Елена Прокофьева
Социальная одаренность
▼ Скачать + Заказать документы
СОЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ
Слайд 1
Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное осуществление деятельности. Эту индивидуальную особенность ученые характеризуют как системное, развивающееся в течении жизни качество психики, позволяющее достичь человеку высоких результатов.
В середине прошлого столетия в Соединенных Штатах ученые провели уникальный эксперимент. Они отобрали с помощью различных объективных методов детей, более развитых в интеллектуальном плане, причем значительно выше среднего, то есть от природы одаренных детей, которые, естественно, блестяще учились в школе.
Публикация «Социальная одаренность» размещена в разделах
Именно эти дети и стали участниками эксперимента, ученые наблюдали за ними все время обучения в школе, а затем еще 20 лет после ее окончания!
Ученых интересовало, чего одаренные дети могут достичь в социуме, насколько они будут успешны в жизни.
Вопрос:
Сколько процентов от всех участвовавших в эксперименте детей достигли в жизни результатов выше среднего, то есть стали успешными врачами, политиками, учеными, руководителями и т. д. ?
Спустя 20 лет после окончания школы серьезных или выдающихся успехов в жизни добились 30 % из 1 000 участвовавших в эксперименте одаренных детей. Остальные абсолютно ничем не выделялись из общей массы, то есть ни по каким социальным признакам нельзя было понять, что это были те самые одаренные дети.
После дополнительных исследований, которые были проведены с этими уже взрослыми людьми, ученые сделали вывод, что успеха добились лишь те, у кого показатели воли были высокие, это были настойчивые и целеустремленные люди.
Вывод напрашивается сам собой: для достижения успехов наличие волевого потенциала является более критичным, чем интеллект!
Слайд 2
Типы одаренности
- Интеллектуальный тип. Педагог легче всего видит и наиболее высоко оценивает такой тип одарённости. Таких детей называют «светлыми головами». Они обладают глубокими знаниями, хорошо анализируют различный материал, склонны к философскому осмыслению материала.
- «Академический» тип. При этом типе одарённости достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако, на первый план выходят особые способности именно к обучению.
- Художественный тип. Этот вид одарённости, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, сценической деятельности.
Слайд 3
- Креативный тип. Главная особенность этого типа выражается в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на других взгляд на мир. Этот тип одарённости с большим трудом обнаруживается на практике, так как стандартные программы не дают возможности этим детям выразить себя.
- Лидерская, или социальная одаренность. Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим, необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию.
- Психомоторная или спортивная одаренность. Бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности.
Как бы ни был одарен ребенок, он нуждается в бережных и заботливых воспитателях, которые придадут природному «материалу» бриллиантовый блеск.
Задатки, одаренность – от природы, уровень и формы – от культуры, воспитания.
Наилучшим периодом для развития способностей ребёнка является раннее детство и дошкольный возраст. Для детей этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У дошкольников хорошо развиты воображение, фантазия, нестандартность мышления, отзывчивость на окружающее.
Не исключено, что признаки одаренности, проявляемые в дошкольном возрасте, могут постепенно «угаснуть», и наоборот, одаренность может проявиться на новых этапах. Поэтому правильнее говорить не одаренный ребенок, а ребенок с признаками одаренности.
Слайд 4
В первые годы жизни ребенка, уже начинают проявляются эти признаки:
- опережение в развитии речи и мышлении своих сверстников;
- обладание значительной памятью;
- способность к длительной сосредоточенности;
- высокий уровень активности;
- проявление ранней увлеченности, постоянство в своих любимых занятиях;
- креативность, яркое воображение, восприимчивость ко всему новому, необычному;
Слайд 5
- перфекционизм (стремление доводить продукты своей деятельности до соответствия их высоким требованиям)
- высокий уровень обучаемости и явное получение удовольствия от этого процесса;
- повышенная чувствительность, ранимость и сострадательность;
- самостоятельность, независимость, уверенность в себе;
- чувство справедливости.
Дошкольные годы – годы, когда социальная одаренность и коммуникативные способности начинают проявляться и развиваться. В этот период активно развиваются самосознание, потребность в общении, эмоциональная децентрация, с ней связана способность к сопереживанию и эмпатия.
Слайд 6
Общепризнанно – главным фактором развития социальной одаренности является семья. А. Адлер считал, что прежде всего мать (а потом и другие члены семьи) влияет на становление у ребенка социального интереса.
В идеале, материнская любовь и забота, нежность к мужу, к другим детям, к людям в целом выступают для ребенка ролевой моделью реализации социального интереса. Второй по значимости фактор развития – отец. Его идеальная ролевая модель предполагает позитивную установку по отношению к жене и детям, работе, обществу, а также активное, наряду с матерью, участие в воспитании. Третьим фактором выступает атмосфера в семье. Взаимная дружеская любовь и уважение образуют оптимальную среду для развития социального интереса.
Известный психолог Эрик Эриксон отмечал, что именно доверительные отношения с матерью (или человеком ее замещающим) в первые два года жизни ребенка являются основой для здоровой личности. Наблюдения и специальные исследования показывают, что в тех семьях, где дети обнаруживают склонность к лидерству, родители не бывают агрессивны по отношению к ним и вместе с тем никогда не проявляют сверхопеку, предоставляют им возможность самостоятельных действий и решений.
Слайд 7
В числе важных предпосылок развития коммуникативных способностей и одаренности выступает и дошкольная группа. Чем выше уровень развития всего коллектива, тем благоприятнее коммуникативная среда для развития индивидуальных способностей каждого.
Слайд 8
Успех в развитии коммуникативных способностей и социальной одаренности во многом определяется и воспитателем, гуманистической направленностью его деятельности, способностью создать в группе микросреду, стимулирующую раскрытие способностей в сфере общения.
Коммуникативно одаренные дети занимают высокое статусное положение в группе. Таких детей трудно не заметить среди сверстников: они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении как со взрослыми, так и с детьми. Такие дошкольники с легкостью адаптируются в среде сверстников, им «легко дышится» в группе, они чувствуют себя, как рыба в воде.
Коммуникативно одаренные дети, как правило внешне привлекательны, успешно завоевывают симпатии сверстников, проявляют готовность помочь советом, практическим путем, склонны улаживать конфликты – им это, как правило удается во многом благодаря проявлению вежливости и терпения в общении, доброжелательности.
Такие дети обладают хорошими организаторскими способностями. Ребенок хочет и может быть заводилой. Он не боится и не стесняется проявлять инициативу.
Необходимо обратить внимание на еще одну важную особенность таких детей – коммуникативно-речевые способности, позволяющие с достаточной индивидуальной выразительностью, полнотой и точностью проявлять свое отношение к партнерам по общению.
Слайд 9
Вот как писал о речевом общении, в котором раскрывается душа человека, Гамзат Цадаса:
Душевное слово всегда удивительно,
В том его сила и главная суть.
Что душу другого оно доверительно
Может почтительно в миг распахнуть.
Социальная одаренность имеет сложную структуру, далеко не всегда все ее признаки проявляются с одинаковой интенсивностью у конкретного ребенка. Знания об этой одаренности помогут ребенку в его развитии.
Слайд 10
«…Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов; для этого же необходимо их раннее узнавание» - считал известный исследователь Г. Ревеш.