Евгения Седова
Социально-коммуникативное развитие детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ.
РЕБЕНОК ВХОДИТ В МИР СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
С первых дней пребывания ребенка в группе воспитатель стремится придать отношениям детей со взрослыми и сверстниками положительную направленность. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в доброжелательной атмосфере группы, поддерживать и развивать стремление ребенка к общению, обогащать личный практический опыт.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Главное в решении образовательных задач состоит в организации воспитателем личного опыта ребенка, в постоянном приучении его к положительным поступкам. Непосредственное участие воспитателя в детских играх, общении и практических делах позволяет детям увидеть, повторить и затем самостоятельно воспроизвести новые игровые умения, способы общения и действия с предметами. Обязательным условием организации педагогического процесса является ежедневное общение с каждым ребенком индивидуально или в маленькой подгруппе детей. Основными методами выступают:
- организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
- инсценировка с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в группе;
- общение и совместная деятельность с воспитателем как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
- наблюдение за действиями и отношениями взрослых в Доме ребенка (повар, санитарка, врач, дворник, воспитатель);
- образные игры – имитации, хороводные, театрализованные игры для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
- чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к ближним, заботы о животных и пр;
- рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях, ориентирования в ближайшем окружении (в группе);
- сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых (врач, продавец, парикмахер, моряк).
Воспитатель поощряет доброе отношение к близким: предлагает выполнить просьбу, повторить действия, одобряемое взрослым, показать свои любимые игрушки, спеть песенку, охотно включаться в совместные или другие действия со взрослым, выполнить простые поручения воспитателя. Приучает детей, по напоминанию взрослого, здороваться, прощаться, благодарить.
В играх, общении, в процессе рассматривания сюжетных картинок воспитатель обращает внимание детей на отдельно ярко выраженные эмоциональные проявления людей и ситуации, их вызванные, подчеркивает, как проявляются те или иные эмоции в мимике, жестах.
Воспитатель предлагает детям объединить картинки по общему настроению героев: смеются, плачут, сердятся, вовлекает детей в игры – имитации, в которых отражаются разные эмоции и соответствующие действия.
Педагог упражняет детей в различении веселой и грустной музыки, веселого и грустного настроения сверстников, взрослых, а также и животных. Рассказывает детям связь между эмоциональным состоянием и соответствующими действиями людей. Своим примером показывает детям, как откликаться на эмоции других: если кто – то плачет, огорчен, надо пойти и успокоить его и пр.
Воспитатель рассматривает с детьми сюжетные картинки с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия; выделить общее радостное настроение членов семьи, его причину. Вовлекает детей в ситуацию добрых дел.
Совместно с детьми воспитатель устраивает в игровом уголке комнату для семьи («кукольная семья») : ставит мебель, посуду, разыгрывает различные события из жизни семьи. Знакомит детей с литературными произведениями, народным фольклором на тему «Семья и дети».
Педагог воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, приучает спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять простые поручения. Воспитатель развивает интерес к сверстникам. Организовывает игры, в которых мальчики и девочки обращаются друг к другу по имени, используют3 ласковые, уменьшительные имена, объединяются в общем игровом сюжет (поездка в зоопарк, в практической деятельности (девочки лепят бублички для угощения мальчиков, а мальчики для девочек – прянички).
Вместе с детьми рассматривает картинки, на которых изображены мальчики и девочки, предлагает сравнить их лица, прически, одежду, любимые игрушки, события. К примеру, мальчики играют с машинками, девочки катают кукол в колясках, девочки и мальчики с цветами и флажками идут на праздник и т. п.
Привлекает детей к участию в решении проблемно – игровых ситуаций гуманистического содержания («Наш зайчик поранил лапу», «Поможем куклам помириться» и т. д.)
Побуждает детей охотно откликаться на предложение участвовать в общем деле: в хороводных, подвижных и имитационных играх, в собирании общих «сокровищ» (картинок, камешков, ракушек, в уборке игрушек. Поддерживает чувство удовольствия в добрых делах. В дидактических играх дети отбирают картинки, изображающие добрые поступки детей, выражают к ним свое отношение.
Педагог развивает отношение ребенка к самому себе («Я расту»). Побуждает детей называть свое имя, фамилию, пол, возраст. Узнавать своих воспитателей, санитарку, группу. Воспитатель заботится о том, чтобы дети хорошо знали свои вещи, узнавали свои игрушки, книжки среди других вещей. Называли отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я умею строить дом», «Я умею сам застегивать пуговицы»).
В процессе беседы с детьми педагог побуждает их говорить о себе в первом лице – «я», высказывать свои желания, выражать свои эмоциональное отношение, называть любимые игрушки, предметы, любимые игры, сказки, стихи.
Воспитатель организует ситуации, в которых дети задают вопросы взрослому об окружающем. Воспитатель поддерживает жизнерадостное настроение детей, хвалит их, если они быстро преодолели негативное состояние, положительно оценивают себя, проявляют доверие к миру.
РАЗВИВАЕМ ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ.
Образовательная деятельность данного раздела направленна на реализацию цели развития любознательности к трудовой деятельности взрослых, поощрения инициативы и самостоятельности малышей в самообслуживании.
Основными методами воспитания являются:
- наблюдение фрагментов конкретных видов труда по созданию взрослыми предметов из различных материалов;
- наблюдение за хозяйственно – бытовым трудом взрослых в Доме ребенка (мытье посуды, смена белья, подметание дорожек);
- экспериментирование и игры с разными материалами (песок, глина, разные виды бумаги, ткань);
- рассматривание предметов и картинок о предметном мире и трудовой деятельности взрослых;
- дидактические игры;
- чтение стихов и потешек, побуждающих детей к самообслуживанию;
- дидактические пособия для развития мелкой моторики;
- игровые ситуации («Оденем куклу на прогулку», «Научим мишку мыть руки»);
- сюжетно – ролевые игры, позволяющие детям отображать представления о труде взрослых и использовать в играх предметы – заместители.
ТРУД ВЗРОСЛЫХ И РУКОТВОРНЫЙ МИР.
Воспитатель проектирует игровые ситуации, вызывающие необходимость в создании предметов из различных материалов (бумага, картон, ткань, дерево, бросовый материал) с учетом потребности детской деятельности. Обеспечивает возможность осваивать 3 – 4 действия и ярко выраженные промежуточные результаты (кораблики из дерева, шитье платья для куклы и т. д., а также трудовые действия хозяйственно – бытового труда. Взрослый учит детей вычленять и называть (по вопросам) действия: «Что задумали сшить для куклы Кати? Из чего шили платье? Что нужно для шитья? Как сшила? Что получилось?».
Используя игровой персонаж, воспитатель совместно с детьми устанавливает связь между целью и результатом труда. Дети объясняют игровому персонажу, почему выбрали для шитья платья ткань, а не бумагу, зачем для работы нужны были ножницы, иголки. В игровых ситуациях воспитатель побуждает детей на основе наглядности к составлению простейших описательных рассказов о хорошо известных трудовых процессах.
Дети осваивают умения различать сходные предметы как результаты труда взрослых: точно соотносить названия с предметом, вычленять его назначение, части, узнавать материал, из которого он сделан, по характерным признакам: твердость, мягкость, прозрачность, гладкость, блеск, ощущения тепла – холода, пушистость.
Педагог создает условия для усвоения соответствующего словаря и простейших обследовательских действий, позволяющих определить качества и свойства материалов, из которых они сделаны. Широко использует дидактические игры с предметами и картинками на группировку предметов по существенным признакам, а также моделирует ситуации, побуждающие детей отражать простейшие действия бытового труда взрослых.
Педагог проектирует образовательные ситуации, позволяющие на конкретных примерах устанавливать связь между назначением предмета и особенностью его строения, а также материалом, из которого он сделан. Например, стул сделан из дерева, поэтому он прочный, а сиденье и спинка – из ткани, чтобы было приятно, удобно сидеть на стуле. Воспитатель помогает детям осознать разумный способ поведения в мире предметов, основанный на знании назначения предмета и свойств материалов, использованных при его изготовлении. Так, например, дети уже способны понимать, почему не следует играть в мяч около аквариума с рыбками; почему в дождливую погоду мы не берем на прогулку книжки и мягкие игрушки.
Взрослый поощряет бережное отношение к предметам, умение использовать их в соответствии с назначением и свойствами; учит составлять, с помощью взрослого, первые описательные рассказы о предметах, отражая знания о назначении предмета, его строении и назначении частей, качествах и свойствах материала, из которого предмет сделан, и о других ярко выраженных особенностях: цвет, форма, размер.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ И ДЕТСКИЙ ТРУД.
Воспитатель эмоционально поддерживает ребенка, побуждая его самостоятельно выполнять отдельные действия самообслуживания с удовлетворительным результатом при небольшой помощи взрослого и сверстников, необходимость которой обусловлена ограниченными физическими возможностями детей четвертого года жизни; привлекает к оценке детской деятельности по самообслуживанию, развивает способность совместно со взрослым оценивать качество полученного результата и исправлять ошибку; побуждает предлагать и оказывать помощь сверстнику.
В каждом отдельном случае воспитатель подчеркивает детские достижения и успехи, чтобы ребенок испытывал чувство радости от достигнутого результата, стремился к признанию своей самостоятельности, самоутверждению, получению одобрения взрослых за умелость, освобождение их от необходимости полного обслуживания ребенка.
Педагог организует игровые ситуации, позволяющие ребенку радоваться чистой красивой одежде, аккуратной прическе, испытывать отрицательные эмоции при виде грязных рук и рваной одежды, непричесанных волос. Поддерживает стремление малыша быть опрятным, поддерживать опрятный внешний вид, обращаться к старшим с просьбой помочь устранить недостатки, учит пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи, благодарить словом, улыбкой, жестом.
Воспитатель организует дидактические игры и упражнения, которые обеспечивают развитие мелкой моторики, необходимой для самостоятельного выполнения действий самообслуживания; создает условия и побуждает детей отражать процессы самообслуживания в играх на бытовую тематику, когда ребенок в роли мамы учит «своих детей» умываться, кушать, причесываться, следить за своим внешним видом.
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, ПРИРОДЕ.
Воспитатель создает условия для активного накопления представлений детьми о здоровьесберегающем и безопасном поведении: организует наблюдение за тем, как надо умываться и мыть руки, вытирать их насухо полотенцем, как пользоваться столовыми приборами, платком, салфеткой и т. п., как вести себя на улице и в группе, чтобы не нанести вред своему здоровью; организует деятельность репродуктивного характера (показ –повтор за взрослым, пример сверстников, поощрение). Проводит беседы с привлечением наглядности, рассматривает с детьми алгоритмы процессов личной гигиены (мытье рук, чистка зубов, последовательность режимных моментов и др. Читает детям стихи и потешки о гигиенических процессах, режиме дня, опасных для здоровья и жизни ситуациях и правильном поведении в случае их возникновения. Организует на их основе несложные игры, которые помогут ребенку научиться умываться, чистить зубы, следить за чистотой рук и лица, внешней опрятностью и аккуратностью вместе с тем доставят малышу удовольствие и радость. Использует разнообразные игровые приемы, такие как «Научи котенка умываться», создает моменты радости в ванной комнате, раздевалке, на улице, на протяжении всего режима дня. Эмоциональность игрового приема в этом случае помогает ребенку лучше освоить и запомнить образовательное содержание.
Вовлекает детей в простейшую поисковую деятельность, например «Найди из предложенных картинок или предметов все, что понадобится для умывания; разложи картинки, где мальчик или девочка поступают правильно – неправильно; какие опасные ситуации ты видишь на этих картинках».
Организует циклы игр – экспериментов или игр – экспериментирований, а так же игр – путешествий предметного характера с целью практикования и закрепления культурно – гигиенических навыков, безопасного поведения, такие как «Водичка, водичка», «Я одеваюсь сама», «Так привыкли мы к порядку».
Предлагает детям познакомиться с дидактической развивающей куклой, например, Мойдодыром, или Доктором Айболитом. От лица игрового персонажа воспитатель придумывает увлекательные и полезные игры – истории.
ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Ребенок входит в мир социальных отношений. Развиваем ценностное отношение к труду. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
1. Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость к сверстникам, привязанность и доверие к воспитателю.
3. Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
4. Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в группе.
1. развивать интерес к труду взрослых в Доме ребенка, представления о конкретных видах хозяйственно – бытового труда, направленных на заботу о детях.
2. Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как к результату труда взрослых.
3. Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание, способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки.
1. Развивать интерес к правилам безопасного поведения.
2. Обогащать представления о правилах безопасного пользования предметами.
3. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.