Горбова Наталья
Социально-коммуникативное развитие дошкольников в современном информационном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Методическая разработка
«Социально-коммуникативное развитие дошкольников в современном информационном пространстве»
Воспитатель: Горбова Наталья Михайловна
Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольной организации.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в современном информационном пространстве» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Актуальность этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, общества и государства.
Процесс социализации протекает всю жизнь — с самого рождения и до старости. В ходе социализации человек осваивает множество социальных норм и социальных ролей, учится взаимодействовать с другими, в этом процессе формируется его Я. Первичной социальной группой, в которой начинается процесс социализации, является семья. В ней закладываются основы его личности. В семье он усваивает элементарные нормы культуры, учится выполнять простые социальные роли. Несмотря на появление позднее других сфер социализации, у личности всегда остаются привитые в детстве основные образцы поведения.
Главные направления социально – коммуникативного развития являются следующие :
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; уметь взаимодействовать со сверстниками.
Важность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не умеют контактировать друг с другом, выражать свои чувства, у них не развита эмоциональная сфера. Неумолимо растет зависимость от телевизора и компьютера. Использование компьютера может и расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка и создаёт условия для обогащения его кругозора, но дети страдают от отсутствия живого общения и в результате возникают проблемы в общении со сверстниками. Возникает необходимость показать, как интересен мир предметов и игрушек, что можно узнать многое о человеке, окружающем мире. Поэтому, необходимо стало внедрение инновационных технологий в социально - коммуникативное развитие ребенка, например, таких как:
1."Путешествие в страну "Сообразилия".
2. Проблемная ситуация: "Попробуй отгадай".
3. Рефлексивный круг.
4. Дети – волонтеры.
5." Волшебный телефон".
6. Клуб "Добрых и Находчивых"
7. Коллективный проект.
Данные технологии позволяют сформировать и развивать у ребенка – саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – то есть все те качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.
Технология "Рефлексивный круг"
- это технология, которая позволяет стимулировать речевую деятельность дошкольников, помогает детям высказывать свои предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих.
Цель: направлена на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга.
"Рефлексивный круг" проводится каждый день перед завтраком и после полдника, или, когда в группе происходит какой-то конфликт или ссора. Утром обсуждаем вместе, какой сегодня день, с каким настроением ребенок пришел в детский сад, о чем хочет рассказать друзьям.
"Волшебный телефон".
Дети стали замечать друг за другом, что иногда у них плохое настроение, они устали, чем-то огорчены или повздорили по пути в детский сад с родителями. И они стали придумывать, чем бы его поднять и что им в этом помогло бы. Ребята сообщают по телефону причину плохого настроения и сообща придумывают пути выхода из этого состояния. Конечный итог - им хочется улыбаться, меняется настроение в лучшую сторону.
Технология "Дети – волонтеры"
предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, кушать, лепить, рисовать и т. д.
Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
развивать самостоятельность и ответственность у старших дошкольников, а также навыки общения в разновозрастном коллективе;
создавать ситуацию развития, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;
давать возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности.
Технология "Клуба Добрых и Находчивых" призвана напомнить всем, что самое главное в жизни – это хорошие отношения между людьми, что на свете так много вещей, без которых человеку действительно невозможно прожить: дружба, сострадание, любовь, уважение.
Такое педагогическое обучение в форме игры направлено на формирование активной жизненной позиции, оно дают представления о том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький ребенок способен изменить в лучшую сторону свое окружение.
Таким образом, используя данные технологии, ребёнок учится самостоятельно добывать знания, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей. У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, после совместной деятельности раскрываются собственные творческие возможности.