наталья корепанова
Социально-коммуникативное развитие как образовательная область на этапе дошкольного детства
Социально-коммуникативное развитие как образовательная область на этапе дошкольного детства
Главные структуры личности закладываются в этап дошкольного детства, что возлагает на семью и дошкольное учреждение огромную ответственность за воспитание нужных личностных качеств у детей.
В содержании образовательной работы дошкольных организаций в рамках реализации ФГОС ДО «большое внимание должно быть уделено решению задач и достижению целей социально-коммуникативного развития» .
Публикация «Социально-коммуникативное развитие как образовательная область на этапе дошкольного детства» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Задачами социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются:
- усвоение ценностей и норм, принятых в обществе, включая нравственные и моральные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции личных действий;
- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к общей деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к собственной семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации;
- формирование положительных установок к разным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, природе и социуме.
Введение ФГОС ДО определяет эти особенности взаимодействия детей и взрослых, как создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, уважение к ребенку, ориентация детей на общечеловеческие ценности.
Развитие активной позиции у ребенка дошкольного возраста гарантируются предоставлением ему инициативы в самых всевозможных видах деятельности, и, прежде всего в игре.
Рекомендуемыми инновационными формами работы с детьми по «Социально-коммуникативному развитию» в дошкольном возрасте по ФГОС ДО являются:
- театрализованная деятельность;
- литературно-игровые форм (сочинение с детьми загадок, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов, стихотворные игры;
- метод проектов;
- самостоятельная деятельность детей.
Формы взаимодействия с родителями по социально-коммуникативному развитию дошкольников по ФГОС ДО следующие:
- совместные образовательные проекты;
- вечера ответов и вопросов;
- фотовыставки творчества;
- тематические вечера и викторины;
- конференции для родителей;
- совместный досуг;
- совместное творчество детей, родителей и педагогов;
- мультимедийные презентации;
- посещение художественных выстовок;
- совместное создание мини-музеев.
Процесс социально-коммуникативного развития дошкольников требует создания в ДОО особых психолого-педагогических условий и, в первую очередь, организации образовательной деятельности для детей дошкольников, которая ориентирована на достижение совместного результата детской работы. Такой образовательной деятельностью воспитателя с детьми, которая гарантирует достижение совместного результата является ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, а именно, игровая деятельность.
Игровая деятельность позитивно воздействует на коммуникативную сферу дошкольников. На это указывает О. В. Солнцева, отмечая, что у ребенка помаленьку в благоприятных условиях формируются навыки подчинения игровым установкам и правилам, он приучается понимать и принимать мнения и поступки других участников игры, проявлять к ним навыки доброжелательного и терпимого поведения. Дети не спеша начинают демонстрировать в игре элементы и модели социального поведения, совместно переживают различные эмоциональные состояния, приучаются достигать общий результат, оценивать.
Игра способствует социализации детей : через воспроизведение в игровом процессе действий старших и отношений между ними дети познают окружающую действительность и социализируются. Детям младшего дошкольного возраста Игры помогают усвоить назначение и свойства предметов, понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем слоненка, идем в гости к другу и т. д.). В таких играх ребенок выражает свои чувства и эмоции, что в определенной мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями общения и взаимодействия с другими людьми.
На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. Общие игры детей начинают доминировать над индивидуальными играми и играми рядом. В общих играх появляются творческие объединения детей. В ролевой игре ребенок берет на себя конкретные роли и подчиняет им свое поведение. Так открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного, дружелюбного отношения к окружающим, психологической отзывчивости, способности к сопереживанию.
Таким образом, социально-коммуникативное развитие дошкольников как образовательная область на этапе дошкольного детства в соответствии с ФГОС ДО имеет свои задачи и цели. Главным образом это развитие направлено на усвоение детьми нравственных ценностей, развитие взаимодействия и общения с окружающими людьми, самостоятельности и инициативности ребенка в разных видах деятельности, формирование положительного отношения к труду и основ безопасного поведения, воспитание эмоциональной отзывчивости. Социально-коммуникативное развитие дошкольников осуществляется в определенных формах организации детской деятельности, среди которых основной является непосредственно образовательная деятельность.