группах с детьми:
1. 1. Познакомить с композиторами, поэтами. художниками в репертуаре которых отражены события ВОВ.
2. Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.
3. Побуждать детей выражать свои чувства эмоциональные впечатления к Родине, героям ВОВ во время проведения музыкальных праздников и развлечений.
4. Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие музыки разного характера.
IV. Задачи в работе педагогов с родителями :
1. Наладить взаимодействие с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств, через художественную литературу, театральную деятельность, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания.
2. Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.
Сроки проекта : ноябрь 2014 – май 2015 года
Необходимые условия для реализации поставленных задач:
• обеспечение активной познавательной, игровой и художественной детской деятельность;
• использование форм и методов, вызывающих эмоциональный отклик и положительные чувства у детей, что способствует проявлению активной деятельностной позиции дошкольников;
• построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе, принципах целостности и интеграции дошкольного образования;
• обеспечение образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и детей (педагоги + дети, педагоги + дети + родители) и самостоятельную деятельность детей
Реализуется проект по трё м направлениям:
• педагогическая деятельность (планирование, организация предметно-развивающей среды, методическая база и т. д. ,
• совместная деятельность педагогов с детьми (игровая, продуктивно-творческая, проектная, досуговая, экспериментальная, трудовая деятельность, познавательная).
• самостоятельная деятельность детей (чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская деятельности, труд и т. д.)
В основу проекта легли следующие принципы:
1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
2. Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, музеем боевой славы, сочетание разных видов деятельности.
5. Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.
6. Принцип слушания и исполнения музыкальных произведений.
ЭТАПЫ:
I этап – подготовительный.
• Составление плана работы по реализации проекта (см. приложение 1).
• Изучение и подбор методической литературы по теме проекта.
• Подбор материала для консультации педагогов на тему «Как познакомить детей с ВОВ».
• Составление плана работы с родителями:
1) Памятки: «Что читать детям о ВОВ»;
2) Выпуск газеты, памятки – раскладушки, альбомы;
3) Поиск ветеранов;
4) Консультация «Как рассказать детям о ВОВ»;
5) Памятка: «Литературные и музыкальные произведения, а так же изобразительное искусство»;
6) Анкетирование.
• Опрос детей по теме проекта и разработка тематических блоков в работе с детьми (см. приложение №2).
II этап – основной, творческий.
Педагоги :
• Проведений консультаций (см. приложение №3) и заседаний творческой группы по разработки конспектов НОД.
• Изготовление дидактических игр и пособий по развитию речи по теме ВОВ и её герои.
• Выпуск газеты «Этот день мы приближали, как могли».
• Оформление памятки – раскладушки «День Победы».
• Создание библиотеки произведений о войне.
Родители:
• Привлечение родителей к изготовлению альбомов «Мой прадед герой ВОВ», создание странички в альбом «Они сражались за Родину», атрибутов сюжетно – ролевым играм, макета «Военный городок», поделок, открыток для ветеранов
• Посещение с родителями музея «Боевой славы», посещение памятника блокадников, мемориала «Монумент Славы», посещения музея в доме культуры военного городка, музей Октябрьского района
• Посещение мемориалов на улице Б. Богаткова, А. Лобова, А. Гаранина, памятника А. Покрышкину
Дети:
• Тематические занятия и мероприятия (познавательной, исследовательской и спортивной направленности).
• Беседа с детьми о героях нашего района и города, об истории создания военного городка и госпиталях.
• Сюжетно – ролевые игры «Военные на ученьях», «Защитники крепости», «Летчики» и т. д.
• Тематический спектакль подготовительных групп.
• Дидактические игры на внимание.
• Составление сюжетных рассказов по серии картин: «Собака – санитар», «Готов служить» и др. Описательных рассказов «Самолет» и т. д.
• Заучивание стихов, песен, поговорок, пословиц о ВОВ и героях, Родине.
• Изготовление рисунков, поделок.
III. этап – итоговый.
• Военно – спортивный праздник «Защитники Отечества»;
• Выставка поделок и рисунков в музее детского сада;
• Совместный поход детей и родителей на праздник «День Победы» в парк «Славы», возложение цветов к вечному огню;
• Мероприятие посвященные «Дню Победы» (см. приложения №4);
• Акции «Георгиевская лента», «Б. Богатков»;
• Участие в конкурсе «Юный чтец»;
• Участие в конкурсе «Весенняя капель»;
• Реализация детско – родительских проектов : «Дети войны 1941 – 1945 год» (см. приложения №5, «Герои – сибиряки Октябрьского района» (см. приложения №6), «И помнит мир спасенный…» (см. приложения №7, «Помним их подвиги великие…» (см. приложения №8, посвящённый 70 – летию Дня Победы в Великой Отечественной войне над фашистской Германией (см. приложение 9);
• Проект по полихудожественному воспитанию «Борис Богатков» (см. приложения №10).
Ожидаемый результат:
В работе с детьми:
1. Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
2. У детей сформируется умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
3. Расширяется познания музыкального репертуара произведений о ВОВ.
Педагоги :
1. У педагогов имеется отработанная система нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста по теме ВОВ;
2. Повышение педагогического мастерства, самообразование: участие в городском конкурсе «Инновации и методики дошкольного образования», «Салют Победы», «Педагогическая ярмарка»;
3. Банк сценариев образовательной деятельности и тематических мероприятий для детей и родителей;
4. Банк дидактических игр и пособий по развитию речи по изложенной теме;
5. Банк литературных и музыкальных произведений по теме ВОВ и ее герои.
Родители:
повышение уровня информированности о воспитании нравственно-патриотического качества воспитании, активности включения в совместную деятельность по реализации задач данного направления;
Общий результат:
1. Выработка единых подходов воспитания между родителями и дошкольным учреждением;
2. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды.
Оценка качества реализации проекта :
Оценка результатов проекта будет проводиться по 3 направлениям: дети, педагоги, родители. Эффективность реализации проекта можно будет проследить через использование анкетирования воспитателей и родителей, уровню заинтересованности и участием в мероприятиях, проводимых в рамках проекта, уровню познавательного интереса дошкольников к проектной деятельности. Качественный анализ реализации задач нравственно- патриотического воспитания дошкольников будет проводиться регулярно путём наблюдения, анализа результатов продуктивной деятельности, бесед, игровой деятельности.
Приложение №1
План работы
МКДОУ д\с №490 по подготовке к 70 – летию ПОБЕДЫ
ЦЕЛЬ: Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне.
ЗАДАЧИ:
— пробуждать интерес к прошлому нашего города, страны;
— показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;
— знакомить с памятниками героям ВОВ;
— развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки;
— воспитывать уважение к ветеранам ВОВ;
— привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме Великой Отечественной войне.
№ п/п Сроки Мероприятия Ответственный Вносимые изменения
Ноябрь - декабрь Подготовительные мероприятия Творческая группа
Работа с педагогами
1. Январь - Май Внедрение проекта
«Мы Вас помним, Вы не забыты» Воспитатели старших и подготовительных групп
2. Февраль Консультация «О чем нужно помнить педагогам, рассказывая детям о войне» Воспитатели: Зайцева Е. В., Козырева Н. В.
3. Февраль - март Организация ПРС в группах и холлах детского сада Ст. воспитатель, воспитатели и специалисты
4. Январь – февраль Литературный фестиваль юный чтец «День победы» Ст. воспитатель, воспитатели старших дошкольных групп 15.01.2015 – 1 этап
18.02.2015 – 2 этап
5. Февраль - март Фестиваль детско – юношеского творчества «Салют Победы» Воспитатели групп Районный этап
6. Март Ярмарка педагогических идей обобщение педагогического опыта в виде педагогического проекта «Мы Вас помним, Вы не забыты» Ст. воспитатель, воспитатель Лаврентьева Ю. С. и муз. руководители Еремина Л. М. и Шабанова Е. О. Районный этап
7. Февраль - апрель Разработка конспектов, сценариев мероприятий к 70 – летию Победы ВОВ воспитатели и специалисты По разработанным тематическим блокам (приложение 2)
8. Апрель Фестиваль детского творчества «Весенняя капель» «Пусть всегда будет солнце» Музыкальные руководители
9. Май Выставка методической и детской литературы, пособий, видеоматериалов по теме. Ст. воспитатель
Работа с детьми в рамках проекта «Мы Вас помним, Вы не забыты»
1. Январь - Май Чтение художественной литературы: С. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран», Е. Благинина «Шинель», Л. Кассиль «Памятник советскому солдату», М. Пляцковский «Май сорок пятого года», А. Митяев «Мешок овсянки», А. Твардовский «Рассказ танкиста»;
Беседы: «День Победы», «Герои и подвиги», «Ветераны-земляки», «Что такое героизм», «Дети в годы войны», «Мы помним героев», «Что такое героизм» Воспитатели Тематические недели в совместной деятельности: профессии, день книги, день защитника отечества, день космонавтики, мой город
2. Январь Разучивание стихотворений о войне, героях войны воспитатели старших дошкольных групп
3. Январь Акция «Памятник Борису Богаткову» спектакли группа №5, 8, 9, 11 Ст. воспитатель, педагог – психолог, музыкальный руководитель, воспитатель гр. №5
4. Февраль Спортивно-музыкальный праздник, посвященный Дню защитника Отечества «Мы защитники отечества» Инструктор по физической культуре, воспитатели групп старшего возраста
5. Февраль - март Выставка детского изобразительного творчества в холлах ДОУ «Салют Победы» Воспитатели
6. Март Конкурс детского творчества «Салют Победы»
Ст. воспитатель
Воспитатели Районный этап
7. Апрель Изготовление поздравительных открыток для ветеранов Великой Отечественной войны, конкурс чтецов Воспитатели групп
8. Май Праздничный утренник
«Мир без войны», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Фестиваль детского творчества «Весенняя капель» «Пусть всегда будет солнце» (песни, танцы) Музыкальные руководители
Районный этап
9. Апрель - май Просмотр
видеофильмов, презентаций «Подвиги наших дедов и отцов», «О медалях»
Ст. воспитатель, муз руководители
Работа с родителями
1. Январь - Май «Они защищали Родину!» - фото выставки и рассказы из семейных альбомов и архивов Воспитатели
Январь Акция «Памятник Борису Богаткову» - распространение листовок Ст. воспитатель
2. Февраль Консультация «Как рассказывать детям о Великой Отечественной войне» Воспитатели
Март Изготовление поздравительных открыток для ветеранов Великой Отечественной войны, конкурс чтецов Воспитатели групп
3. Апрель Родительское собрание «Мир без войны» Воспитатели, муз. руководители
4.
Апрель - май Акция «Георгиевская лента» Ст. воспитатель
5. Май Создание библиотеки «Произведения о войне» Воспитатели
Размещение информации на сайте
1 Январь - Май 1. Размещение плана проведения мероприятий, посвященных 70-летию ПОБЕДЫ
2. Публикация на сайте детского сада материалов по итогам проведения мероприятий, посвященных празднованию Великой победы Ст. воспитатель
И. А. Цепелева
Приложение 2
Тематические блоки знакомства детей с ВОВ.
I. Четыре года шла война
1. Нападение Германии. Начало войны (Беседа, чтение произведений и прослушивание музыкальных произведений «Седьмая симфония» Д. Шостаковича, песня «Вставай страна огромная» В. И. Лебедева-Кумача»).
2. Дороги войны (Просмотр документальных фильмов о ВОВ, прослушивание песни «Эх, дороги»).
3. Блокада Ленинграда (Встречи с участниками блокады Ленинграда и посещение памятника).
4. День Победы (Встреча с ветеранами, посещение памятника Монумент Славы, возложение цветов, разучивание песни «День Победы» Д. Тухманова, проведение конкурса «Юный чтецов» первый этап, выставка детского творчества «День Победы глазами детей»).
II. Солдаты идут в бой
1. Они сражались за Родину (Чтение литературы и разучивание стихов, песен «Катюша» автор музыки —Матвей Блантер, автор слов — Михаил Исаковский., «Три танкиста»Д. Покрасс, «Пилоты»)
2. Письмо с фронта (создание альбома памяти из писем фронтовиков. прослушивание песен «Темная ночь», «Жди меня» Симонов)
3. Боевые награды (создание музея боевых наград из сохранившихся в семьях фронтовиков, просмотр слайд – шоу к песни «Фронтовики оденьте ордена»).
4. Памятники героям Посещения памятников: Б. Богаткова, А. Гаранина, А. Покрышкина, А. Лобова, прослушивание песни «Вечный огонь»).
III. Кто помог победить
1. Герои тыла (Знакомство с заводами эвакуированных во время войны и посещения памятника «доска Почета эвакуированных предприятий). «Вдовы России» автор текста (слов) : Голуб Т. Композитор (музыка) : Пономаренко
2. Дети и война (Чтения произведений, беседа, фото – выставка «Дети и война»).
3. Подвиг собак и других животных в ВОВ (Чтение художественной литературы и прослушивание песни «Пограничник»)
4. Песни фронтовые (песня, «Алеша» и др.).
IV. Моё Отечество
1. Древняя Русь, её защитники (Беседа, поисково – проблемные ситуации сравнения героев Руси и воинов ВОВ, просмотр иллюстраций и прослушивания фрагментов оперы «Иван Сусанин»).
2. Герои - сибиряки Октябрьского района Б. Богаткова, А. Лобов (Составление альбомов о героях – сибиряках).
3. История создания военного городка (Изготовление макетов, встречи с ветеранами военного городка, посещения музея в доме культуры военного городка, прослушивание современных военных песен).
4. Госпиталь – больница для военных (рассматривания иллюстраций и беседа о подвигах врачей). "вальс фронтовой медсестры" авторы Д. Тухманов, В. Харитонов.
5. Летчики – сибиряки А. Покрышкин, А. Гаранин (Продолжение составление альбомов о героях – сибиряках, прослушивание песен).
СТИХОТВОРЕНИЯ
ИГРЫ
«Кто больше соберет колосков»
В игре участвуют три-четыре ребенка. На полу рассыпают бутафорские колоски. Дети по сигналу начинают их собирать. Побеждает участник, собравший наибольшее количество колосков.
«Перевяжи раненного»
Участвуют четверо детей: две девочки – «санитарки» и два мальчика – «раненных бойца». Девочки перевязывают мальчикам руки. Побеждает девочка, первой наложившая повязку.
ЭСТАФЕТЫ
«Партизаны»
Участвуют две команды по четыре человека. Каждый участник держит небольшой мячик («гранату»). На расстоянии 5-6 метров от детей ставится игрушечный поезд. В метре от него чертится прямая линия. Перед «партизанами» ставится задача «подорвать эшелон противника, везущий оружие». Дети должны по очереди доползти до черты и, не вставая, бросить «гранату» в поезд, встать, бегом вернуться к своей команде и передать рукой эстафету следующему участнику. Побеждает команда, у которой будет наибольшее количество попаданий.
«Крепость»
Участвуют две команды по шесть-семь детей. Каждый ребенок держит кубик. По сигналу дети по очереди подбегают к указанному месту и ставят кубик, строя крепость. Побеждает команда, первой выполнившая задание.