Валентина Михайловна Матюх
Социальная сеть, как эффективная форма взаимодействия образовательной организации с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Тема образовательного проекта:
«Социальная сеть как эффективная форма взаимодействия образовательной организации с семьей»
Руководитель проекта
Пануровская А. А, заведующий МКДОУ д\с54
Авторы проекта:
Матюх Валентина Михайловна
педагог-психолог,
Белова Наталья Николаевна
воспитатель
Новосибирск 2019-20
Постановка, обоснование проблемы и актуальности проекта
Публикация «Социальная сеть, как эффективная форма взаимодействия образовательной организации с семьей» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социальные сети в работе с родителями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в разделе «Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы в дошкольном образовании» провозглашает «взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательный процесс» (п, 3.2.5.5.). Это меняет подход к работе с родителями.
Родители не имеют времени и возможности из-за занятости взаимодействовать с детским садом, посещать консультации, мероприятия проводимые в детском саду.
Поэтому актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые не требуют длительного нахождения в детском саду, обеспечивают открытость работы детского сада для родителей.
Использование ИКТ в работе с семьей — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Социальная сеть, как средство, помогает разнообразить формы психолого-педагогического просвещения родителей. Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем:
• минимизация времени доступа родителей к информации;
• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• рост объема информации;
• оперативное получение информации родителями;
• обеспечение диалога с участниками группы;
• оптимизация взаимодействия ДОУ с семьей.
Проблема
Отсутствие форм взаимодействия между участниками образовательного процесса, которая позволила бы компенсировать снижение воспитательного потенциала семьи из-за нехватки времени и занятости родителей на работе, заставили искать новые пути решения. Актуальность проблемы доказывает способы получения информации. Родители нашего детского сада предпочитают получать информацию из детского сада в 77,31 % используя мобильные телефоны.
Гипотеза
Изучив и проанализировав периодику и методическую литературу по проблеме взаимодействия ДОУ и семьи, вспомнив все традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, пришли к выводу, что необходимо использовать возможности социальной сети, которая позволит активизировать наше сотрудничество с семьей, повысить психолого-педагогическое просвещение родителей. С этой целью, в социальной сети «Вконтакте», была создана открытая группа «Тич-ин» (анг. яз дискуссия) – https//m.vk.com/wall-180120757_16#actions
Социальная сеть, как форма взаимодействия с семьей, хороша тем, что здесь совершенно исчезает элемент «принуждения», о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации. В группе «Тич –ин» можно узнать о секретах семейной педагогики, принять участие в конкурсах, дискуссиях - все это делается добровольно, а психолого-педагогический комментарий излагается доступным языком, коротко, интересно.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Цель проекта: вовлечение семьи в процесс развития собственного ребенка, через использование сетевого взаимодействия с ДОУ.
Задачи, реализуемые в ходе проекта:
• Применить ресурс сетевого взаимодействия,в целях психолого – педагогического просвещения родителей и вовлечения родителей в процесс развития собственного ребенка;
• Создать в социальной сети «ВК» группу под названием «Тич –ин»;
• Создать материально-технические, методические, информационные условия для реализации проекта;
• Информировать родителей о жизнедеятельности детей ДОУ;
• Активизировать виртуальное взаимодействие участников образовательного процесса: педагоги, родители, дети;
• Использовать виртуальные методы работы с семьей: онлайн мастер -классы, онлайн – консультации, онлайн – конкурсы и т. д.
Информационные ресурсы
Использование методической базы ДОУ и сети Интернет.
Описание содержания и этапы проекта
Для реализации проекта используются возможностями интерактивного взаимодействия с родителями - социальные сети, которые позволят нам активизировать наше сотрудничество. С этой целью в социально сети «Вконтакте» в феврале 2019 года была создана открытая группа «Тич-ин» (анг. яз дискуссия) – https//m.vk.com/wall-180120757_16#actions
В группе «Тич –ин» можно узнать о секретах семейной педагогики, принять участие в конкурсах, дискуссиях - все это делается добровольно, а психолого-педагогический комментарий излагается доступным языком, коротко, интересно. Проведено анкетирование родителей, с целью определения их интереса к такой форме психолого – педагогического просвещения и взаимодействия. 74% родителей выразили положительное отношение к проекту. Проект «стартовал» в феврале 2019 года.
Так как часть родителей используют Интернет и на работе, и дома, многие из них уже пользуются социальной сетью, взаимодействие с семьями началось с простого — с мотивации родителей к комментированию событий в группе. Для этого хорошо подходит размещение фотографий, видеозаписей, созданных в детском саду (с письменного разрешения родителей, размещение рекомендаций по воспитанию детей в виде ссылок на детскую и психолого-педагогическую литературу, сообщения новостей.
В настоящее время наблюдается положительная динамика вступления родителей и педагогов в группу «Тич-ин».
В функционировании «Тич–ин» предусмотрена обратная связь с родителями в форме лайков, написании комментариев т. д. Для реализации целей проекта запланированы и проводятся следующие виртуальные формы работы с родителями:
• Мастер – классы педагогов ДОУ,
• Онлайн – консультации педагогов ДОУ,
• Онлайн – конкурсы,
• Мультпросвещение для родителей,
• Виртуальные экскурсии,
• Репортажи с мероприятий.
Этапы реализации проекта
1 этап: информационно – аналитический. 10.01. 2019 – 01.05.2019
Изучение психологической и педагогической литературы данной тематики. Анализ предметно – развивающей среды дошкольного учреждения, технического оснащения
2 этап: основной. Практическая реализация проекта. С 01.06.2019
3 этап: аналитический (мониторинг результативности проекта за учебный год). Анализ результативности проведенной работы. Обобщение опыта работы на МО района, участие в районных и городских конкурсах.
План реализации долгосрочного проекта на 2019 – 2020 год
Этап №1 Информационно – аналитический 01.01.19 по 01.05.19 год
1.1. Анализ предметно-развивающей среды, технического оснащения февраль 2019 года
1.2. Изучение психологической и педагогической литературы по данной тематике
1.3. Разработка дизайна группы «Тич-ин» февраль 2019 года
1.4. Регистрация участников группы «Тич-ин» в «ВКонтакте» февраль 2019 1.5. Агитационная работа по привлечению родителей и педагогов в группу «Тич-ин»
1.6. Анкетирование родителей
Приложение №1 февраль 2019
1.7. Презентация Проекта в детском саду и в социальной сети Март 2019 год
2 этап Основной: с 01.06.19 Практическая реализация проекта
2.1. Разработка перспективного плана и практическая реализация проекта в 2019 – 20 учебном году.
2.2. Сьемка, монтаж, озвучивание мастер-классов,
онлайн – консультации, репортажей с детских мероприятий
2.3. Разработка положений и проведение детских и семейных конкурсов В теч. года
.4. Психолого – педагогическое просвещение родителей через онлайн - консультации В теч. года
2.5. Подборка мультфильмов для цикла мультпросвещения В теч. года
2.6. Разработка виртуальных экскурсий по краеведенью В теч. года
2.7. Систематическое публикация постов в группе ВК «Тич – ин», в соответствие с тематическим планом В теч. года
2.8. Анкетирование родителей Приложение №6 Май 2020 года
2.9. Мониторинг вовлеченности участников группы в конкурсах Май 2020 года
2.10. Мониторинг активности подписчиков в группе «Тич –ин» Май 2020 года
Этап №3 Аналитический за учебный год3.1. Обобщение опыта работы Май
2020 год
3.1.1 Публикация материалов Проекта в Интернете
3.1.2 Выступление на МО педагогов Кировского района Август 2020
3.1.3 Участие в районных и городских конкурсах В теч. года
Показатели эффективности реализации проекта
(прогнозируемые результаты)
• Создание в социальной сети «ВК» группу под названием «Тич –ин»;
• Развитие и закрепление сетевого взаимодействия педагогов с семьями, с целью вовлечение родителей в процесс развития собственного ребенка;
• Родители станут активными участниками в образовательном процессе своего ребенка: подписаны в группе «Тич-ин», обмениваются информацией в сети, делятся опытом воспитания детей и т. д;
• Родители получат возможность оперативного получения информации о жизнедеятельности своих детей в ДОУ, проводимых мероприятиях, новостях и т. д. ;
• Оптимизация психолого-педагогического просвещения семьи через виртуальные методы работы: онлайн мастер-классы, онлайн-консультации и т. д.
• Активное участие родителей и детей в конкурсах
Методы оценки эффективности проекта: анкеты, онлайн – книга отзывов, мониторинг участия родителей в группе
Качественные показатели:
• желание родителей зарегистрироваться и общаться в группе «Тич-ин»,
• активность участников группы и желание делиться опытом семейного воспитания: дают мастер-классы, участвуют в создание фильмов и т. д.
• установление виртуальных доброжелательных отношений между педагогами и родителями, положительная обратная связь в конце каждого мероприятия.
Количественные:
• увеличение числа зарегистрированных и активно взаимодействующих в группе родителей
• количество семей принимающих участие в виртуальных мероприятиях
• положительные отзывы в анкетах о функционировании группы.
Отзывы из группы «Тич-ин» ссылка https://vk.com/topic-180120757_42936333
Описание функционала участников проекта
Прогноз возможных негативных последствий и способы их минимизации:
Результативность реализации проекта в целом зависит от технического обеспечения педагогов и родителей, владения родителями Интернетом
С целью минимизации влияния этих факторов на реализацию проекта, запланировано обучение авторов проекта на курсах SMM-менеджеров, консультирование педагогов и родителей действиям в социальных сетях.
Дальнейшее развитие проекта
Планируется создание дублирующего канала в инстаграмм. Расширение контингента участников сетевого взаимодействия. Обобщение опыта работы на МО Кировского района, участие в районных и городских конкурсах, опубликование материала в Интернете.
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» №273 –Ф3;
2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт; Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10 2013 г. № 1155, п 3.2.5.5.
3. Онлайн – школа «INTERRA» - обучение участников проекта по мини – курсу «SMM- менеджер»
4. http//lib –avt.ru/rollegam/kreativnye-fory-raboty-sovremennoy – biblioteki-
(подборка современных методов и приемов работы с семьями)
Целесообразность использования источников информации
Использование нормативно – правовых документов в области образования определяет современный и научно – обоснованный подход в написании и реализации проекта. Сетевое взаимодействие требует знаний, навыков от педагогов в этой области. Онлайн-школа «INTERRA» дает возможность постоянно получать такие знания.