Елена Евлампиева
Социальная акция как одно из эффективных средств успешной адаптации к условиям обучения в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Изменения в социальной жизни России повлекли за собой новые тенденции в развитии дошкольного образования. Изменились потребности родителей, изменились требования школы к будущему первокласснику, появилось огромное количество новых программ обучения и воспитания дошколят.
Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребёнку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям существующим в обществе, - одно из главных условий жизни ребёнка в обществе и личной готовности ребёнка к школе.
Публикация «Социальная акция как одно из эффективных средств успешной адаптации к условиям обучения в школе» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Акции для детей, участие в акциях
- Темочки
Исходя из современных проблем детско – родительских отношений и миссии дошкольной образовательной организации, были сформулированы следующие задачи социального развития детей в ДОО:
- освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг с другом;
- освоение детьми на начальном уровне социальных ролей : я – член коллектива, я – член семьи, я – мальчик или девочка, я – часть мироздания – через сущностное проживание и самоопределение в этих ролях;
- развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретённого социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.
Возникает вопрос: как создать такие ситуации и формы активности, при которых развитие саморегуляции, фундамента социализации, протекало бы в максимально адекватных для дошкольного возраста условиях? Каким образом решить проблемы социализации в традиционной, обычной дошкольной организации, не прибегая к перестройке всей её жизнедеятельности, к тотальному переучиванию педагогов, пересмотру всего содержания программы?
Приблизиться к поэтапному разрешению вышеназванных проблем позволяют авторские современные технологии социализации дошкольника в образовательном комплексе.
Предлагаемая система Гришаевой социализации дошкольника включает технологии, которые могут быть использованы как все вместе, так и каждая в отдельности:
- клубный час;
- ситуация месяца;
- проблемная педагогическая ситуация;
- социальная акция;
- ежедневный рефлексивный круг;
-дети – волонтёры;
- волшебный телефон;
- развивающее общение.
Рассмотри подробнее технологию «Социальная акция»
Данная технология направлена прежде всего на консолидацию усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников, а также является тем средством и способом, которые позволяют реально включить родителей в жизнь детского сада. «Социальная акция» есть современный способ привлечь и объединить всех участников образов кция позволяет объединить всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ: детей, родителей и педагогов. Акция это групповой метод работы, который носит профилактический и просветительский характер, и часто, имеет коррекционный эффект.
Основная цель акций - создание благоприятного психологического климата в ДОУ; профилактика нарушений в детско-родительских отношениях; оптимизация эффективных форм общения педагогов, родителей и детей. Акции позволяют сплотить семьи, сблизить родителей с детьми, укрепить добрые отношения с ними, сформировать ценностное отношение к близким, а детям – получить позитивную обратную связь от родителей, ощутить их любовь и свою нужность.
Как показывает практика, не каждый родитель может выделить 1-2 часа своего вечернего времени, чтобы посетить родительское собрание ( в какой бы форме оно не проводилось: тренинги, круглые столы, гостинные и т. п.). Акции отнимают у родителей мало времени, они просты, увлекательны и дают возможность сразу увидеть результат своего участия.
Виды акций
Акции всегда являются тематическими. То есть все мероприятия в рамках акции связаны одной темой, направлены на одну идею. Акции могут разделяться по продолжительности:
Красткосрочные (1 день) включают в себя 1-3 мероприятия в течение дня
Среднесрочные (длятся до 1 недели) приурочены к какой-то дате, празднику, теме
Долгосрочные (до 1 месяца) в основном посвящены какой-то теме
Мероприятия в рамках одной акции могут быть различной направленности: тематические беседы с детьми в группе, выставки рисунков и поделок, совместное творчество родителей и детей, экспресс-опросы, игры, действия – ритуалы, письма детей и письма родителей к детям, буклеты для родителей, шуточные тесты, анкетирование по итогам (отзывы) и т. д. В рамках акции могут проводиться в ДОУ конкурсы, концерты, развлечения и др.
Алгоритм организации Акции
Определение темы, цели и задач Акции
Формирование творческой группы (ответственные за организацию и проведение Акции)
Подбор методов и форм проведения
Определение сроков проведения (краткосрочная или долгосрочная акция)
Составление плана проведения Акции (план мероприятий)
Проведение мероприятий Акции
Подведение итогов в творческой группе
Результаты Акций
Все результаты мероприятий в ходе Акции должны быть открыты для родителей. Наглядными итогами акции могут быть : справки – графики (диаграммы, фотоотчеты, выставки продуктов творчества и т. п. Их удобно разместить в раздевалке. Подобная демонстрация помогает включить в общую деятельность и малоактивных родителей.
Немаловажным является мнение родителей об Акции. Поэтому обязательно используем различные формы обратной связи (анонимные). Это могут быть:
мини-анкеты (Что нового вы узнали о себе и о своем ребенке? Что понравилось / не понравилось? И т. п. ,
экраны – сектора. Лист А3 делится на три части: «Понравилось. Интересно», «Трудно сказать», «Не понравилось». Каждый родитель должен отметить свое отношение к мероприятию любым значком в соответствующем секторе. Результат виден сразу
цветное голосование. Необходимы фишки трех цветов и ящик – копилка для голосования. Вывешивается цветовые значения ответов (красный – «интересно и полезно провели время всей семьей»; желтый – «было интересно, есть над чем задуматься»; синий – «мог бы провести время с большей пользой в другом месте»). Родитель голосует соответствующей фишкой.
Книга отзывов (2-3 альбомных листа, оформленных «книгой»). Родители в свободной форме выражают свои впечатления на страницах книги.
По завершению акции родителям, которые приняли участие во всех мероприятиях, администрация ДОУ вручиет Благодарственные письма.
В нашей группе были проведены несколько акций.
Акция «Покормите птиц зимой» Цель данной акции привлечь внимание детей, родителей, жителей микрорайона к проблеме питания птиц зимой. В рамках проекта «Где обедал воробей?» мы узнавали особенности образа жизни птиц, их предпочтения в еде, продумывали дизайн листовки. Папы наших воспитанников приняли активное участие в конкурсе кормушек. Совместно с родителями развесили листовки и кормушки на территории детского сада и по микрорайону. (фото на слайдах)
Акция «Слышать сердцем» Цель данной акции привлечь внимание к проблеме потери слуха, воспитание внимательного, заботливого отношения к людям с ограниченными возможностями. Вместе с детьми мы изготовили сердечки – символ акции, родители и сотрудники ДОУ распространили буклеты среди жителей нашего микрорайона. (фото на слайдах)
Акция «Аллея Мечты» Цель данной акции - посадить деревья и кустарники на территории ДОУ. Данная акция проведена в рамках проекта по поликультурному образованию «Вместе дружная семья». Наш детский сад посещают дети разных национальностей. Кроме традиционных мероприятий: праздники, знакомство с культурой разных стран в этом году мы ввели еще одну традицию – совместно садить зеленые насаждения. В такой неформальной обстановке, объединенные общим делом родители наших воспитанников смогли лучше узнать друг друга. После посадки деревьев по инициативе родителей был организован концерт, где мамы, папы, бабушки пели любимы песни, частушки, дети порадовали танцами. (фото на слайдах)
В первый год работы по технологии степень включённости родителей составила 35 %. Каждая последующая акция привлекает всё большее число родителей – от 10 % в начале работы и до 50-80 % в конце. Однако это происходит лишь при условии правильной организации: соблюдении принципа добровольности, проявление заинтересованности самих воспитателей, доступности детям её смысла. Акция должна быть доведена до практического конца, а дети, родители и воспитатели должны получить удовлетворение от её проведения.
«Социальные акции» дают ростки милосердия и сострадания в душе маленького человека.