Елена Позднякова
Проект по реализации РНК «Социально-бытовые сказки Пермского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Пермская губерния сравнительно очень богата сказками и сказочниками. Записано во всей Пермской губернии — около двухсот сказок, не считая сказок башкирских, пермяцких и иных. В рудниках, на рыбных ловлях неводом и в лесосеках работают многолюдные артели рабочих, как местных, так и пришлых; зимою им приходится спать в общих зимницах-избушках. Работа зимою кончается рано, с наступлением темноты; долгие зимние вечера и коротаются рабочими за сказками; в большой артели почти всегда найдутся люди, знающие несколько сказок, а прочие слушают и запоминают. Ремесленники, в частности «пимокаты» (катанщики валяной обуви и портные, ходят зимою же по домам своих заказчиков, где и ночуют. Сказки рассказывают они или за работой, или же, чаще, опять-таки в долгие зимние вечера, на сон грядущий. Слушатели — ученики ремесленника, хозяева с домочадцами, а часто и соседи. Ремесленника, который хорошо рассказывает сказки, многие заказчики предпочитают: веселее; вот почему многие пимокаты и портные намеренно стараются запомнить, возможно, больше сказок, хотя чаще это достигается ими в детстве, когда мальчик ходит с ремесленником в качестве ученика. К этой же категории сказочников нужно причислить и пастухов, которые иногда также ночуют поочередно у всех домохозяев селения; но лето, с его короткими ночами, гораздо меньше благоприятствует сказкам, чем зима. Наконец, распространению и переносу (а также, отчасти, и переделке) сказок много способствует солдатчина и. тюрьмы, что имеет уже не только местное, Пермское, но и общерусское значение. Сказки : «Про солдата», «Фома Данилов», «Марья пленная в Хиве», «Морока» и «Бесстрашный солдат»,
Публикация «Проект по реализации РНК „Социально-бытовые сказки Пермского края“» размещена в разделах
- Пермский край
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Вид проекта : групповой, познавательно-творческий.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Образовательная область: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, речевое развитие
- Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.
- Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.
Актуальность темы.
- Огромной любовью пользуется у детей сказка.
- Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.
Цели проекта :
-привлечение внимания детей к литературным традициям своего народа, изучению истории, своеобразных особенностей родного края и его жителей, а также помощь в сохранении уникального фольклора многонационального Пермского края;
- нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством пермского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам пермской художественной литературы.
- развитие патриотических чувств у детей,
- развитие творческих способностей, фантазии детей;
- содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.
Задачи:
Дети:
- познакомить с творчеством пермского народа, - способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам народа,
- формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Обеспечение: сборники сказок Пермского края, иллюстрации к сказкам, литература, репродукции картин, рисунков, фотографии, аудиозаписи классической музыки композитора Н. Римского-Корсакова, К. Сен-Санса, А. Грибоедова; методическая литература.
Предполагаемый результат:
- развитие интереса к пермскому фольклору;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми
Продукт проектной деятельности :
- рисунки, поделки, работы по аппликации по сказкам.
Презентация проекта :
- оформление выставки рисунков «Мир сказок Пермского края»
- открытое занятие «Путешествие в мир сказок Прикамья»
- развлечение «Что за прелесть эти сказки!»
Основные этапы реализации проекта :
Подготовительный:
- опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
Совместная деятельность детей и воспитателя.
1. Чтение сказок Пермского народа, фольклора.
2. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.
3. Игры – драматизации по сказкам
4. Конкурс чтецов отрывков из произведений.
5. Оформление выставки детских работ по сказкам
Самостоятельная деятельность детей.
1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок Пермского края
2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам народов Прикамья (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).
Совместная деятельность детей и родителей.
1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам
2. Заучивание отрывков из сказок.
3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам.
4. Изготовление костюмов для драматизаций.
Заключительный этап:
1. Оформление выставки «Мир сказок Пермского края»
2. Развлечение «Что за прелесть эти сказки»
3. Проведение итогов проектной деятельности.
4. Размещение на сайте учреждения фотоотчет выставки.