Евгения Седова
Социально-коммуникативное развитие детей 3–4 лет (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СЕНТЯБРЬ.
ТЕМА: «МНЕ ХОРОШО В КРУГУ ДРУЗЕЙ».
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: обеспечить благоприятную адаптацию детей в группе, знакомство с Домом ребенка и группой. Поддерживать эмоционально положительное состояние каждого ребенка. Развивать доверие к воспитателю.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ: эмоциональные игровые и сюрпризные моменты, объединяющие детей: показ забавных музыкальных и заводных игрушек, общие игровые ситуации («Наш веселый поезд», «Курочка и цыплята», «Птички летают» и др.). Знакомство с предметной средой группы. Воспитатель устанавливает эмоциональный контакт и индивидуальное общение с каждым ребенком.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей 3–4 лет (продолжение)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
ОКТЯБРЬ.
ТЕМА: «Я И МЫ».
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: поддерживать эмоционально положительное состояние детей. Способствовать сближению детей, проявлению интереса к сверстникам. Укреплять доверие к воспитателю и уверенность ребенка в себе.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ: игры – хороводы, объединяющие детей («Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?» и т. п.). Образные игры – имитации: «Веселые зайчата, «Курочка и цыплята», «Бабочки летают», игра «В колокольчик позвони – свое имя назови».
ПЛАНИРУЕМЫЕ игровые образовательные ситуации:
- Показ инсценировки с игрушками «Куклы знакомятся».
- Практическая игровая ситуация «Мишка – Топтыжка знакомится с нашими ребятками».
- Игровая ситуация «К нам пришла новая кукла. Мы здороваемся с новой куклой».
В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ: определяется содержание индивидуального общения воспитателя с ребенком и совместных с детьми группы действий для развития их речевой активности, уверенности и личного опыта
НОЯБРЬ.
ТЕМЫ: «МНЕ ХОРОШО В КРУГУ ДРУЗЕЙ», «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ».
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: развивать положительные контакты между детьми. Способствовать проявлению у детей интереса к сверстникам. Обогащать представления о мальчиках и девочках, об отличительных особенностях внешности детей.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ: игры – хороводы («Кто у нас хороший?» «Каравай» и др.); игры с текстом («Зайка серенький сидит»); образные игры – имитации («Курочка и цыплята «Веселые зайчата», «Пузырь» и пр.); игра «Я ищу друга» (игрушки вызывают детей по именам, и дети играют с ними).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ИГРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ:
- Инсценировка с игрушками «У куклы Аленки день рождения».
- Игровая ситуация «Мишка – Топтыжка вручает подарки».
- Практическая ситуация «Поздравляем наших Лену и Сашу с днем рождения» (вручение детьми подарков, игры с именинниками).
В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:
- Индивидуальное общение воспитателя с детьми у зеркала: «Какой я?».
- Рассматривание и обсуждение картинок, изображающих детей – мальчиков и девочек.
- Игра «Мы» (для закрепления знания частей лица и тела). Игра «Поезд мальчиков и девочек»: «Загудел паровозик, наших мальчиков (девочек) повезет; через поле, через лес, всех привез в Страну чудес» (для уточнения представлений в игре и в образных играх – имитациях в «Стране чудес»).
ДЕКАБРЬ.
ТЕМЫ: «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ», «МЫ ВСЕ ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ».
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: развивать добрые чувства детей друг к другу, желание взаимодействовать со сверстниками. Расширять представления о сверстниках – мальчиках и девочках (особенности их внешности, одежды, любимые занятия и пр.). Способствовать проявлению общих эмоциональных переживаний.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ: игры – хороводы («Ходит Ваня», «Колпачок», хороводы вокруг новогодней елки; парные игры («Прогулка с куклами», «Выступают дрессированные собачки»: воспитатель показывает действия, а «собачки» повторяют; затем «собачки» действуют просто по сигналу). Игры: «Здравствуй, зимушка – зима!», «Мы радуемся снегу», «Ну –ка, елочка, зажгись!»; образные игры – имитации: «Мы кружимся, как снежинки», «Как идут на праздник елки разные звери» и пр.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ИГРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ:
- Игровая ситуация «Подскажи решение»: «Поможем куклам – мальчику Пете и девочке Нине – собраться на праздник» (подбор нарядной одежды с учетом пола).
- Практическая ситуация у зеркала «Какие мы нарядные сегодня».
- Практическая ситуация «Мы все делаем вместе»: украшаем елку звездочками, шариками (коллективная аппликация); зажигаем разноцветные огоньки на гирлянде (коллективное рисование огоньков с помощью тампонов).
В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:
- Рассматривание картинок «Мальчики и девочки на празднике елки».
- Игра «Дедушка Мороз вручает подарки».
- В игровом уголке – праздник елки.
ЯНВАРЬ.
ТЕМЫ: «МЫ ПРИХОДИМ НА ПОМОЩЬ, ПРОЯВЛЯЕМ ЗАБОТУ И ВНИМАНИЕ»; «ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ».
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: развивать доброжелательные отношение к сверстникам. Побуждать к проявлению сочувствия и внимания. Развивать представления о семье, о детях и взрослых.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ: общие подвижные, хороводные игры, образные игры – имитации на прогулке: «Маленькие ножки бегут по дорожке, а большие ноги бредут по дороге»; «Снег летает, снег кружится и на землю ложится»; «Зайчики и медвежата расчищают снег лопатой»: вместе с воспитателем дети делают из снега горку для катания кукол.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ИГРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ:
- Игровая ситуация помощи и внимания «Мы помогаем кукле Маше выздороветь» (в трех частях).
- Практическая ситуация «Мы встречаем нашу Лену после болезни» (упражнения в проявлении внимания и заботы к сверстнику).
- Игровая ситуация «Взрослые и дети рядом с тобой».
В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:
- Рассматривание картинок с изображением семьи (например, «Семья на прогулке»); обращаем внимание на действия и выражения эмоций детей и родителей.
- Варианты игры «Мы» для закрепления представлений о частях тела, лица, об именах и действиях. Игра «Узнай, кто тебя позвал».
ФЕВРАЛЬ.
ТЕМЫ: «МЫ ВСЕ ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ», «Я И МЫ», «МЫ ПРОЯВЛЯЕМ ЗАБОТУ И ВНИМАНИЕ».
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: развивать интерес детей к совместным играм и действиям. Способствовать пробуждению отзывчивости, готовности прийти на помощь. Развивать представления детей о сверстниках и о себе.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ: совместные игры по желанию детей: музыкальные, хороводные, сюжетные, подвижные. Н прогулке дети помогают воспитателю лепить снеговика («Это папа Снеговик», изображают маленьких снеговичков («Мы дети – папы Снеговика»); по сигналу папы Снеговика маленькие снеговички выполняют разные действия – танцуют, прыгают, угощают Снеговика пирожками из снега. В группе дети складывают фигурки снеговиков из отдельных частей или рисуют их с помощью примакивания тампонов (примакивание).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ИГРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ:
- Игровая ситуация помощи «Что случилось с куклой Аленкой?»
- Практическая ситуация совместных действий «Мы лепим угощение для кукол» (1 –я часть).
- Игровая ситуация (2 – часть) «Мы принимаем гостей – кукол Алену, Сережу и обезьянку Чи – Чи» (накрываем на стол и угощаем).
- Практическая ситуация «У нас День рождения» или ситуация угощения друзей «Корзинка Мишки – Топтышки» (дети ушгощают друг друга пряничками).
В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:
- Рассматривание картинок с изображением взрослых и детей.
- Индивидуально с ребенком: рассматривание его фотографии. Игра с подгруппой «Кто быстрее найдет себя на фотографии?».
МАРТ.
ТЕМЫ: «МЫ ПРОЯВЛЯЕМ ЗАБОТУ И ВНИМАНИЕ, УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ», «МОЯ СЕМЬЯ. ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ».
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: развивать стремление детей к проявлению добрых чувств к окружающим, желание порадовать сверстников. Развивать интерес к совместным действиям. Обогащать представления о семье. Обращать внимание на то, как эмоциональное состояния отражаются в мимике и действиях.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ: по желанию детей – игры – хороводы, игры с текстом, образные игры – имитации, а также парные игры: «Лошадки», «Медвежата в цирке», Прокатываем мяч друг другу».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ИГРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ:
- Инсценировка «Готовое решение»: «Как Оля и Дима поздравляли бабушку с праздником» (образец вежливой речи и культурного поведения).
- Проблемная ситуация «Подскажи решение»: «Как медвежонок хотел бабушку поздравить с праздником» (упражнение в вежливой речи и культурном поведении – помощь медвежонку).
- Практическая ситуация «Мы все делаем вместе: коллективное панно «Весенние цветы».
В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- рассматривание картинок: «Семья за праздничным столом»; «Дети вручают маме и бабушке цветы» (ситуации положительных эмоциональных состояний – радости, улыбок, взаимного внимания).
- в игровом уголке – создание с помощью кукол ситуации семейного праздника.
АПРЕЛЬ.
ТЕМА: «МЫ УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА, РАЗЛИЧАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ».
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: пробуждать эмоциональную отзывчивость, готовность прийти на помощь. Обогащать представления детей о взрослых людях, детях и культуре общения.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ: общие игры, игры – имитации на тему пробуждения природы: «Воробышки радуются солнышку», «К нам летят птицы», «Солнышко и тучи»; игры: «Поезд мальчиков и поезд девочек», «Домики мальчиков и девочек»; парные игры: «Мы с куклами водим хоровод», «Я гуляю с собачкой», «Лошадки».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ИГРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ:
- Инсценировка с игрушками «Готовое решение»: «Как куклы поссорились и помирились» (показываем образец примирения).
- Практическая проблемно – игровая ситуация «Что случилось?» (дети помогают куклам помириться).
- Практическая ситуация «Приглашаем в игру (дети упражняются в формах приглашения сверстника к парной игре: катать кукол в большой коляске, перевозить кирпичики на двух машинах и т. п.).
- Практическая ситуация помощи сверстнику «Поможем нашей Тане найти потерянный мяч» (понять затруднения сверстника и проявить стремление к оказанию посильной помощи).
В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:
- В игровом уголке показ инсценировки «Семья встречает дедушку».
- Дети по желанию передают в движениях и мимике содержание стихов «Я люблю свою лошадку», «Котик и Козлик», «Мой мишка».
МАЙ.
ТЕМЫ: «МНЕ ХОРОШО В КРУГУ ДРУЗЕЙ», «ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ».
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: укреплять доброжелательные отношения между детьми. Побуждать проявлять внимание к сверстнику, учить его тому, что умеешь сам. Приучать детей к оказанию помощи воспитателю. Развивать представление о семье.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ: эмоциональные ситуации общего веселья: «Мы выпускаем воздушные шары в небо», «Мы радуемся солнышку». Образные игры –имитации: «Бабочки прилетели», «Цветы распускаются», «Пчелы жужжат, а комарики пищат», «Солнышко встает – птички летают, солнышко садится – птички засыпают». Дети передают смену эмоциональных состояний в играх – имитациях: веселая и грустная кошка, смелые и пугливые котята.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ИГРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ:
Ситуации проявления добрых чувств:
- Игровая ситуация «Поможем Тузику» (щенок потерялся, у него нет домика, он голодный; мы построим ему домик и накормим его).
- Игровая ситуация «Подскажи решение»: «Как Нине успокоить Машеньку?» (понять ситуацию обиды; показать кукле Нине, как успокоить и утешить подружку Машеньку).
- Практическая ситуация помощи воспитателю «Кубики рассыпались».
В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:
- Практические ситуации помощи: «Научи Яну делать фигурки из песка или строить домики из песка», «Покажи, Маше, как заводить машину» и т. п.
- Разыгрывание в игровом уголке ситуации «Наша семья собирается на дачу» (ситуация начинается в игровом уголке и продолжается на участке –
выносим кукол и все вместе «едем на дачу».
На протяжении летних месяцев происходит дальнейшее развитие доброжелательных отношений, положительных эмоций детей в процессе разнообразных игр, наблюдений в природе, простейших форм труда и развлечений. Планируется разнообразное индивидуальное общение воспитателя с детьми, учитывая особенности их социально – эмоционального развития.