Виктория Карабина
Мастер-класс для педагогов «Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с тяжелыми нарушениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить участников мастер-класса с методикой криотерапией;
Задачи:
- раскрыть значение использования криотерапии в работе по развитию мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи;
- познакомить с методикой проведения криотерапии;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с тяжелыми нарушениями“» размещена в разделах
- Криотерапия для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2019
-отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию мелкой моторики с использованием элементов криотерапии.
Материалы и оборудование: кусочки льда, разносы, пластиковые бутылки с теплой водой, одноразовые полотенца.
Своевременное и полноценное речевое развитие дошкольников оказывает огромное влияние на формирование всех психических процессов и в частности на общее развитие личности ребенка в целом. Особенности речевой деятельности отражаются на становлении сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.
У детей с тяжелыми нарушениями речи помимо специфических нарушений речевой деятельности выявляется недостаточная устойчивость внимания, особенности его распределения и переключения с одного вида деятельности на другой.
Так же у детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: трудности формирования саморегуляции и самоконтроля, неустойчивость и пониженная способность к наблюдательности, снижение мотивации к речевому общению и продуктивной деятельности, негативизм, повышенная раздражительность, иногда агрессивность и обидчивость, трудности в общении с окружающими и сверстниками.
В настоящее время проблема своевременного преодоления выше перечисленных особенностей развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является достаточно актуальной. В связи с этим возникла необходимость использования нетрадиционных приемов по развитию тонкой моторики рук детей с тяжелыми нарушениями речи, что в свою очередь, по данным М. М. Кольцовой, будет способствовать совершенствованию тонкой моторики и их речевому развитию.
Криотерапия - одна из наиболее современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.
Криотерапия дословно — это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т. е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона и, как следствие, улучшает процесс развития речи.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в пакетах для замораживания льда, специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.
Для того чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.
- Уважаемые коллеги, предлагаю Вам ознакомиться с этапами проведения криотерапии на практике.
1 этап – Криоконтраст. Участникам раздают льдинки, у каждого из нас в руках есть льдинка, нам нужно перебирать ее в руках в течение 10-15 секунд (над разносом). Теперь льдинки можно положить на разнос, для разогрева наших рук мы воспользуемся пластиковой бутылкой с теплой водой, криоконтраст нужно повторить 3 раза. Затем насухо высушить руки одноразовым полотенцем.
2 этап – растяжка пальцев рук с пальчиковой гимнастикой. В соответствии
с определенной лексической темой или звуку, с которым происходит работа на
коррекционных занятиях педагога.
Пальчиковая гимнастика «Пчела».
Прилетела к нам вчера полосатая пчела — машем кистями рук
А за нею шмелёк — загибаем указательный палец
И быстрый мотылек — загибаем средний палец
Два жука и стрекоза — загибаем безымянный палец
Как фонарики глаза — делаем очки из пальцев на глазах
Пожужжали, полетали — машем кистями рук
От усталости упали - прижмем руки к столу.
3 этап - развитие тактильной чувствительности, массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, колечек, щеток, поглаживание предметов разных фактур.
Массаж рук с помощью Су-Джок шарика.
Гладь мои ладошки, еж!
Ты колючий? Ну и что ж!
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить! (Катаем шарик между ладонями, гладим его).
При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода, если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела, при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др).
Представленный мной метод развития мелкой моторики применим для всех детей, но в коррекционно –развивающей работе для детей с тяжелыми нарушениями речи он незаменим.