Лучший педагог года

Социально-коммуникативное развитие детей от 0 до года. Продолжение

Евгения Седова
Социально-коммуникативное развитие детей от 0 до года. Продолжение

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УДЕРЖИВАТЬ В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ ЛИЦО ВЗРОСЛОГО И НЕПОДВИЖНЫЙ ПРЕДМЕТ.

«ГДЕ ЖЕ НАШ МАЛЫШ?».

Малыш находится на руках у взрослого в позе «под грудью». Наклоняйтесь над лицом ребенка и удаляйтесь от него, напевно произнося слова:

Где же, где же наш малыш,

Где же, где же наша крошечка,

Где же, где же наш (а…

Где же наше солнышко?

Пощекочите малыша за ушками, погладьте шейку, потормошите его за грудку, улыбнитесь ему, нежно и ласково поговорите с ним:

Вот, вот, наш малыш,

Вот, вот наша крошечка,

Вот, вот наш (а…

Вот, вот, наше солнышко!

Во второй части игры измените свою позу и позу ребенка – встаньте, поверните малыша лицом к себе. Одну руку подложите ему под шею и голову, другой придерживайте его за ягодицы. Покачивая малыша вперед – назад, приближая свое лицо к его лицу и отдаляясь от него, улыбаясь ему, повторите ваши ласковые слова.

«ВОТ ТАК КУБИК».

Приготовьте пластмассовые кубики красного, желтого, синего, зеленого цветов, надеть на палочку 40 -50 см длиной. Подложите свою руки под шею и голову малыша, приподнимите его головку над своей рукой. Слегка покачайте кубик. Приближайте игрушку к лицу малыша и удаляйте ее от него, убедитесь, что он ее увидел. Спрячьте игрушку за спину. Поговорите с малышом и вновь покажите ему кубик, побуждая его сосредоточить взгляд на игрушке.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПЛАВНО ПРОСЛЕЖИВАТЬ ЗА ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ЛИЦОМ ВЗРОСЛОГО И ДВИЖУЩИМСЯ ПРЕДМЕТОМ.

«ВАНЬКА - ВСТАНЬКА, БУДЬ ПОСЛУШЕН!».

Возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживает шею и головку, а другая – ягодицы. Ребенок будет находиться в позе, которая называется «на весу». В этом положении ваши лица обращены друг другу, вы легко можете поднести малыша к своему лицу. Читая стишок, приближайте лицо малыша к себе и отдаляйте, отклоняйтесь сами от лица ребенка вправо – влево:

Ванька – Ванька,

Ванька – встанька,

Будь послушен.

Ишь какой!

Нам не справиться с тобой!

«ТЫ КОЛЕЧКО ПОКРУЖИСЬ».

Приготовьте кольца от пирамидки, надетые на палочку длиной 40 – 60 см.

Привлекая внимание малыша к игрушке, вращайте ее, потряхивайте, устанавливая ракурс, наиболее благоприятный для прослеживания за ней. Перемещая игрушку достаточно медленно и плавно. Так чтобы малыш успевал за ней прослеживать:

Ты колечко, покружись, покружись,

Нашей детке покажись, покажись,

Покружись и так, и сяк,

Не поймать тебя никак,

Повернись да покружись,

Так вот так – так вот так!

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ НА ЛИЦЕ ВЗРОСЛОГО.

«ВЕСЕЛЫ ВСЕ ДУШКИ».

Взрослый привлекает внимание ребенка к своему лицу, наклоняется над малышом и отдаляется от него, покачивая его, напевно, с различными интонациями читает стишок:

Тюшки – тютюшки,

Веселы все душки.

Подыму Фролку

На крутую горку,

Бух! Покатился,

С горки свалился!

«РАССМАТРИВАНИЕ СУЛТАНЧИКОВ».

Вам понадобятся яркие шуршащие султанчики – красный, зеленый, фиолетовый, оранжевый.

Взрослый привлекает внимание ребенка к султанчику, потряхивает его, вращает, добиваясь от малыша умения зафиксировать игрушку.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ДЛИТЕЛЬНО ПРОСЛЕЖИВАТЬ ЗА ЛИЦОМ ВЗРОСЛОГО И ИГРУШКОЙ, ЛЕЖА НА СПИНЕ.

«ГДЕ Я?».

Привлеките внимание малыша к своему лицу, высовывая язык, надувая щеки, округляя губы. Возьмите ручку ребенка, обхватите ее за локоток, и проведите ее по своему лицу, дотрагиваясь до губ, щек, носа и подбородка. Не забывайте ласкать малыша, говорите ему ласковые слова.

Убедившись, что малыш смотрит на вас, отклоняйте лицо влево и вправо, напевая что – нибудь.

«НЕВАЛЯШКА».

Сядьте на пол на коврик так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты в коленях в позе «на спине», так чтобы ваши лица были обращены дуг к другу.

Вам понадобится неваляшка средних размеров.

Между собой и малышом поместите неваляшку. Привлеките внимание малыша к ней: покачайте, потряхивайте ее. Если малыш плохо фиксирует игрушку, погладьте его ручки и положите их на неваляшку. Придерживайте ручки ребенка на игрушке, потряхивайте ее, покачивайте, извлекая мелодичные звуки. Далее начинайте медленно перемещать неваляшку из стороны в сторону, вверх – вниз. Медленно поворачивайте голову малыша вслед за игрушкой вправо – влево.

Игра проводится 3- 4 дня. Далее используются другие варианты игры с игрушками: сюжетные погремушки, куклы, геометрические погремушки и т. д.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ В ВЕРТИКАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ НА РУКАХ ВЗРОСЛОГО.

«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РОЖИЦЕЙ».

Приготовьте деревянную неокрашенную ложку, на которой вы нарисуете веселую рожицу. Малыш так располагается на вашей руке, что его голова опирается на ваше плечо и направлена вперед. Руки ребенка с помощью вашего предплечья также направляются вперед, а обе подошвы его ножек вашей рукой прижимаются одна к другой. В такой «люльке» малыш чувствует себя в безопасности и может рассматривать ложку, которую ему показываете вы.

Через 3 – 4 дня ложку можно заменить: на куклу, зайку или другую сюжетную игрушку.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЕ ФИКСИРОВАТЬ ЛИЦО ВЗРОСЛОГО И ИГРУШКУ, ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ.

«ДА, ДА, Я ПОЮ ДЕТКЕ ПЕСЕНКУ СВОЮ».

Подложите себе под голову подушку мили валик, перед тем, как лечь на коврик. Положите малыша на животик себе на грудь так, чтобы ваши лица были напротив друг друга. Медленно проведите рукой от шеи ребенка к его к бедрам, надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника. Этот прием поможет ребенку приподнять голову. Поговорите с ребенком, погладьте его, спойте ему песенку, используя самый простой мотив:

Ля – ля – ля.

Ля – ля – ля.

Да – да – да

Я пою детке песенку свою,

Да – да – да.

Я пою … (имя ребенка) песенку свою!

Такие игровые приемы будут способствовать развитию умения подолгу лежать на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову, а также формированию зрительного сосредоточения на лице взрослого и стимулированию звуков гуления.

Повторите игру несколько раз, пока ребенок не устанет лежать на животе.

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ РУКАВИЧКА».

Вам понадобятся яркие рукавички, к одной из которых пришейте колокольчик, а к другой – бубенцы. Подумайте, как еще можно разнообразить рукавички. Наденьте рукавичку себе на руку, позвените колокольчиком, привлеките внимание малыша к ней. Пусть он понаблюдает за рукавичкой, а потом вы можете погладить его этой рукавичкой и снова привлечь его внимание. Через 3 -4 дня поменяйте рукавички, можно использовать кукол бибабо.

ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.

ЦЕЛИ: развитие слухового восприятия мира.

УМЕНИЯ:

- вздрагивает и мигает при резком звуке (10 дней);

- успокаивается при сильном звуке, перестает плакать (18 – 20 дней);

- прислушивается к голосу взрослого или звуку игрушки (1 месяц);

- поворачивает голову в сторону взрослого (2 месяца);

- делает «ищущие повороты головы при длительном звуке (2 месяца).

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К ГОЛОСУ ВЗРОСЛОГО.

«АХ ТЫ, КОТЕНЬКА!».

Наклоняйтесь над лицом ребенка и удаляйтесь от него, напевно произнося слова:

Ах ты, котенька,

Ты мой серенький,

Хвостик беленький!

Как тебя не любить!

Пощекочите малыша за ушками, погладьте шейку, потормошите его за грудку, улыбнитесь ему, нежно и ласково поговорите с ним, еще раз рассказав ему пестушку.

Во второй части игры измените свою позу и позу ребенка – встаньте, поверните малыша лицом к себе. Одну свою руку подложите ему под шею и головку, другой придерживайте его ягодицы – поза «на весу». Покачивая малыша вперед – назад, удаляя от него свое лицо и приближаясь к нему, улыбаясь ему, повторите ваши ласковые слова.

«ВЫСОКИЕ И НИЗКИЕ ЗВУКИ».

Подложите себе под голову подушку перед тем, как лечь на коврик. Положите малыша на животик к себе на грудь так, чтобы ваши лица были напротив друг друга. Медленно проведите рукой от шеи ребенка к его бедрам, надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника. Этот прием поможет малышу приподнять голову. Произнесите имя малыша высоким голосом. Теперь произнесите его имя нежным, но низким голосом. Несколько раз меняйте тон своего голоса. Играя в эту игру, малыш начнет прислушиваться к высоким и низким звукам вашего голоса. Более продолжительное время.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К ЗВУЧАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ИГРУШЕК И ПРЕДМЕТОВ.

«КОЛОКОЛЬЧИК».

Сядьте на пол так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях в позе «на спине». Вам понадобиться колокольчик.

Потряхивая колокольчиком, находящимся на расстоянии 60 – 70 см над грудью ребенка. Привлеките его внимание. Поместите колокольчик в поле его зрения, перемещайте его влево –вправо, вверх – вниз, приближая и удаляя его от ребенка.

Игра проводится 2 – 3 раза подряд в течение 3 – 4 дней. После этого можно заменить колокольчик на другую звучащую игрушку.

«БУБЕНЦЫ».

Для проведения вам понадобятся бубенцы. Позвените бубенцами справа или слева от ребенка на расстоянии 60 -70см так, чтобы малыш мог их еще и видеть. Дайте звуку затихнуть. Посмотрите на ребенка – прислушивается ли он к звучанию бубенцов, затормозив свои движения. Позвените еще раз, и после того, как малыш затихнет, а звук угаснет, покажите их ребенку. Добейтесь прослеживания за звенящими бубенцами. Игра повторяется 2 – 3 раза в течение 3 – 4 дней, а затем можно использовать другие игрушки.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПОВОРАЧИВАТЬ ГОЛОВУ В СТОРОНУ ГОЛОСА ВЗРОСЛОГО.

Положите малыша на коврик, а сами прилягте рядом справа или слева, так чтобы он вас не видел. Позовите малыша по имени, ласково нараспев произнесите его имя. Внимательно наблюдайте за ним. Если малыш только прислушивается к вашему голосу, а не пытается его найти, поверните его голову в свою сторону. Предоставьте ребенку возможность увидеть вас еще раз и еще раз услышать, как вы ласково зовете его.

А теперь позовите его с другой стороны. Повторите игру несколько раз, все меньше и меньше помогая малышу. В следующий раз зовите его то голосом нормальной громкости, то шепотом.

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИЩУЩИХ ПОВОРОТОВ ГОЛОВЫ ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ ЗВУКЕ.

«ШАРМАНКА».

Вам понадобится детская шарманка. Поиграйте на шарманке, привлекая малыша к игрушке и тем звукам, которые она издает. Отклоняйтесь то вправо, то в лево от малыша, побуждая его следить за игрушкой и прислушиваться к ее звучанию. Затем поиграйте на шарманке справа от малыша, побуждая его слегка повернуть голову в сторону звука, а затем слева. Если малыш не пытается искать музыкальную игрушку, вновь покажите ее малышу, стимулируя умение прослеживать за ней, прислушиваясь к ее звучанию.

«ИЩЕМ МУЗЫКАЛЬНУЮ ШКАТУЛКУ».

Сядьте на коврик, чтобы спина имела опору, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях в позе «на спине». Приготовьте музыкальную шкатулку или игрушку. Включите шкатулку с одной стороны от ребенка, предоставляя возможность прислушаться к мелодии. Внимательно наблюдайте за ним. Если малыш затихает, услышав первые звуки музыки, а не пытается слегка повернуть голову в сторону игрушки, покажите ему шкатулку. Включите ее еще раз, предоставив малышу возможность увидеть ее и услышать мелодию. Отклоняйте музыкальную шкатулку вправо и влево от малыша, побуждая его поворачивать голову, прослеживая за игрушкой и прислушиваясь к ее мелодии. Повторите игру, включив шкатулку с другой стороны малыша.

ИГРЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ЗВУКОВУЮ АКТИВНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПОНИМАЕМОЙ РЕЧИ.

ЦЕЛИ: стимулирование звуковой активности.

УМЕНИЯ:

- издает отдельные звуки в ответ на эмоциональное обращение взрослого (1 месяц);

- повторно произносит отдельные звуки (2 месяца);

- гулит (3 месяца).

СТИМУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЗВУКОВ ГУКАНИЯ В ОТВЕТ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ ВЗРОСЛОГО.

«ЗВУКИ».

Возьмите малыша на руки, привлеките его внимание к своему лицу. Щелкните языком, высовывайте его, фыркайте, пропевайте звуки: «Агу – агу, агы – гы, кх –кх…». Когда малыш начтет агукать, поддержите его, повторяя за ним его звуки.

«НАПЕВАНИЕ И ПОГЛАЖИВАНИЕ».

Для игры вам понадобится комочек цветной ваты.

Возьмите комочек ваты и покажите ее ребенку. Поглаживая его личико, шейку, руки, ножки, животик, напевайте:

Ля, ля, ля, ля, ля.

Ля, ля, ля, ля, ля, ля

Да, да, да, я пою

Детке песенку свою.

Да, да, да, я пою

Детке песенку свою.

Если в ходе игры у ребенка возникли первые звуки гуканья, поддержите их: поговорите с ним, используя его звуки.

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОВТОРНОГО ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКОВ ГУКАНЬЯ В ОТВЕТ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛОГО.

«ПЕРЕКЛИЧКА СО ЗВУКАМИ ГУЛЕНИЯ».

Наклоняйтесь над ребенком, тормошите его, напевно, с различными интонациями произносите гласные звуки: А, У, И, О, а также их сочетания: агы – гы, агу – гу и др. Чередуйте громкую, интонированную речь с шепотной речью и беззвучным артикулированием. Положите малыша себе на грудь. Повторите предыдущие игровые приемы. Возьмите ручки ребенка, обхватите ладошками по своим векам, губам, дотрагивайтесь до своего носа. Напевайте ему гласные звуки, делая паузу для стимулирования звукового взаимодействия.

СТИМУЛИРОВАНИЕ ГУЛЕНИЯ.

«ДРАЗНИЛКА».

Лягте на коврик, под голову подложите подушку так, чтобы вам было удобно. Положите малыша себе на грудь. Ваши лица будут напротив друг друга.

Высуньте язык, сделайте им «болтушку» привлекая внимание малыша. Открывайте рот, пропевая звуки: «а ---о»; вытягивайте губы «трубочкой», пропойте «у – у – у».

Надувайте щеки и фыркайте. Малыш, видя ваши забавные действия, обязательно через некоторое время начнет подражать вам.

«ДЫШИМ И ПОЕМ».

Ребенок расположен вертикально на ваших руках. Ритмично надавливайте на спину ребенка в конце выдоха, передвигая ладонь от шеи малыша до поясницы (2 – 4 раза, при выдохе пропевайте различные звуки гуления. Обычно упражнения дыхательной гимнастики вызывают у малыша желание с вами «поговорить». Услышав гуканье ребенка, похвалите его, поиграйте с ним в «перекличку».

С 3 до 6 месяцев.

ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВТИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ РЕБЕНКОМ И ВЗРОСЛЫМ.

ЦЕЛЬ: развитие инициативы в обменивании эмоциями; развитие дифференцированного отношения к «своим» и «чужим».

УМЕНИЯ:

- часто и легко проявляет «комплекс оживления» (4 месяца).

- громко смеется в ответ на эмоциональное и речевое обращение;

- начинает различать «своих и чужих;

- начинается формироваться чувство привязанности к близким людям (5 – 6 месяцев).

ВО ВРЕМЯ КОРМЛЕНИЯ.

«КАШКОЙ УГОЩАЕМ».

Когда наступает время приучать ребенка к еде из ложки, делайте это не спеша. Вначале покажите малышу ложку, дайте возможность ее потрогать. Поднесите ложку к своему рту, приговаривая: «Ам – ам, ам – ам». Возьмите в ложку немного еды и поднесите ко рту. Кормите малыша не спеша, ласково напевая:

Скатаем детке валенки. Или: Пошел котик на торжок,

Полушубочексошьем, Купил котик пирожок

Детку к бабушке пошлем. Пошел кот на улочку,

Будет бабушка встречать, Купил котик булочку.

Нашей кашкой угощать, Самому ли съесть

Даст ей тепленький блинок Или детке снесть?

И румяный пирожок, Я и сам укушу,

Два яичка всмяточку Да и деточке снесу.

И баранью лапочку.

«НУ И КАША».

Учите малыша во время кормления придерживать бутылочку с едой руками. Возьмите ладошки малыша и обхватите ими бутылочку, приговаривая:

Ну и каша!

Так в рот и просится!

Нос и щеки

Наелись досыта.

Подбородку тоже досталось.

И мизинчик

Попробовал малость.

Чуточку съели

Лобик с макушкою,

Остальное ушки

Докушали! (О. Дриз).

ВО ВРЕМЯ ПЕРЕОДЕВАНИЯ И КУПАНИЯ.

«ПЛЯШУТ КУРЫ, ПЕТУШКИ».

Играйте в игру при одевании, смене пеленок.

Возьмите ручки малыша, легко отведите их назад, скользя по покрытия пеленального стола, похлопывайте кулачками по пеленальнику, приговаривая:

Пляшут куры, петушки

И цыпляточки -пушки.

Закружились все подряд,

Стали крыльями махать,

Брысь кот, уходи,

К нам во двор не заходи!

«ЗАЙКА, ЗАЙКА, ПОПЛЯШИ!».

Когда переодеваете малыша и он лежит на спинке, возьмите ножки ребенка в свои руки, придерживая голеностопный сустав и двигайте их вперед – назад:

Зайка – зайка, попляши,

Твои лапки хороши!

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять!

«КУП - КУП!».

Когда несете малыша в ванночку, приговаривайте:

Кто тут будет куп – куп,

(Потрогайте рукой ребенка водичку, похлопайте его ладошкой по поверхности воды).

По водичке – хлюп – хлюп!

В ванну быстро – прыг, прыг,

В ванне ножкой – дрыг, дрыг!

Намыливая малыша, напевайте:

Будет мыло пенится,

И грязь куда – то денется. (С. Капутикян).

ПОДДЕРЖИВАНИЕ «КОМПЛЕКСА ОЖИВЛЕНИЯ», ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ.

«В ПОЛЮШКЕ ЗА БУГРОМ».

Положите малыша на спинку, возьмите ножки ребенка в свои руки, придерживая голеностопный сустав, напевая веселую песенку, двигайте ножки ребенка вперед – назад:

В полюшке за бугром

Пляшет муха с комаром.

Ой, да за бугром

Пляшет муха с комаром.

Кружится голова,

Пляшет муха чуть жива:

«Ох, ох, силы нет,

Отпусти меня, мой свет!». (Т. Волгина).

«НЕНАГЛЯДНЕНЬКИЙ».

Наклоняясь над ребенком и удаляясь от него, потормошите и пощекочите его; улыбаясь малышу, напевно приговаривайте:

Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький.

Если вы общаетесь с мальчиком, прочитайте ему следующее четверостишие:

Ой ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек!

Обращаясь к девочке, прочитайте ей другую пестушку:

Ах ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка!

СТИМУЛИРОВАНИЕ СМЕХА В ОТВЕТ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ.

«ВЗДУМАЛОСЬ ДЕТКЕ».

Лягте на коврик, под голову положите подушку. Малыша положите себе на грудь. Ваши лица будут напротив друг друга. Используя мотив песенки «Серенький козлик», выполните различные действия ручками ребенка. «Вздумалось детке ушки потрогать. Вот как, вот как ушки потрогать». Дотроньтесь рукой малыша до своих ушей. «Вздумалось детке щечки потрогать. Вот как, вот как, щечки потрогать». Надуйте свои щеки, когда ручки ребенка до них дотронутся, с шумом подуйте. Придумайте и другие действия, побуждая малыша смеяться.

«ПРЫГ – СКОК».

Возьмите малыша на руки так, чтобы он находился в позе «на весу». Поднимая малыша вверх на вытянутых руках, приближая его лицо к своему, играя в «бодашки», напевайте песенку:

Прыг – скок, прыг да скок,

Села птичка на дубок.

Посидела на дубочке,

Отдохнула в холодочке,

Малых деток позвала:

«Червячков я принесла». (Е. Журлива).

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.

ЦЕЛИ: развитие способности длительно удерживать в поле зрения лицо или предмет;

Развитие одновременно со зрительным восприятием также других ощущений: показывать предметы, издающие звуки, разные по текстуре и температуре;

Развитие способности отличать «своих» людей от «чужих» по внешнему виду.

УМЕНИЯ:

- длительно смотрит, находясь в вертикальном положении на руках взрослого, на лицо говорящего с ним человека или показываемую игрушку (3 месяца);

- отличает близких людей от чужих по внешнему виду, по – разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого (5 месяцев).

«ИГРА С КОЛЕЧКАМИ».

Сядьте на коврик, разместите ребенка у себя на коленях в позе «на спине» - лицом к лицу. Вам понадобится плоское кольцо. Прикрепите к нему колокольчики и ленту, за которую вы будете держать кольцо.

Покажите малышу колечко, покрутите его, потрясите. Перемещайте его по кругу, наблюдая, следует ли взгляд малыша за движениями игрушки. Погладьте кулачки ребенка игрушкой, добиваясь разведения его пальчиков. Предоставьте возможность самому схватить колечко, протянутое над рукой. Если малышу трудно это сделать, помогите ему, подтолкнув его ручку по направлению к игрушке.

«ИГРА С НАРУЧНЫМИ КУКЛАМИ».

Сядьте на коврик, разместите ребенка у себя на коленях в позе «на спине». Вам понадобятся куклы бибабо.

Наденьте куклу на руку, перемещайте ее перед малышом направо – налево, вверх – вниз и по кругу. Каждый раз, когда малыш сумеет проследить за тем или иным движением, начинайте игрушку перемещать по – другому.

Во второй части игры протяните куколку малышу, подтолкните его ручку по направлению к ней, помогая ему схватить игрушку.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЗНАВАТЬ БЛИЗКИХ ВЗРОСЛЫХ, РАДОВАТЬСЯ ИМ.

«ИДЕТ КОЗА РОГАТАЯ».

Поднесите малыша к близкому взрослому и поиграть в «бодашки», читая малышу стишок:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая:

Ножками – топ – топ!

Глазками – хлоп – хлоп!

Кто кашки не ест,

Того забодает, забодает.

«КУ – КУ, ВОТ И Я».

В игре участвуют двое взрослых. Один держит малыша на руках, другой на его глазах прячется под прозрачным платочком. Пусть малыш потянется к платочку и, захватив его приоткроет лицо взрослого.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПРОСЛЕЖИВАТЬ ЗА ЛИЦОМ ВЗРОСЛОГО И ИГРУШКОЙ ВПРАВО - ВЛЕВО, ВВЕРХ - ВНИЗ, ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ.

«А КТО У НАС УМНЫЙ».

Положите малыша на живот на пеленальный стол у края так, чтобы голова свешивалась. Присядьте перед ребенком так, чтобы он видел ваше лицо. Позовите его справа, затем – слева, спойте ему песенку, добиваясь поворотов головы в вашу сторону:

А кто у нас умный?

А кто у нас разумный?

Ваня у нас умный,

Он у нас разумный.

«ПОВОРОТЫ ГОЛОВЫ».

Вам понадобится неваляшка. Малыш лежит перед вами на животе, его бедра должны быть разведены. Одной рукой вы прижимаете таз ребенка к столу, а другой приподнимаете его грудь. Покажите ему неваляшку, дайте возможность ее зафиксировать, поднимайте игрушку медленно вверх, а затем опускайте вниз. Повторите игровые действия несколько раз. Затем предоставив малышу возможность вновь зафиксировать игрушку, отклоняйте ее попеременно то вправо, то влево. В середине игры малыш уже может устать лежать на животе, положите ему под грудь валик. Это поможет малышу более длительно сохранять позу, лежа на животе.

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ОТРАЖЕННОГО.

«ВОТ КАКАЯ ДЕТКА» (игра с зеркалом).

Вам понадобится обруч с бантиком, который ненадолго можно надеть малышу на головку.

Поместите малыша в позицию в «люльке». Поднесите к зеркалу, ласково спрашивая: «Кто там?», восклицая: «Вот так детка!»

Предоставьте малышу возможность зафиксировать свое отражение в зеркале, поставьте его ручки на зеркало, постучите пальчиком о зеркало, потрогайте бантик, привлекая внимание малыша к своему отражению. Положите его на коврик перед зеркалом. Пусть он некоторое время понаблюдает за своим отражением.

«КТО У НАС КРАСИВЫЙ» (игра с зеркалом).

Возьмите малыша на руки, поднимите его и разверните лицом к себе. Поиграйте с ним в «бодашки», читая стишок:

Кто у нас красивый?

Кто у нас пригожий?

Деточка – красивая,

Деточка – пригожая.

Затем поместите ребенка в позицию, которая называется «в люльке». Поднесите малыша к зеркалу, ласково спрашивая его:

Кто у нас красивый?

Кто у нас пригожий?

Дайте ему возможность зафиксировать свое отражение в зеркале. Поставьте его ручки на зеркало, постучите пальчиком о зеркало, привлекая его внимание к своему отражению. Поверните к себе лицом и скажите:

Деточка (имя) – красивая,

Деточка (имя) – пригожая.

Повторите игровые действия несколько раз, побуждая малыша смотреть на свое отражение в зеркале.

ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПОВОРАЧИВАТЬ ГОЛОВУ В СТОРОНУ НЕВИДИМОГО ИСТОЧНИКА ЗВУКА И НАХОДИТЬ ЕГО.

ЦЕЛЬ: развитие способности локализовать звук в пространстве – находить источник звука;

- формировать способность узнавать голос знакомого взрослого, реагировать на интонацию, реагировать на свое имя.

УМЕНИЯ:

- поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его (4 месяца);

- по – разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии (4 месяца);

- узнает голос близкого взрослого (5 месяцев);

- различает строгую и ласковую интонацию обращенной речи (5 месяцев);

- по – разному реагирует на свое и чужое имя (5 месяцев).

«ШУРШАЩАЯ БУМАГА».

Сядьте на коврик, разместите ребенка у себя на коленях в позе «на спине».

Вам понадобится различная бумага: фольга и оберточная бумага, бумага для компрессов и простой белый лист.

Пошуршите бумагой с одной стороны от ребенка. Внимательно наблюдайте за ним. Если малыш только прислушивается к звуку, а не пытается его найти, поверните его голову. Предоставьте ему возможность увидеть эту бумагу и еще раз услышать ее шуршание. Повторите игру 2 – 3 раза подряд, меняя бумагу. Побуждайте ребенка самостоятельно поворачивать голову и находить источник звука.

«ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ».

Вам понадобятся деревянные ложки.

Малыш лежит перед вами на животе, его бедра должны быть разведены. Одной рукой вы прижимаете таз ребенка к столу, а другой - приподнимаете его грудь. Вам понадобится второй взрослый, который будет постукивать ложками справа или слева от ребенка. Если малыш не пытается повернуть голову, помогите ему. Поверните его голову на звук ложек, предоставляя ему возможность увидеть их.

«МЫШКА».

Малыш лежит перед вами на животе. Проведите пальцами по ручкам ребенка, пощекочите его подбородок, приговаривая:

Мышка, мышка, что не спишь,

Что соломою шуршишь?

- Я боюсь уснуть сестрица,

Кот усатый мне приснится.

Пусть ваши пальцы погуляют по подстилке перед малышом вправо – влево, поцарапают ее, шурша, как мышка. Убедитесь, что малыш наблюдает за вашими пальцами и прислушивается к шороху и царапанью. А теперь пошуршите справа, проговорив:

Мышка, мышка, что не спишь,

Что соломою шуршишь?

А потом слева:

- Я боюсь уснуть, сестрица,

Кот усатый мне приснится.

Малыш будет прислушиваться к вашему голосу, поворачивая голову за звуком вправо – влево, лежа на животе.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПО – РАЗНОМУ РЕАГИРОВАТЬ НА СПОКОЙНУЮ И ПЛЯСОВУЮ МЕЛОДИИ.

«НА ЗЕЛЕНОМ ЛУЖКУ».

Возьмите малыша так, чтобы одна ваша рука поддерживала грудь, другая – ягодицы ребенка. Поднимите его и разверните лицом к себе. Слегка подбрасывая и покачивая малыша, напевайте ему песенку на мелодию «Во саду ли, во городе»:

На зеленом лужку

Мотыльки летают

И с цветочка на цветок

Весело порхают…

«КОЛЫБЕЛЬНАЯ».

Покачивая ребенка, наклоняйтесь к его лицу и удаляйтесь от него, напевая колыбельную песенку:

Баю – баю баб – бай,Белолапа не скули,

Ты собачка, здесь не лай, Мою детку не буди.

«ЧТО ЗВУЧИТ?».

Держите малыша на реках и танцуйте под ритмичную плясовую мелодию, напевая ребенку:

Шла коза по мостику

И болтала хвостиком,

Зацепилась за перила –

Прямо в речку угодила!

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ ГОЛОС БЛИЗКОГО ВЗРОСЛОГО.

«ПОД ПЛАТОЧКОМ».

Положите малыша на коврик, сами лягте напротив него. Вам понадобится цветной платок или пеленка.

Закройтесь платком, позвав малыша по имени, а затем покажитесь, сказав: «А вот и я!». Вновь спрячьтесь, зовите малыша, говорите ему ласковые слова, побуждая его прислушиваться к вашему голосу, искать вас. Снимите с себя платок, повторяя малышу все, что вы ему только что говорили.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ ИНТОНАЦИЮ ГОЛОСА ВЗРОСЛОГО.

ЧТЕНИЕ ПОТЕШЕК.

Малыш находится на коленях у взрослого в позе «на спине».

Читайте малышу стишок, меняя в соответствии со смыслом интонацию голоса. Учите малыша эмоционально реагировать на «строгую» и «ласковую» интонацию вашего голоса.

Публикации по теме:

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклойСоциально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклой Мы все прекрасно знаем, что кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла,.

Игра на социально-коммуникативное развитие 1. Форма: игра 2. Возраст: старшая группа детского сада 3. Задачи: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров и принимать.

Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие)Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие) Цель: закреплять знания об обобщающем понятии "транспорт" Задачи: - познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный;.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Социально-коммуникативное развитие детей от 0 до года. Продолжение
Опубликовано: 4 августа 2024 в 07:49
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-коммуникативное развитие детей от 0 до года. Продолжение» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Седова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД