Получи документы

Семинар «Одаренность — это дар или наказание?» (продолжение)

Людмила Миронычева
Семинар «Одаренность — это дар или наказание?» (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы

7. Еще совсем недавно много десятилетий в подряд, все программы, вся жизнь была ориентирована на среднего ребенка. И если ребенок чем-то отличался от общей массы – его «усредняли» общими ко всем требованиями. Это гарантировало возможность избежать многих проблем, в т. ч. и в развитии.

Но целиком проблема одаренности в те времена не отвергалась, но все заботы по развитию одаренности ложилась на плечи родителей и творчески неравнодушных педагогов – энтузиастов, которые основываясь на собственной интуиции и опыте, помогали ребенку раскрыть свое дарование.

Публикация «Семинар „Одаренность — это дар или наказание?“ (продолжение)» размещена в разделах

В некоторых источниках приводится пример из воспоминаний академика, психолога Алексея Михайловича Матюшкина, специалиста в области развития мышления, проблемного обучения и одаренности детей.

К нему как-то обратился папа 4-х летнего одаренного ребенка, и профессор спросил: а не пробовал отец отдать ребенка в детский сад. На что папа ответил, что получил путевку в детский сад и довольно престижный. Придя в д/сад, отец рассказал руководителю, что его ребенок несколько отличается от ровесников: больше знает, развивается быстрее. На что в д/саду папу успокоили: «Не волнуйтесь, он станет как все. Был у нас такой ребенок, а теперь все нормально, от других не отличается».

Вот так одаренность может быть загублена на любом этапе развития, в том числе и в дошкольном возрасте.

Одаренность – это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях.

А талант – это, скорее, необычная способность в какой-либо узкой специфической области.

Безусловно, что довольно часто одаренные дети могут быть и талантливыми одновременно.

Сейчас об одарённости говорят много, развиваются разного рода школы, существуют специальные программы. Организуются разнообразные фестивали и конкурсы, проводятся конференции, форумы.

Часто можно слышать, что все дети талантливые. Да, потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, однако реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал.

Много говорится об одаренности вообще. Но одаренность одаренности рознь. И степень одаренности разная, и широта проявлений разнится, и способности развития в определенном возрасте разные. Все это является критериями для определения видов одаренности.

Мини-сообщение воспитателя «Виды одаренности»

8. Что необходимо, чтобы одаренный ребенок развивался в соответствии со своими возможностями? (создать необходимые условия) и условия эти должны быть благоприятными для ребенка.

Развивать ребенка вообще надо с первых дней младенчества. Однако раннее развитие часто сводится к тому, чтобы дать как можно больше информации, или научить читать, писать в раннем возрасте.

- А что важнее для ребенка? (развивать его)

- Что важнее развивать? (умение воспринимать, оценивать, рассуждать, не учить читать книги, а окружить его книгами)

- Кто или что на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности ребенка? (семейная среда).

Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Некоторые считают, что бесполезно обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремлению к познанию. В этом они видят особенности возраста, а не проявление индивидуальности. Такие родители одаренных детей как правило испытывают растерянность.

Другие родители, напротив, склонны преувеличивать возможности ребенка, удовлетворяя свое родительское тщеславие, подчеркивают что их ребенок «талант». И доказательством этого они предъявляют большое знание стихов, песен, рассуждения ребенка на уровне взрослых, рассчитанное на внешний эффект.

Родители, озабоченные развитием способностей своего ребенка отдают в различные школы развития, кружки, секции сразу в несколько. Он и плавает, и изучает иностранный язык, и занимается музыкой. Зачастую такая чрезмерная деятельность, предполагающая выполнение большого количества заданий, негативно сказывается на одаренности ребенка и не только на одаренности.

Искусственная акселерация еще никому не принесла пользы.

Родители, даже адекватно реагирующие на одаренность ребенка, сталкиваются с трудностями в воспитании и развитии. Какими?

- Основная трудность как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и желаниями, интересами ребенка. Такой баланс соблюсти трудно. Неординарные способности ребенка провоцируют родителей на форсирование развития потенциала детей.

Игра вытесняется из жизни ребенка, заменяется более «полезными», по мнению родителей, занятиями: музыкой, иностранным языком, танцами, спортом и т. д.

- Что бы вы порекомендовали родителям, имеющим одаренного ребенка? (педагогам предлагается выработать рекомендации родителям)

Взвешенное отношение к различного рода деятельности, определив правильно приоритеты (что важнее, какой вид деятельности важнее для ребенка)

Современные технологии должны дополнять другие формы развития ребенка, а не замещать их (компьютер – это источник информации, а не форма деятельности, дидактические и развивающие игры, много в Интернете можно и нужно заменять настольно-печатным вариантом)

Чтобы ребенок не стал эмоционально тупым и социально отсталым на фоне интеллектуальной одаренности, необходимы эмоционально-значимые и социально-развивающие упражнения, т. е. игры на развитие навыков поведения, упражнения, выполняемые в парах ли небольшими подгруппами, т. е. развитие навыков взаимодействия, упражнения-шутки, сюжетно-ролевые игры и т. д.

Воспитателям предлагается Памятка, которую они могут предложить родителям, заинтересованным в развитии задатков, способностей своих детей:

«Семь правил для родителей как вырастить гения» (см. Приложение1)

9. Мы говорили о трудностях, с которыми сталкивается взрослый, если воспитывает одаренного ребенка, а каково самому этому ребенку. Давайте порассуждаем.

Но сначала предлагается таблица, которую педагоги должны заполнить: - положительные качества одаренного ребенка – отрицательные качества одаренного ребенка.

Положительные качества

- любопытство и познавательная активность

- хорошо развита речь, мышление

- высокая концентрация внимания на интересующем деле

- обладание хорошей памятью

- стремление достигнуть высокого результата

- богатая фантазия

- креативность, яркое воображение

- уверенность в себе, независимость

- принципиальность, чувство справедливости

- исследовательская, творческая активность

Отрицательные качества

- неспособность принять другую точку зрения

- формальный подход к учебе, если ему неинтересно

- отставание в физическом развитии

- отсутствие конформизма

- стремление всегда быть правым в споре

- повышенная чувствительность, возбудимость, ранимость, гиперактивность

- постоянное привлечение к себе внимания окружающих

Так какие же трудности в жизни испытывает сам ребенок?

Мини - сообщение воспитателя

10. Мини-сообщение воспитателя : «Какова должна быть среда, в которой одаренность развивалась, реализовывалась»

• Высокая степень неопределенности и вариативности (богатство возможностей)

• Предметно-информационное богатство

• Трансформационная возможность среды

• Гибкость в использовании времени, средств, материалов

• Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее

коллективными формами

• Наличие специально подготовленных квалифицированных педагогов

• Создание атмосферы доброжелательности, заботливости, обстановки, формирующей у ребенка чувства собственной значимости, поощряющей его индивидуальность

• Наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы

С одаренными детьми рядом должен быть и особый педагог. Каким вы себе его представляете?

Талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности

Профессионально грамотным

Интеллигентным, нравственным, эрудированным

Владеть современными образовательными технологиями

Иметь позитивную Я-концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным

Умелым организатором образовательной деятельности, психологом

- Какие формы работы можно использовать в работе с одаренными детьми?:

Работа по индивидуальным планам

Занятия в группах с углубленным изучением какого-либо направления

Проведение фестивалей творчества, творческих конкурсов, выставок

Опытно-экспериментальная, исследовательская работа

Индивидуальные творческие задания и отчеты о выполнении

- Какие технологии, известные вам, можно использовать в работе с одаренными детьми?

ИКТ –технологии

Проектная деятельность

Игровые технологии

Развивающее обучение, проблемное обучение

Технология коллективной творческой деятельности

Здоровьесберегающие технологии

ТРИЗ

11. Таким образом, вернемся к тем вопросам, которые звучали в начале:

- одаренный ребенок – это проблема взрослому или подарок ему?

- а для ребенка – это дар или наказание?

Если взрослым строить правильно взаимоотношения с одаренным ребенком, выстроить правильную траекторию его развития в соответствии с его возможностями, интересами, то и проблем, трудностей будет меньше и у детей и у окружающих его близких людей.

Одаренность – это, безусловно, природный дар, который иногда оказывается слишком тяжелой ношей для его обладателя и создает множество проблем. Одаренность как драгоценный камень, который засверкает своими гранями только после того, как побывает в руках мастера. Как бы ни был одарен ребенок, он нуждается в заботливых и внимательных педагогах, которые придадут его природному дару нужный блеск.

12. Заключение: Интересная информация о детях талантливых родителей.

Приложение 1

Памятка для взрослых: "Семь правил: как вырастить гения"

Чтобы развить умственные способности ребенка, нужно соблюдать важные правила.

Поощрять игры

В них развивается любопытство, интерес к миру и желание узнавать его.

Много читать

Читать надо ребенку с самого рождения. Это развивает словарный запас, дает новые знания.

Говорить с ребенком

Общаться с детьми на равных, объясняя все, что вызывает вопрос.

Заниматься творчеством

Рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах развивают моторику, воображение, память.

Не быть настойчивыми

Нельзя заставлять или принуждать ребенка делать то, чего он не хочет. Надо обратить внимание на таланты - и развивать их.

Давать витамины

Особенно рыбий жир. Он увеличивает эффективность работы мозга.

Показывать пример

Родители - пример для подражания. Не делайте ничего, что не хотели бы видеть в своем ребенке.

Публикации по теме:

«Флейта — инструмент, продолжающий дыхание». Семинар-практикум для родителей дошкольников 4–7 лет (продолжение) 2 часть. Музыкальный руководитель раздает каждому родителю музыкальные инструменты для практической части семинара. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

«Музыкальная одаренность» Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы. Каждый ребенок от рождения.

Беседы по ОБЖ (Продолжение) 20. «Пожарная эвакуация» Цель: Обучать детей правильному поведению во время учебной пожарной эвакуации, познакомить со специальными средствами.

Консультация для родителей и педагогов «Наказание углом или…» Иди в угол и подумай о своем поведении! Очень часто такие слова можно услышать от родителей в сторону провинившегося ребенка. Но давайте.

Консультация для родителей «Поощрение или наказание» Поощрение или наказание? • За один поступок следует одно наказание, • Не следует откладывать наказание, • Не следует наказывать ребенка.

Мои питомцы (продолжение)Мои питомцы (продолжение) Я уже рассказывала о своих питомцах: Рыжике, Барсике и Мусе. Рыжик заболел и ушел из дома (жалко). Но зато Муся стала мамой. Теперь у нас.

Наказание как метод воспитания СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ! *** Правило № 1. Подумайте какую цель имеет данное наказание? Оно не должно вредить ни психическому, ни физическому здоровью.

Статья «Одаренность. Признаки с гармоничным и дисгармоничным типом развития одаренности» Характеристика особенности личности ребенка с гармоничным и дисгармоничным типом развития одаренности Как уже отмечалось, различия в одаренности.

Консультация для родителей на тему: «Поощрение и наказание в семье» Консультация для родителей на тему: «Поощрение и наказание в семье». Цели: Донести до сознания родителей, что наказание и поощрение не.

Родительское собрание в подготовительной группе «Поощрение и наказание в целях мотивации учения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №22 «Солнышко» Города Саянска Иркутской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Одаренность — это дар или наказание?» (продолжение)
Опубликовано: 12 ноября 2015 в 12:22
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Одаренность — это дар или наказание?» (продолжение)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Миронычева (УИ 119386) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД