Евгения Седова
Социально-коммуникативное развитие детей 3–4 лет (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИМЕРНАЯ ТЕМА ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ: «МНЕ ХОРОШО В КРУГУ ДРУЗЕЙ».
Эта тема решает очень важную для детского развития задачу воспитания доброжелательных отношений детей друг к другу. С первых дней пребывания в группе воспитателю необходимо сблизить детей, пробудить у них интерес друг к другу, помочь установить доброжелательные отношения, предупредить развитие конфликтов и ссор.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Многие маленькие дети, попав в новое детское общество, испытывают робость и неуверенность. Преодолеть это состояние помогают специально организуемые воспитателем игровые ситуации, цель которых – снять негативные переживания и вызвать общие положительные эмоции. Сначала воспитатель использует просто эмоциональные моменты, поддерживающие общее чувство радости, удивления, веселья. Это может быть показ заводных и музыкальных игрушек, народных потешных игрушек из дерева.
Вызывают общую радость малышей сюрпризные моменты, например воздушные шары. Воспитатель приносит несколько воздушных шаров на длинных нитках. После того как дети рассмотрели их, воспитатель выпускает нитки из рук, и шары взлетают к потолку. Дети пытаются поймать шары за нитки. Всем весело и интересно. Особый эмоциональный всплеск и удивление вызывают у малышей воздушные шары, увиденные на прогулке. Все дети с восторгом наблюдают за полетом воздушных шаров; их волнует, когда шарик случайно зацепляется за ветви дерева. Дети начинают высказываться, задавать вопросы воспитателю, общаются со сверстниками, указывают на летящий шар. Так возникает необходимая для установления положительных взаимоотношений эмоциональная близость, исчезает робость.
В запасе воспитателя группы всегда имеются различные приемы и игрушки, помогающие поддержать общий эмоциональный настрой детей : показ мыльных пузырей, игра с куклой неваляшкой, с игрушками – попрыгунчиками на резинке, показ солнечных зайчиков. Воспитатель часто использует игровые моменты, объединяющие детей общим действием и настроением, например:
«НАШ ВЕСЕЛЫЙ ПОЕЗД».
Дети цепляются за воспитателя, друг за друга и отправляются в путь. Вслед за воспитателем они воспроизводят движения колес (чу – чу – чу, гудок поезда (ту – ту). Воспитатель то убыстряет движение поезда, то замедляет его, делает остановку и снова отправляется в путь. Движение поезда сопровождается словами:
Загудел наш паровоз,
Он вагончики повез.
Чу – чу – чу! Чу – чу – чу!
Далеко всех укачу!
«ВЕСЕЛЫЕ ЗАЙЧАТА».
Мама – зайчиха (воспитатель) приглашает своих зайчат вместе с ней поиграть, повеселиться. Или, воспитатель, взяв в руки игрушечного зайчика, напевает песенку: «Заинька, попляши, серенький попляши. Вот так! Вот так! Попляши! (зайчик весело пляшет). Заинька, лапку дай, серенький, лапку дай! Всем ребятам лапку дай! (зайчик протягивает лапку детям). Заинька, улыбнись! Серенький, улыбнись! Вот так, вот так, улыбнись, всем ребятам улыбнись! (Дети улыбаются зайчику). Заинька, приглашай! Серенький, приглашай! В круг ребяток приглашай, всех детишек собирай!» (Дети с удовольствием двигаются по кругу вместе с зайчиком).
Такие эмоциональные игры сближают воспитателя и детей, помогают малышам быстрее свободно чувствовать себя в среде сверстников. Для развития контактов между детьми необходимо помочь им быстрее познакомиться, узнать имена и внешность друг друга. С этой целью воспитатель всегда обращается к детям по именам. Он интонационно подчеркивает имя ребенка – так, чтобы другие дети это слышали и соотносили имя и внешний облик сверстника. Воспитатель специально организует игровые ситуации, в которых малыши узнают друг друга по именам. Условно их можно назвать «Знакомство».
ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «МИШКА – ТОПТЫЖКА ЗНАКОМИТСЯ С РЕБЯТКАМИ».
Цель: развивать у детей интерес детей друг к другу, желание запомнить имена сверстников; способствовать сближению детей, установлению доброжелательных отношений, формировать умения действовать согласованно в игре.
ОПИСАНИЕ: воспитатель приносит мишку: «Дети, это Мишка – Топтыжка. Он хочет поздороваться с вами и поиграть». Дети подходят к воспитателю. Он говорит за мишку: «Здравствуйте, детишки! Я Мишка – Топтыжка! Я хочу с вами поиграть. Но я не знаю, как вас зовут. Ну – ка назовите мне свои имена! (дети называют). А еще громче, посмелее. (дети отвечают хором). Ой, как много имен, как много детей, я не могу запомнить. Лучше я по кругу пробегу, свою лапку протяну; кто имя назовет, тот мне лапку пожмет». Воспитатель поясняет: «Вот как Мишка – Топтыжка задумал: он по кругу пойдет; кто свое имя назовет, то ему лапочку пожмет».
Мишка с шутками обходит детей. Услышав имя ребенка, он повторяет его вслух и добавляет: «Какая хорошая девочка Оля! Какой веселый мальчик Сережа» и пр. После знакомства Мишка – Топтыжка говорит:
Всех ребяток я узнал,
За собой вас в круг позвал.
За руки мы все возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Дети улыбаются друг другу. Затем Мишка – Топтыжка приглашает отдельных детей поплясать с ним под бубен и пение, вызывая их в круг по именам, остальные дети хлопают в ладоши. Танцуя, Мишка поощряет детей, повторяет их имена. В заключение Мишка – Топтыжка прощается с детьми:
Вот какие мы друзья,
Очень всем доволен я.
А теперь мне в лес пора,
До свиданья, детвора!
Дети хором прощаются с Мишкой: «До свидания, Мишка! Возвращайся к нам поскорей!».
ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «МИШКА – ТОПТЫЖКА ПРИНОСИТ ПОДАРКИ».
ЦЕЛИ: помочь детям лучше запомнить имена друг друга. Развивать в детях доброжелательность к сверстникам, уверенность, стремление участвовать в общем игровом действии, желание передавать в движении и речи образы животных; учить здороваться, прощаться, благодарить.
ОПИСАНИЕ: Мишка – Топтыжка здоровается с детьми. Он принес из леса подарки. В его корзинке лежат картинки или фигурки разных животных. Мишка сам выбирает ребенка, которому он хочет подарить подарок. Но, к сожалению, Мишка никак не может вспомнить имя ребенка! Дети помогают ему вспомнить и хором называют ему имя ребенка, на которого указал Мишка – Топтыжка. Ребенок выходит, получает подарок и благодарит Мишку. Мишка шутит с детьми, он предлагает всем детям назвать и изобразить голосом, жестами, движениями свой подарок. Игра проходит весело: зайчики прыгают, волк рычит, скалит зубы, ежик сворачивается клубком и выставляет колючки.
Мишка – Топтыжка вручает подарок и воспитателю – механическую игрушку – курочку. В руках воспитателя курочка «оживает» и начинает клевать зернышки. Дети имитируют движения и голос курочки.
Мишка – Топтыжка уносит курочку в игровой уголок и знакомит с остальными игрушками. Дети прощаются с Топтыжкой и просят его приходить к ним опять.
Для закрепления знания имен друг друга и сближения детей широко используются игры типа «Мяч качу кому хочу», «Кто позвал?», «В колокольчик позвони – свое имя назови» и др. Использование в играх имен играющих детей повышает интерес друг к другу, помогает зарождению добрых чувств.
Когда дети уже уверенно ориентируются в среде сверстников, можно провести игру.
ИГРА «УЗНАЙ ДРУЗЕЙ ПО ГОЛОСУ».
ЦЕЛИ: развивать у малышей интерес и внимание к сверстникам, умение различать детей в группе по голосам и называть их имена.
ОПИСАНИЕ: игра проводится с подгруппой детей. По договоренности один из участников или уходит за ширму, или прячет лицо под бумажным колпачком, или просто закрывает глаза. Дети по очереди окликают его по имени: «Саша, это я! Ты узнал меня?». Или: «Догадайся, Саша, кто тебя позвал?». Если ребенок правильно назвал имя, он получает фант и право выбирать следующего угадывающего. Побеждает тот, кто наберет больше фантов, т. е. лучше всех различает сверстников по голосам.
Так, постепенно, в веселых играх и ситуациях, возникают доверие детей друг к другу, интерес к сверстникам – девочкам и мальчикам.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМА ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
«МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ, МЫ – ДРУЗЬЯ».
Обычно дети еще в раннем возрасте узнают о своей половой принадлежности, правильно отвечают на вопрос: «Ты мальчик или девочка?» На четвертом году жизни эти представления углубляются. Дети узнают имена мальчиков и девочек в группе, начинают выделять особенности внешнего вида мальчиков и девочек, их одежду, прически, предпочитаемые игрушки. Естественно, что это происходит при условии проведения соответствующей работы воспитателем.
Вместе с детьми воспитатель рассматривает картинки, на которых изображены мальчики и девочки, рассматривают их лица, прически, одежду, занятия, например: мальчик и девочка собирают осенние листья; мальчик и девочка играют в игры и т. п.
Воспитатель предлагает детям показать на картинке сначала мальчиков, потом девочек, назвать их действия, рассмотреть их одежду, придумать им имена. Хорошо, если воспитатель связывает события на картинке с аналогичными событиями в группе, просит детей вспомнить их участников, выразить свое отношение к происходившему.
В игровом уголке должны быть куклы – мальчики и куклы – девочки, кубики, разрезные картинки, составляя которые дети получают изображения мальчиков и девочек. Необходимо иметь наборы картинок с изображением разных видов одежды, головных уборов, игрушек. Вместе с воспитателем дети подбирают все необходимое для мальчиков и девочек, сравнивают: у кого в группе платье, рубашка такого же цвета; есть ли в группе такие же игрушки, как на картинках; высказываются, кто из детей любит с ними играть.
Дети четвертого года жизни с интересом участвуют в игровых ситуациях «Чья это игрушка?», «Поможем Коле и Оле (кукле) собраться на прогулку, «Чьи это вещи?». В игровых ситуациях дети решают: какая одежда нужна мальчику, а какая – девочке; с какими игрушками чаще играют мальчики или девочки; находят хозяина потерянной вещи и пр.
Одновременно воспитатель в таких игровых ситуациях может затрагивать важные для социокультурного развития детей проблемы : аккуратности, бережного отношения к игрушкам и другим вещам, взаимопомощи и внимания друг к другу.
ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?»
ЦЕЛЬ: привлечь внимание детей к ситуации ссоры между мальчиком и девочкой. Помочь установить причину их неопрятного внешнего вида. Включить детей в практическую помощь игровым персонажам. Способствовать проявлению заботы и внимания к детям.
В игровой ситуации малыши встречаются с чумазыми куклами – мальчиком и девочкой. Включаясь в диалог с куклами, дети узнают их имена, спрашивают, что с ними случилось, почему они такие грязные. Оказывается, чумазые мальчик и девочка поссорились в песочнице, не поделились игрушками, бросались мокрым песком, вытирали грязные руки об одежду!
Обсуждая это событие, дети с помощью педагога принимают непростое решение: как помочь девочке и мальчику помириться, как изменить их внешний вид в лучшую сторону, что сделать с грязной одеждой. Затем они купают чумазых кукол и причесывают им волосы, отдают в стирку их грязную одежду и выбирают из сундучка новую одежду соответствующего размера для мальчика и девочки, при этом неподходящие вещи откладывают. В заключение все дети радуются, что куклы помирились и стали чистыми и красивыми. А куклы благодарят детей за помощь и внимание к ним, обещают больше не ссориться. Такая игровая ситуация обогащает представления детей не только об аккуратности, но и о помощи, о дружеских отношениях между мальчиками и девочками.
Замечено, что трехлетки чаще играют с детьми своего пола, чем противоположного. Воспитатель постепенно помогает мальчикам и девочкам объединяться в общих играх. Наряду с общими играми он использует игры, в которых дети делятся на подгруппы мальчиков и девочек, например: «Поезд для мальчиков и девочек», «Домики для мальчиков и девочек» и др. На музыкальных занятиях мальчики и девочки часто танцуют парами.
Воспитатель организует ситуацию помощи, в которых мальчики помогают девочкам смело пройти по узкой дорожке, по скамейке, мальчики «идут на разведку», а потом приглашают девочек в лес за грибами и т. п. Воспитатель всегда подчеркивает, что мальчикам и девочкам хорошо вместе тогда, когда они относятся друг к другу доброжелательно, заботливо.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМА ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ «МЫ ДЕЛАЕМ ВСЕ ВМЕСТЕ».
Для успешного вхождения малыша в среду сверстников важно, для развития их взаимоотношений, научить детей действовать согласованно, участвовать в общих делах. Малышам иногда трудно бывает даже просто уверенно двигаться вместе со всеми, не сталкиваясь, уступая дорогу, ориентируясь на действия другого. Неосторожные движения приводят к обидам и недоразумениям. Для развития умения ориентироваться на сверстника и создания положительных взаимоотношений воспитатель вовлекает детей в подгрупповые сюжетные и подвижные игры, игры – хороводы, совместные занятия и действия.
Дети четвертого года жизни очень любят игры, в которых они вместе выполняют действия в соответствии с текстом, произносимым воспитателем («Зайка серенький сидит»).
Воспитатель может сам придумать аналогичные игры: «Котик рыженький сидит», «Собачка», «Медвежонок». В совместных движениях, сопровождаемым воспитателем текстом, дети приобретают уверенность, их действия становятся выразительнее, они переживают положительные эмоции. Постепенно дети начинают самостоятельно произносить знакомый текст. В результате общение со сверстниками становится для малышей все более приятным, развиваются детские симпатии и доброжелательность.
Для укрепления положительных взаимоотношений и эмоционального развития детей воспитатель использует также разнообразные совместные образные игры – имитации:
- ОБРАЗЫ ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы взрослых животных и их детенышей (большие и маленькие). По показу воспитателя дети пытаются самостоятельно воспроизвести в движении и мимике характер и настроение животных: добрый – злой, веселый – грустный, страшный – не страшный, быстрый – медлительный, агрессивный – спокойный.
- СМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ФИЧИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ. Например: кошка играет, засыпает, пробуждается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка и т. п. Воспитатель произносит слова, а дети слушают и выполняют соответствующие действия: засыпают, просыпаются, прыгают и т. п.
- СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ. Дети изображают, как кружатся снежинки, летят листья, раскачиваются деревья; солнышко всходит и заходит, цветок растет, тянется к солнышку, распускается и улыбается.
Участие в образных играх – имитациях позволяет маленькому ребенку пережить разнообразные эмоции или физическое состояние изображаемого образа. Все это способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.
Для развития умений совместной деятельности важно научить малышей действовать согласованно в паре. Для этого используются ситуации:
- «МЫ ГУЛЯЕМ С ИГРУШКАМИ» : вдвоем повести куклу на прогулку, взяв ее за руки; таким же образом погулять с обезьянкой или мишкой; образовать кружок или карусель из двух кукол и двух девочек.
- «НА ХОРОШО ВДВОЕМ» : прокатывать мяч друг другу, сидя на полу; прокатывать мяч друг другу через ворота; вместе катать кукол в колясках и пр.
- «СКАЧЕТ ЛОШАДКА» : дети разделяются на пары; один ребенок надевает сбрую, а другой держит вожжи и управляет «лошадкой»; затем они меняются ролями.
- «МЕДВЕЖАТА В ЦИРКЕ» : воспитатель «дрессирует» двух «медвежат»; он показывает им движения, а «медвежата» одновременно их повторяют – ходят на задних лапах, прыгают, танцуют и т. п.
Научившись согласованно действовать в паре, дети начинают активнее взаимодействовать и общаться со сверстниками.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМА ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ «КТОЯ? Я И МЫ».
Одной из задач воспитателя детей четвертого года жизни является развитие представлений детей о себе и сверстниках.
В группе необходимо иметь на стене большое зеркало, к которому каждому ребенку удобно подойти и в котором он может увидеть себя во весь рост. Вместе с воспитателем дети рассматривают свое отражение в зеркале, сравнивают его с отражением рядом стоящего воспитателя или сверстника. СИТУАЦИЯ: «Мы смотрим в зеркало: какой я? Какой я нарядный сегодня!»; «Мы с куклой смотрим в зеркало» (отметить, чем отличаются живой ребенок и неодушевленный предмет – игрушка); «Мы смотрим друг на друга. Мы улыбаемся друг другу в зеркале» (сравнение внешнего облика двух детей); «Мальчики и девочки у зеркала» (сравнение внешнего облика мальчика и девочки).
Задача воспитателя – постепенно создать у каждого ребенка представление о его внешнем облике. При этом педагогом всегда подчеркиваются внешняя привлекательность ребенка, его веселая улыбка, его аккуратный внешний вид, чистое лицо и руки, причесанные волосы.
У зеркала воспитатель также может подчеркнуть достижения ребенка: «Ты научился причесываться сам! Посмотри, как красиво». Или: «Олечка, ты целый день играла, а платьице у тебя чистое, посмотри – ни пятнышка! Вот какая ты стала аккуратная!». Так постепенно у малышей воспитывается привычка подходить к зеркалу и контролировать свой внешний вид.
Дети четвертого года жизни уже узнают себя на крупных фотографиях. Воспитатель может рассматривать с детьми фотографии, с каждым ребенком заинтересованно обсуждает особенности внешности (цвет волос и глаз, прическу, выясняет, какие у него любимые игрушки, одежда и т. п.
Когда дети научатся легко находить себя на фотографиях, воспитатель с подгруппой детей может провести игру «КТО БЫСТРЕЙ СЕБЯ НАЙДЕТ?».
ЦЕЛЬ ИГРЫ: развивать представление о себе, особенностях своего внешнего вида; способствовать созданию положительного образа «Я».
За столом сидят 2 – 3 ребенка. Воспитатель кладет перед ними вперемешку несколько фотографий. Задача детей – быстрее других найти свою фотографию и показать ее всем. Остальные дети решают, правильно ли выбрана фотография. Обсуждая выбранное фото, воспитатель вместе с детьми отмечает особенности внешнего вида ребенка (цвет глаз, волос, одежду, дает положительную оценку внешности ребенка.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМА ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ «МЫ УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА И НАЧИНАЕМ РАЗЛИЧАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ».
В основе гуманных, доброжелательных действий и поступков лежит способность к эмоциональному отклику и сопереживанию для обретения этой способности маленькому ребенку нужно постепенно накопить соответствующий эмоциональный опыт и прежде всего научиться различать и понимать некоторые эмоциональные состояния: радость, веселье, грусть. Для этого воспитатель использует несколько путей.
ПЕРВЫЙ ПУТЬ. Учитывая подражательность маленьких детей, воспитатель всегда стремится быть эмоционально выразительным. Он подчеркивает свои действия выразительной интонацией голоса, мимикой, жестами. «Здесь спит твой зайчик? Не буду ему мешать, - говорит воспитатель ребенку. – Я пойду тихо – тихо, на цыпочках, вот так…» Воспитатель демонстрирует малышу осторожный шаг, останавливается, оглядывается на спящего зайчика, внимательно смотрит на него, затем улыбается и говорит ребенку: «Я его не разбудила. Смотри, как спокойно спит твой зайчик. Ты тоже ему не мешай пока, пусть он еще немного поспит. А потом тихонько разбуди его и скажи ласково: «Пора вставать, мой хороший!».
Правильно, если воспитатель словами обозначает свои чувства в связи с поступками детей : «Я рада, что…», «Мне жаль, что…» и т. п. Такие выражения помогают малышам лучше понять настроение воспитателя, связать его с теми или иными событиями и испытать соответствующие чувства.
Воспитатель стремится обозначить словом чувства, переживаемые детьми, подчеркнуть их настроение: «Нам всем весело. Я вижу, все улыбаются».
Воспитатель активно привлекает детей к эмоциональному сопереживанию: «Посмотрите, как красиво падает снег! Как снежинки кружатся и порхают в воздухе! А вы рады снегу? Давай улыбнемся и скажем: «Здравствуй, зима!».
ВТОРОЙ ПУТЬ. Воспитатель специально обращает внимание детей на то, как эмоции отражаются в мимике, жестах, интонации голоса человека. Детям данного возраста в первую очередь доступно понимание ярко выраженных эмоциональных состояний. Но для того чтобы у малышей формировались верные представления о разных эмоциях, им прежде всего необходимо научиться свободно ориентироваться во внешнем облике человека: правильно называть все части лица и тела, показывать их на картинках, различать на фотографиях и в жизни. Этому воспитатель уделяет специальное внимание в общении с детьми. Закрепляются представления детей о частях тела и лица в совместной игре «МЫ» :
Дети стоят в кругу, воспитатель – в центре. Он говорит или поет:
- Где же наши ушки?
Дети показывают и отвечают:
- Вот они!
- Где же наши глазки?
- Вот они!
- Где же наши зубки?
- Вот они!
- Глазки закрываются!
- Вот так! (Дети закрывают глаза).
- Глазки открываются!
- Вот так! (дети открывают глаза).
- Глазки смотрят на меня! (дети смотрят на воспитателя).
- Глазки смотрят на тебя (дети поворачиваются и смотрят друг на друга).
- Вот так! Вот так!
- Где же ваши ручки?
- Хлоп – хлоп! (дети хлопают в ладошки).
- Где же ваши ножки?
- Топ! Топ! (дети топают и приговаривают).
- Знаем мы, где… (воспитатель молча показывает на руки).
- Ручки! Хлоп! Хлоп! (дети отвечают и хлопают в ладоши).
Знаем мы, где… (воспитатель молча показывает на ноги).
- Ножки! Топ! Топ! (дети отвечают и топают ногами).
Воспитатель в заключение произносит:
А теперь, мои ребятки,
Поиграем вместе в прятки!
Раз, два, три, четыре, пять –
Прячьтесь! Я иду искать!
Дети разбегаются и прячутся. Воспитатель ищет и находит детей, приговаривая: «Я вижу синие глазки – это Танечка! А кто это спрятался под стул, только черные штанишки видны? Ах, это наш Сережа!» и т. п.
Эта игра может постоянно обновляться воспитателем. Главное – чтобы общение воспитателя с детьми было непринужденным и занимательным, а конец игры – эмоциональным и веселым.
Воспитатель специально привлекает внимание детей к тому, как на лице отражаются разные эмоции. Он подбирает для рассматривания с детьми картинки, на которых изображены ярко выраженные эмоциональные состояния детей и взрослых в понятных маленькому ребенку ситуациях: мальчик и девочка – друзья, они держатся за руки, улыбаются; мальчики играют с мячом и смеются; девочка прижимает к себе любимую куклу и улыбается; и т. п.
Рассматривая с детьми картинки, воспитатель подчеркивает, какие чувства переживают герои, обращает внимание на мимику и жесты: «Посмотрите, как радуется мальчик новой игрушке! Он весело смеется. Он хлопает в ладоши! Дети четвертого года жизни уже могут объединять картинки по общему настроению героев: здесь веселые дети – девочки и мальчики; здесь девочка плачет, зайчик плачет; а здесь девочка уже смеется и зайчик улыбается.
ТРЕТИЙ ПУТЬ – непосредственное участие детей в несложной театрализации с использованием предметов для ряженья, в образных – играх – имитациях. Принимая участие в таких играх, воспитатель помогает детям понять и передать эмоциональное состояние, соответствующее определенному игровому образу, найти выразительные движения, интонацию голоса.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ «МЫ ПРИХОДИМ НА ПОМОЩЬ, ПРОЯВЛЯЕМ ЗАБОТУ И ВНИМАНИЕ».
Радостная, спокойная жизнь в группе возможна лишь тогда, когда дети начинают обращать внимание на состояние сверстников, проявляют сочувствие и заботу. Задача воспитателя – обеспечивать постепенное накопление детьми опыта проявления доброго, заботливого отношения к окружающим.
Для того чтобы пробудить у малышей добрые чувства необходимо создать соответствующие условия. Прежде всего это организация различных игровых и практических ситуаций, смысл которых понятен ребенку, близок его личному опыту, вызывает эмоциональный отклик и требует проявления активных действий.
В каждой ситуации воспитателю необходимо:
- Заинтересовать детей и эмоционально представить возникшую проблему, требующую решения;
- вызвать активное сопереживание, сочувствие участникам ситуации и понимание их трудностей;
- побудить детей к поиску возможных вариантов помощи;
- включить детей в конкретное практическое действие;
- дать детям возможность пережить чувство удовлетворения от сделанных ими добрых дел и услышать благодарность и одобрение тех, к кому было проявлено участие.
Каждая ситуация, организуемая воспитателем в целях обогащения социально – нравственного опыта детей, должна быть прежде всего обращена к соответствующим детским эмоциям и чувствам. Необходимо выразительно передать детям смысл ситуации, ярко отразить чувства, которые испытывают ее участники: хорошо им или плохо, почему это так, какой помощи они ждут от детей.
Воспитатель использует несколько типов игровых и реальных ситуаций.