МААМ-картинки

Социально-нравственное воспитание детей раннего возраста как предпосылка формирования патриотических чувств

Светлана Ивлева
Социально-нравственное воспитание детей раннего возраста как предпосылка формирования патриотических чувств
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 20 «Ленок»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей.

конспект

заседания клуба «Молодая семья» :

Тема: «Социально-нравственное воспитание детей раннего возраста как предпосылки формирования патриотических чувств»

Подготовила воспитатель :

С. В. Ивлева

Темочки:

Цель: Формирование и развитие у детей социально значимых ценностей гражданственности и патриотизма.

Задачи работы по патриотическому воспитанию в группах раннего возраста :

- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране.

Воспитание уважения к труду.

- Формирование бережного отношения к природе и всему живому.

- Развитие интереса к русским традициям.

- Создание необходимой развивающей среды, единого образовательного пространства (детский сад – семья – социум).

Актуальность

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Это корни, связывающие его с родным домом, ближайшим окружением.

Воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

В раннем возрасте детям еще трудно представить, что такое город, страна. К жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников или каких – либо общественных событий. Поэтому их внимание обращают на празднично украшенные улицы, оформляют группу к праздникам. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота.

Патриотическому воспитанию детей в нашей стране уделяется большое внимание. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, страна, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям. Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим городом, своим народом.

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания» - эти слова К. Д. Ушинского в полной мере относятся к воспитанию интереса и любви к родному городу и родной стране.

Предварительная работа с детьми :

- Д/ и: «Посади матрешку на стульчик» - развивать мелкую мускулатуру рук;

- Чтение р. н. сказки «Колобок», показ театра с куклами би-ба-бо «Колобок», плоскостного театра «Курочка Ряба», чтение песенок и потешек: «Сорока белобока», «Водичка, водичка», «Наша Маша маленька…» - знакомить детей с малыми фольклорными формами, вызвать интерес, эмоциональную отзывчивость.

- Пальчиковая игра «Этот пальчик – дедушка…» - развивать мелкую мускулатуру рук, закрепить знание детей членов своей семьи (дедушка, бабушка, папа, мама).

- С/р игра «Военный врач» -

Предварительное взаимодействие с родителями:

Индивидуальная беседа «В нашей семье растет малыш» - выявить характер взаимодействия взрослых с ребенком внутри семьи (кто кормит, гуляет, укладывает спать, кто и что читает, играет и тд.)

Ход мероприятия:

1 Этап: «Ознакомительный»

Представление родителям воспитателей групп раннего возраста Е. С. Чилегину и С. В. Ивлеву.

Слушание сообщения в сопровождении с презентацией на тему:

«Социально-нравственное воспитание детей раннего возраста как предпосылки формирования патриотических чувств»

Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова:

«Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Ранние привычки будут служить основанием, на котором строится жизненное знание нравственности и благородства».

Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Психика детей этого возраста очень пластична, поэтому из них можно «вылепить» что угодно, главное, знать, на какие точки воздействовать. Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх, а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет мама, с прибаутками, потешками. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор.

Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, вместе отдыхать; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.

Вторым этапом патриотического воспитания ребёнка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к дошкольному учреждению. Здесь основная нагрузка ложится на сотрудников детского сада.

Целью педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию является создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Реклама

Задачами нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста являются :

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

• развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

• развитие чувства ответственности;

формирование взаимопонимания и дружбы между детьми, сопереживания.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Основная цель работы с детьми раннего возраста - ознакомление их с ближайшим окружением, т. е. с теми предметами, что окружают детей в жизни, растения участка и группы, домашние животные, игрушки.

Хорошим средством воспитания является организация трудовой деятельности. Например, с малышом можно полить цветочки на клумбе, собрать листья осенью, сгрести песок в горку, повесить кормушки и подкармливать птиц зимой и т. д. Не надо забывать и про игры во дворе. Организатором таких игр является взрослый или старшие дети. С детьми раннего возраста необходимо совершать прогулки, наблюдая явления, которые происходят вокруг и замечая изменения.

Ознакомление детей с окружающим миром происходит через рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы, дидактических игр.

Работая с детьми раннего возраста, большое внимание педагоги детского сада уделяют понятию «семья», проводят этические беседы о семье, о близких родственниках. Совместно со взрослыми дети готовят подарки для родных и близких к праздникам. Воспитатели организуют беседы с детьми («Мой папа», «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали с папой и мамой», дидактические игры («Чей малыш», «У кого какая мама», пальчиковые игры («Семья», «Сорока Белобока», «Этот пальчик дедушка», сюжетно-ролевые игры («Семья», «Дочки-матери», «Уложим куклу спать», «Чаепитие», разучивают песни и стихи о маме, папе и семье.

Следующим средством приобщения ребёнка к детскому саду и патриотическому воспитанию является организация и проведение праздников. В детском саду часто проводятся фольклорные праздники и развлечения, на которых уже с раннего детства происходит знакомство с традициями народа.

Ещё одно средство реализации нравственно-патриотического воспитания – ознакомление малышей с народными играми. Чаще всего это подвижные игры. Педагогами систематически планируется работа по приобщению детей к народному фольклору. Дети знакомятся с русскими народными сказками, потешками, попевками, прибаутками. Подобные игры помогают знакомить детей с русскими народными обычаями, развивают нравственные и патриотические чувства. В игре ребёнок отображает труд взрослых, окружающую жизнь, в игре развивается первое чувство дома.

С первой младшей группы, когда дети только пришли в детский сад, с первого умывания, они слышат речь взрослых, слышат добрую потешку Например «Водичка-водичка», так в детях воспитывается аккуратность, опрятность, стремление к чистоте. Чтение потешки «Пошёл котик на торжок», способствует развитию у детей желания делиться друг с другом. Потешка «Сорока-сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему.

Так, например, рассказывая сказку «Курочка Ряба», воспитатель в доступной форме старается научить детей сопереживать близким. Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, а сказка «Теремок» – дружеские отношения. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире.

Маленький ребенок много и с увлечением играет. Игра – ведущий вид деятельности в раннем возрасте. Это естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стремление к движению, действию, к переосмысливанию впечатлений окружающей жизни. Ребенок с удовольствием подражает действиям взрослого, воспроизводит некоторые игровые эпизоды, беря на себя главную роль (роль взрослого, второстепенную отводя кукле. В группах раннего возраста кукле отводится главная роль. В ходе образовательной деятельности дети осваивают навыки ролевых игр, таких как: «Кукла встречает гостей» (развиваем чувство гостеприимства); «Напои куклу чаем», «Уложи куклу спать», «Постирай кукле платье», «Одень куклу на прогулку»,и др. (воспитываем чувство заботы, любви к кукле, бережное отношение к игрушкам). Таким образом, игры с куклой- образом человека – позволяют ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения.

Из этого следует что, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Совершенно очевидно, что если и педагоги, и родители будут гордиться своей Родиной, закладывать любовь к Отчизне с самого раннего детства, чтить традиции и обычаи своего народа, то и дети вырастут достойными гражданами общества, ощущающими себя неотъемлемой частью Отечества.

2 Этап: «Творческий»

Мастер – класс для родителей «Сделай куклу в военной форме своими руками» ( в рамках тематической недели: «Кукла в военной форме»).

Цель: Обучить родителей техническим приемам конструирования из бумаги «Кукла в военной форме» для пальчиковых и настольных игр.

Показать приемы обыгрывания на примере пальчиковых игр, упражнений.

Материал:

Цветной картон, цветная бумага, цветные нитки, цветные фломастеры, клей – карандаш, ножницы, степлер, тряпочки.

3 Этап: «Презентационный»

Выставка кукол в военной форме, сделанных родителями на мастер – классе в группах раннего возраста.

Публикации по теме:

Стилизованный русский народный танец как средство формирования нравственно-патриотических чувств детейСтилизованный русский народный танец как средство формирования нравственно-патриотических чувств детей Сообщение из опыта работы «Стилизованный русский народный танец, как средство формирования нравственно-патриотических чувств детей старшего.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество»Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Мастер-класс на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Цель: обобщение моего педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-нравственное воспитание детей раннего возраста как предпосылка формирования патриотических чувств
Опубликовано: 2 февраля 2025 в 15:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-нравственное воспитание детей раннего возраста как предпосылка формирования патриотических чувств» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ивлева (УИ 2069895) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
10 февраля 2025 понедельник
Чудеса-кудеса!
Велесов День
Посвящается памяти А. С. Пушкина!
Праздник фасоли и горошинки!
Путешествуем в прошлое утюга!
11 февраля 2025 вторник
Международный день женщин и девочек в науке
Путешествуем по книгам Виталия Бианки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД