Ирина Зенкова
Социально-коммуникативное развитие детей «Мои друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время тема дружбы очень актуальна.
Опираясь на наблюдения педагогов и свои собственные, можно сделать вывод, что в последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью: неумением уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника.
Наблюдая за детьми во время общения, мной было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк и скандалов. Что в совместной деятельности возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Так как детям еще трудно определить настроение другого ребёнка, они не могут оказать поддержку тому, кто в настоящий момент в ней нуждается.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей „Мои друзья“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Как правило, во вновь образующихся детских коллективах очень много конфликтных ситуаций, обид, драк, жалоб между детьми.
Поэтому я в своей работе, ставлю приоритетным социально – коммуникативное развитие. Научить ребёнка дружить, а это, прежде всего, научить помогать, сочувствовать, уважать мнение другого. Работая с детьми, я пришла к выводу, что именно тактильный контакт способствует развитию доброжелательного отношения между детьми и тем самым нормализации социального климата в группе. Обмен тактильными посланиями становится своеобразной формой невербального общения.
И сегодня, я хотела бы поделиться с вами моими наработками в этом направлении. Каждое утро у нас начинается с «приветствия». На входной двери у нас прикреплены «картинки – приветствия». Деткам нравится самостоятельно выбирать «вид приветствия» как с воспитателем, так и с другими детьми. После утренней гимнастики проводим утренний круг.
Цель утреннего круга: создание эмоционального настроя на весь день, установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе. Во время проведения утреннего круга, мы приветствуем друг друга, желаем доброго утра.
Проводим так называемую «тактильную минутку».
Конечно же, для формирования и укрепления дружеских отношений, значительную роль отвожу игре. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети постепенно начинают считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними.
И сегодня я хотела бы познакомить вас с некоторыми играми, которые очень нравятся детям.
«Волшебные очки»
Цель этой игры: формирование у детей навыка общения друг с другом, формировать у детей умение аргументировать выбор друга, умение детей видеть хорошие качества своих товарищей, ценить дружбу, беречь её.
Тот, кто наденет «волшебные очки», увидит только «хорошее» в другом ребёнке.
«Волшебный стул»
Обыгрывается ситуация: «Ребёнку грустно или его обидели, как можно его развеселить, успокоить?» У нас это обычный стул, только украшен бантом. Дети придумывают способы, как можно успокоить или развеселить его. Можно обнять, погладить, поцеловать, предложить игрушку и т. д.
«Давайте поздороваемся»
Цель этой игры: развитие умения взаимодействовать с партнером, слухового внимания и памяти, снятие мышечного напряжения.
Дети под музыку начинают двигаться по группе и по сигналу здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:
• Один хлопок – здороваемся за руку;
• Два хлопка – здороваемся локотками;
• Три хлопка – здороваемся спинками.
«Нарисуй друга».
Цель игры: эмоциональное раскрепощение и сближение детей.
Дети рисуют портреты друг друга.
«Магнитики»
Цель игры: развитие умения взаимодействовать с партнером. Вызвать положительные эмоции у детей.
Пока играет музыка, дети передвигаются по группе, а когда музыка останавливается, воспитатель называет имя ребёнка, можно двух детей, которые становятся магнитиками, а другие ребята все вместе «притягиваются» к ним.
Также, мы ежедневно проводим коллективные игры. Цель этих игр – это формировать опыт участия в коллективной игре, умение регулировать свои действия в соответствии с правилами игры.
Игра «Кошка и мышка»
Игрушка «мышка» убегает от «кошки». Нужно передавать игрушку по кругу каждому, не пропуская никого. Передавать нужно очень быстро, внимательно следить за героями.
Игра «Горячий блин».
Тоже очень нравится нашим деткам. В этой игре воспитывается не только дух коллектива, но и развивается мелкая моторика рук. С помощью прищепок нужно передать картонный круг «горячий блин» друг другу.
Особое место занимают в нашей работе игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.
Также большое внимание уделяем драматизации сказок. После каждого показа обговариваем сюжет и подводим детей к пониманию того, что только сообща и дружно можно легко решить все проблемы.
Также в нашей группе создан «Уголок уединения».
Если вдруг произошла неприятная ситуация: поссорились или обиделись друг на друга, мы предлагаем деткам помириться с помощью наших коробочек мирилок. Это очень быстро разряжает обстановку.
Также в уголке есть «Театр эмоций».
С помощью этого театра, дети могут показать какое у них на данный момент настроение, или поиграть в игру «Покажи эмоцию». Нам очень приятно отметить, что с какой бы эмоции дети не начинали, заканчивают они всегда эмоцией «Радость
В нашем детском саду была создана при участии родителей всех групп безебордная. Мы считаем, что это очень хороший опыт дружеской поддержки, помощи друг другу. Дети сообща подыскивают нужный ключ к замку, находят пути решения той или иной головоломки.
Хотелось бы отметить, что в этом направлении мы очень тесно работаем с нашими специалистами. Инструктор физкультуры на каждом занятии включает упражнения или эстафеты, в которых нужно слажено работать в паре. «Перенеси мяч», «Проведи друга».
На музыкальном занятии, с детками часто играем в танец - игру со сменой партнёра. Эта игра снимают барьеры между более раскрепощёнными, инициативными и напротив, неуверенными в себе детьми. Тем самым создаются равные условия общения для всех ребят.
С этого года, мы решили попробовать в группе «Сюрпризный конвертик». На каждом шкафчике у детей висят конвертики. Ребёнок может положить утром своему другу небольшой сюрприз, это может быть игрушка из киндера, скрепыш или наклейка. Дети могут выразить свои симпатии к другим детям, сделать приятное своему другу. Родители с интересом приняли и поддержали нашу идею.
И в заключении хотелось бы сказать, что детская дружба – это мир, полный красок и секретов, радостей и, к сожалению, печалей. И в наших силах помочь детям строить взаимоотношения и помочь подружиться с другими детьми.
Спасибо за внимание.