Зоя Капустина
Социально-образовательный проект «Эколята — дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
1. Паспорт проекта
Структура Содержание
Тема проекта Социально-образовательный проект «Эколята – дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и природолюбия.
Сроки реализации проекта 8 месяцев
Автор проекта Воспитатель Капустина З. И.
Публикация «Социально-образовательный проект „Эколята — дошколята“ по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Темочки
Участники проекта Дети всех возрастных групп, педагоги, родители
Особенности проекта Социально-познавательный, долгосрочный
Актуальность и социальная значимость проекта Формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия. Одним из направлений развития государства является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к ее животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Воспитание любви к природе, ее животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства.
Анализ ситуации Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.
Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.
Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста может стать новый социально-образовательный проект «Эколята – дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.
Проект «Эколята– дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка.
Постановка проблемы Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли — образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.
Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание.
Аннотация проекта Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических экологических знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.
На торжественной церемонии воспитанника ДОУ принимают в «Эколята – дошколята». Ребенок будет понимать, что он вошёл в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.
Особенностью Проекта «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.
Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.
С детьми проводятся тематические занятия, акции, выставки с участием родителей, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.
Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.
Природолюбие, помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений.
Цель проекта Формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия. Создание отряда «Эколята-дошколята». Показ видеоролика «Эколята-защитники природы» по итогам проекта.
Задачи проекта дать ребенку знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
способствовать развитию понимания ребенком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
помочь ребенку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Принципы, лежащие в основе проекта - интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания;
- создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска;
- наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения;
- создание условий для практического экспериментирования с разными материалами;
- простота и доступность изучаемого материала;
- поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении образовательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;
- безопасность в организации и проведении воспитательно-образовательного процесса;
- наличие осознанного подхода при организации совместной деятельности со стороны воспитателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.
- принцип системности и наглядности;
- принцип доступности изучаемого материала;
- эмоционально-насыщенная тематика игровых упражнений, занятий;
- проблемно – исследовательский характер заданий;
- привлекательность, занимательность и образность содержания заданий;
- принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к природе родного города, к природе Отечества, природоохранная деятельность;
- принцип интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, сочетание разных видов деятельности;
- принцип наглядности: изготовление ряда наглядно-дидактических пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе экологического материала.
Этапы реализации проекта I этап - подготовительный.
• Разработка и утверждение положения о создании отряда «Эколята-дошколята».
Изучение методической литературы в детском саду по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
II этап - основной
совместная деятельность педагогов и детей с учетом образовательных областей
включение в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий, мероприятий по изучаемым темам, направлениям и вопросам
активизация взаимодействия родителей с детьми по сохранению единства человека и природы
III этап - заключительный
подведение итогов деятельности в рамках проекта
создание видеоролика в рамках проекта.
Ресурсы проекта Информационно-техническое :
- мультимедийный проектор,
- ноутбук,
- компьютер,
- фотоаппарат,
- видеокамера.
Информационное обеспечение :
- интернет,
- лепбуки,
- тематические книги;
- хрестоматии;
- альбомы и тетради для раскрашивания;
- дидактический материал: схемы, таблицы, дид. игры по краеведению;
- наглядные, дидактические и раздаточные материалы;
- художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
- тематические альбомы и фотоальбомы,
- энциклопедические и справочные издания;
- аудио и видеоносители информации;
- настольные, напольные, компьютерные и другие игры,
Предполагаемые результаты и продукты проекта
Предполагаемые результаты:
- повышение общей культуры ребенка;
- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
- создание отряда «Эколята– дошколята»
- создание лепбука «Эколята– дошколята»
- создание видеоролика «Эколята-защитники природы»
Продукт деятельности детей :
- Рисунки детей на экологическую тематику, по полученным впечатлениям;
- Творческие работы
Продукт деятельности педагогов:
- Разработка и оформление проекта;
- Разработка конспектов ООД по тематике проекта
- Презентация итогов проекта
- создание видеоролика по результатам проекта,
- Консультации и информационный материал по работе с родителями (брошюры, памятки, консультации и т. д.)
- Тематические стенды и выставки,
Перспективы распространения Использование данного педагогического проекта в работе дошкольных образовательных учреждений
2. Этапы работы над проектом.
Мероприятия Сроки проведения Ответственный
1 этап - подготовительный
Предварительная работа с детьми, беседы, чтение худ. литературы, прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций на экологическую тематику. апрель Капустина З. И.
Организация предметно-развивающей среды группы в рамках реализации проекта; апрель Капустина З. И.
Поиск информации по проекту : логотип, гимн, клятва, создание грамот для посвящения в «Эколята-дошколята», костюмов эколят. апрель Капустина З. И.
Создание лепбука «Эколята – дошколята» с возможностью использования элементов стенда для проведения занятий с детьми. апрель Капустина З. И.
2 этап – основной
Экологическая акция «Крышечки ДоброТы» Оформление контейнеров для сбора крышек. май Капустина З. И.
Создание квест-игры «По лесным тропинкам» май Капустина З. И.
Организация выставки художественной литературы по экологическому воспитанию для семейного чтения июнь Капустина З. И.
Подготовка и раздача буклетов для родителей «Как привить детям любовь к природе» июнь Капустина З. И.
Работа с детьми
Беседа "Весенние палы - причина пожаров", воспитание бережного отношения к природе родного края и проблемам весенних палов май Капустина З. И.
Мастер-класс «Чудесное превращение природного материала»
май Капустина З. И.
Экологическая акция «Войди в лес другом» май Капустина З. И.
Праздничное мероприятие принятие воспитанников МДОУ в «Эколята – дошколята» май Капустина З. И.
НОД по художественно-эстетическому развитию «Изготовление птички-оригами» июнь Капустина З. И.
Выпуск экологической газеты «Природа глазами детей» июль Капустина З. И.
Проведение конкурса чтецов «Наш дом-планета» август Капустина З. И.
Конкурс рисунков на асфальте «Я дружу с природой» август Капустина З. И.
Демонстрация видеоролика «Эколята - молодые защитники природы» август Капустина З. И.
Беседа «Что такое мусор» знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов сентябрь Капустина З. И.
Экологическая акция «Бережем планету вместе» август Капустина З. И.
Выставка рисунков «Лесные жители»
август Капустина З. И.
Работа с родителями
Организация и проведение родительского собрания «Экологическое воспитание дошкольников» о необходимости участия в проекте. сентябрь Капустина З. И.
Участие в акции «Круг жизни». Сбор макулатуры октябрь Капустина З. И.
Выставка совместных творческих работ родителей и детей «Мир цветочных фантазий», приуроченная к Всемирному дню цветка 21 июня июнь Капустина З. И.
Участие в акции «Сдай батарейку - спаси ежика» октябрь Капустина З. И.
Конкурс среди родителей на лучший плакат по «Экологии» октябрь
3 этап – заключительный
Подведение итогов проекта «Эколята-дошколята» ноябрь Капустина З. И.
Праздник «Эколята-дошколята – друзья природы» ноябрь Капустина З. И.
Презентация видеоролика «Эколята-дошколята» ноябрь Капустина З. И.