Людмила Данилова
Социально-педагогические средства воспитания патриотических чувств старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Социально-педагогические средства воспитания патриотических чувств старших дошкольников»
Цель: разработать перечень социально-педагогических средств формирования патриотических чувств старших дошкольников и проверить их результативность.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний по теме путём изучения необходимой литературы, самообразования.
Публикация «Социально-педагогические средства воспитания патриотических чувств старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
2. Определить ценности, обеспечивающие воспитание патриотических чувств старших дошкольников;
3. Выявить социально-педагогические средства для воспитания патриотических чувств старших дошкольников;
4. Разработать план работы с детьми формирования патриотических чувств старших дошкольников;
5. Подготовить консультации для педагогов, для родителей по теме «Воспитание патриотических чувств старших дошкольников»;
6. Сделать папки-передвижки для родителей по данной теме;
7. Подготовить материал мастер-класс для педагогов по теме: «Воспитание патриотических чувств старших дошкольников».
Таблица№1
Формы работы
Месяц С детьми Педагогами Самообразование Родителями
Сентябрь Проведение констатирую-
щего эксперимента Диагностика
на тему:
«Диагностика детей дошкольного возраста по выявлению уровня знаний о родном городе (автор Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова);
«Уклад жизни русского человека в Древней Руси»;
Рисуночный тест»Моя семья».
Поздравляем именинников
(в течение года);
Проект
«Моя семья»(долго-срочный). Проведение консультации
На тему: «Диагностика эмоционального состояния детей»(тесты) Изучение литературы по данной теме.
Изучение опыта коллег.
Консультации для родителей на тему:
«Особенности социального развития (готовности) старших дошкольников(5-6 лет) к формированию патриотических чувств».
Группа в контакте
(постоянное обновление информацией в течение всего уч. года).
Анкетирование на тему «Традиции семьи»
Октябрь Готовим рисунки для уголка «Художественное творчество» Посещение открытых занятий в ДОУ.
Моделирование социально -педагогических средств для формирования патриотических чувств дошкольников. Оформление папки передвижки на тему: «Мой любимый детский сад».
Изготовление альбомов «Моя семья»,»Семейные увлечения».
Ноябрь Конкурс осенних поделок
Мероприятие к «Дню Матери» Оформление папки передвижки на тему: «Воспитание патриотических чувств старших дошкольников»
Изучение методических материалов в интернет ресурсах Консультации на тему «Чем заняться с ребёнком в выходной день»,
Мастер класс «Поделки своими руками».
Декабрь
Новогодний праздник Изучение опыта коллег
Выступление на родительском собрании о проделанной работе.
Подведение итогов по проекту «Моя семья».
Январь Проект (кратко-
срочный)
«Блокада
Ленинграда»
Мероприятие к «Дню блокады Ленинграда»
Мини-музей
«Военная техника» Посещение читального зала по отслеживанию и изучению новинок и изучению методических разработок по данной теме биб. им. Маяковского Оформление папки-передвижки «Важная и доступная информация для ребёнка о блокаде Ленинграда»
Февраль Праздник к Дню защитника Отечества Подготовка материала для издательства по данной теме
Март Диагностика эмоциональных состояний
(Цветовой тест эмоциональных состояний)-тест Люшера;
Мамин праздник
«8 Марта»;
Готовим рисунки для уголка «Художественное творчество»-Портрет моей любимой мамы.
Мастер-класс для педагогов по теме: «Воспитание патриотических чувств старших дошкольников
(презентация)
Посещение открытых мероприятий;
Курсы повышения квалификации
Презентация для родителей в контакте «Мама -самый любимый человек».
Конкурс «Кулинарные рецепты»
Апрель Конкурс поделкок к Дню космонавтики Посещение семинаров
Май Конкурс рисунков к «Дню Победы»;
Мероприятие к «Дню Победы»
Проведение формирующего эксперимента. Написание отчёта о проделанной работе за учебный год и выступление с ним на педсовете;
Показ презентации о проделанной работе Выступление на родительском собрании о проделанной работе.
Июнь Мероприятие к «Дню защиты детей»
Конкурс рисунков «Счастливое детство» Выставка детских рисунков к «Дню защиты детей».
Июль Конкурс рисунков «Вот и лето» Совместное творчество -рассказ «Летние денёчки»
Август
Перспективное планирование на 2022-2023г.
Сентябрь
«Мой любимый детский сад»
1. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада.
2. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них.
3. Пение песен и чтение стихов о детском саде.
Цель: развивать речь детей
4. Занятие «Наш детский сад»
Цель: закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача.
5. Беседа: «Где аккуратность, там и опрятность»
Цель: закрепить знания и умения детей об этикете.
6. Занятие «Будем дружно мы играть»
Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.
6. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления, воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость.
7. Проект «Моя семья».
Октябрь
«Моя семья»
1. Занятие «Моя семья».
Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям.
2. Беседа «Наша Родина-Россия».
Цель: уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык).
3. Развлечение «Мой посёлок»
Цель: расширять знания детей о посёлке, прививать любовь к нашей малой Родине, гордость за не.
4. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
Цель: прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду.
5. Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».
Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям.
6. Рисование на тему «Моя семья»
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
7. Занятие «Пеку, пеку хлебушек».
Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб приш л к нам на стол; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
Ноябрь
«Наша Родина-Россия»
1. Занятие «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»
Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях
2. Занятие «Государственный флаг РФ».
Цель: познакомить с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.
3. Беседа «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»
Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия.
4. Конкурс чтецов «Стихи о маме».
Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме.
5. Занятие «Государственный гимн России»
Цель: познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них.
6. Беседа «Дом, улица, адрес».
Цель: продолжать знакомить детей с родным городом, развивать коммуникативные умения.
7. Беседа «Природа России». Цель: формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.
8. Праздник «Мама, ты на свете лучше всех!»
Цель: прививать чувства любви и заботы о маме».
9. Рисование на тему «Моя Родина».
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к Родине.
Декабрь
«По новогодней карте» (или «Новый год у ворот»)
1. Занятие: «Что за праздник Новый год?»
Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.
2. Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо.
3. Занятие «Страна моя родная!».
Цель: продолжать знакомить с родной страной (города, гимн, флаг России); развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше изучать о России.
4. Беседа «Животный мир нашего края».
Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным.
5. Праздник «Новогодний карнавал».
Цель: создать у детей радостное настроение.
6. Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).
Цель: воспитывать у детей и родителей желание что-то придумывать и творить вместе.
Январь
«Народные праздники»
1. Занятие «Народные праздники на Руси. Рождество»
Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.
2. Развлечение «В гости коляда пришла».
Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам.
3. Занятие «Доведи дело до конца».
Цель: учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути свою работу, учить предвидеть результат.
4. Беседа «История моего города».
Цель: познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее».
5. Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе.
Цель: прививать интерес и любовь к родному городу, району.
6. Выставка детских рисунков «Чудо, чудо Рождество».
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления;
7. Проект (краткосрочный) «Блокада Ленинграда»
Февраль
«Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника Отечества).
1. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
Цель: расширение кругозора.
2. Слушание в записи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.
Цель: познакомить с подвигами богатырей.
3. Беседа «Мои друзья».
Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.
4. Занятие «Государственный герб России».
Цель: познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем.
5. Праздник «Масленица».
Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость.
6. Изготовление подарков для пап и дедушек.
Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных.
7. Занятие «Кто сторожит тишину?».
Цель: расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память.
8. Спортивное развлечение «Хочется мальчишкам в армии служить».
Цель: развивать у детей быстроту, выносливость, силу, внимание.
Март
«Моя мама»
1. Занятие «О мамах родных и очень важных».
Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.
2. Изготовление подарка мамам, бабушкам.
Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек.
3. Праздник «Мы поздравляем мам с 8 марта».
Цель: воспитывать желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них.
4. Игра – путешествие «Москва– столица России».
Цель: познакомить детей с достопримечательностями Москвы. Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства.
5. Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери».
Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.
6. Игра - посиделки «Ладушки в гостях у бабушки».
Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Апрель
«Наши космонавты»
1. Занятие «Покорение космоса».
Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать
2. Праздник «Славится Россия чудо – мастерами».
Цель: познакомить с народными промыслами, привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.
3. Беседа «Я и мо имя».
Цель: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.
4. Занятие «Праздник Пасхи».
Цель: формировать интерес к культуре своего народа; развивать умение применять знание о национальной культуре в разных видах деятельности.
5. Развлечение «Праздник Родины – России!»
Цель: воспитывать любовь к нашей Родине – России, закрепить знания детей о флаге, гербе и гимне России; об истории России.
Май
«Праздник Весны»
1. Развлечение «Веснянка».
Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа.
2. Проект «День Победы»
3. Беседа «знамя Победы».
Цель: формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен.
4. Занятие «Этот день Победы».
Цель: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России.
5. Экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат в (посёлке Новое Девяткино).
Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.
5. Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества».
Цель: воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины.
6. Беседа «Бабушка и дедушка вместе». Цель: расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.
Июнь
1. Занятие «День защиты детей»
Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.
2. Конкурс рисунков «Счастливое детство». Цель: вызвать эмоциональный отклик, связанный с праздником и отразить свои чувства в рисунках.
Литература
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников[Текст]-М :ЦГЛ,
2005-256с.
2. Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников
[Текст] -М: Творческий центр сфера. 1992-120с.
3. Буре Р. С. Нравственно-патриотическое воспитание. Детство-пресс,20010г.
4. Вороненко А. Г. Патриотическое воспитание в России[Текст]. Педагогические науки-2006-130с.
5. Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание[Текст] : методологический аспект/А. Н. Вырщиков, М. П. Бузский-Волгоград: Издатель,2001-245с.
6. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Примерная программа дошкольного образования//М :МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2011-304с.
7. Вавилова И. Н. Формирование нравственной воспитанности личности ребёнка в условиях дошкольного образовательного учреждения- Шадринск: Шадринский дом печати;2012-189с.
8. Жариков А. Д. Растите детей патриотами. [Текст] -М:2012-203с.
9. Затулина Г. Я. : Россия-Родина Моя. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников. Центр педагогического образования 2001-60с.
10. КнязеваО. А., Маханёва М. Д «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» -СПб: Детство-Пресс. 2010-340с.
11. Казаева Е. А. Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста[Текст]-Екатеринбург,2003-23с.
Журналы
19. Беловолов В. А. Правильный выбор приоритетов в деятельности системы образования[Текст]В. А. Беловолов- Сибирский педагогический журнал- Реферат «Теоретико-методологические подходы к воспитанию».
2007г. №1-с. 32-42.
20. Дошкольное воспитание. Статья «Патриотическое воспитание»,стр. 29.,
№7/2010г.
21. Дошкольная педагогика. Петербургский научно-практический журнал.
№8/октябрь/2013г.
22. Дошкольная педагогика. Петербургский научно-практический журнал.
Статья «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников на героических примерах ВОВ.
№4/апрель/2014г. стр. 28-35.
23. Дошкольная педагогика. Петербургский научно-практический журнал.
Статья «Воспитание у дошкольников нравственно- патриотических чувств посредством знакомства с понятием «семья».№6/2015г. стр. 43-47.
24. Дошкольное воспитание. Статья «Навыки социальной ориентации»,стр. 39-44,№1/2016г.
Журнал "Семья в России" № 3-4, 1995.