Соколова Светлана
Решение задач успешной адаптации детей к школе посредством организации родительского клуба «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
«Решение задач успешной адаптации детей к школе через организацию родительского клуба «Скоро в школу»
Маленький человек идет в школу, каким будет его путь трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат его на этой дороге, протянут руку, согреют ли теплом или заставят выживать и страдать? Во многом это зависит от того, насколько мы – взрослые: воспитатели, родители и учителя владеем информацией об особенностях адаптации детей к школе.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2019
Практический опыт показывает, что как правило, не все дети подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Но в разной степени к этому событию оказывается не подготовлены сами родители. Наибольшие затруднения у них связаны с осознанием и принятием новой социальной роли: из «родителя малыша» они превращаются в «родителей школьника, ученика».
Важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе, его главной целью являются взаимодействие педагогов и родителей, установление конструктивных, партнерских взаимоотношений между ними для обеспечения полноценного общего развития детей. Большое значение имеет также повышение психолого-педагогической культуры родителей, поскольку не каждая семья способна в полной мере реализовать весь комплекс воспитательных возможностей. Родители, как правило, узко трактуют понятие «готовность к обучению в школе», акцентрируя внимание на специальной подготовке к школьному обучению в ущерб формированию общей готовности.
Так результаты анкетирования родителей весной 2014г. показали, что в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка сильное волнение испытывают 56,3% родителей, умеренное 43,7% родителей не волнующих по данному поводу не оказалось. Данные результаты побудили нас организовать в ДОУ работу родительского клуба «Скоро в школу».
Целью работы клуба стали : психолого-педагогическое сопровождение родителей в процессе образования в период подготовки детей к обучению в школе. Основными задачами родительского клуба «Скоро в школу» определены:
-Обеспечение эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников целях оптимизации процесса подготовки детей к поступлению в школу;
-Оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям и детям дошкольного возраста, посещающим ДОУ в обеспечении воспитания, разностороннего гармоничного развития и обучения;
-Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;
-Подготовка родителей и детей к новой социальной роли – «родителя ученика» и «ученик».
Осноными функциями родительского клуба являются :
-коммуникативная-создание и сплочение коллектива родителей как совокупного субъекта педагогической деятельности;
-личностно-ориентированная –направленная на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятия ограничений и раскрытие ресурсов родителей;
-содержательная-направленна на решение обозначенных проблем;
-инструментальная-выработка навыков анализа реальных ситуаций, формирование умения коллективной деятельности, овладение навыками самоорганизации самоуправления.
Работа клуба строится по основным принципам:
1. «не навреди»
2. Добровольности
3. Личной заинтересованности
4. Компетентности
5. Соблюдения педагогической этики и тактичности
6. Конфиденциальности
7. Открытости и доверия
8. Сотрудничества.
К участию родительского клуба приглашались : родители воспитанников ДОУ, воспитатели подготовительных к школе групп, узкие специалисты и медицинские работники ДОУ, учителя начальных классов.
Важным моментом организации работы клуба стали мотивация родителей к активному участию в его работе. А для этого необходимо было подобрать наиболее важные и интересующие их темы, определить круг вопросов, которые они хотели бы обсудить. С этой целью, нами было проведено анкетирование, по результатам которого, был составлен план мероприятий, направленных на решение основных задач по установлению сотрудничества педагогов и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе.
Среди заявленных родителями вопросов были следующие:
-Что такое «готовность ребенка к школе»? Из чего она складывается?
-Идем в школу с радостью, или как быть, если ребенок «не хочет идти в школу»?
-Факторы успешной адаптации ребенка к школе.
-Воспитываем самостоятельность и учим доверять ребенку.
-О ценности переживаний и событий детской жизни, или как не пренебрегать чувствами ребенка?
И конечно же, родителей интересовали вопросы, связанные с изменениями в подготовке детей в связи с внедрением ФГОС ДО и НОО. Будут ли предъявляться какие-либо требования при поступлении в школу, как будет выстаиваться образовательный процесс, по каким программам происходит обучение в школе.
Многие из обозначенных вопросов были рассмотрены и обсуждены на совместных встречах и индивидуальных беседах – консультациях.
Для эффективной организации работы клуба мы использовали разнообразные формы: семинары-практикумы, мини-лекции, беседы, дискуссии, решение проблемных ситуаций, игровые упражнения, совместные с детьми знания, встречи с учителями.
В результате клуба у родителей формируются определенные модели поведения с ребенком позитивное мышление, помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в подготовке детей к школе, устанавливаются доверительные отношения между детьми, педагогами и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка в период адаптации в школе. По результатам анкетирования в конце учебного года трудности и волнения испытывают 34% родителей. Это в основном те родители, которые не посещали родительский клуб. Таким образом, уже сейчас ы можем говорить о некоторой эффективности проделанной работы. В новом учебном году мы планируем, изучить и проанализировать насколько успешно прошел период адаптации наших выпускников к школе, учесть полученные результаты и внести необходимые корректировки в план дальнейшей работы клуба.
Результаты работы клуба не видны сразу, они будут проявляться в течение всего школьного периода. Только совместные усиления педагогов, родителей и учителей позволят сделать период адаптации первоклассников недолгим и легким, а результаты его высокими.
Литература:
1. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника : занятия, игры, упражнения. -СПб. : Речь,2005
2. Кипнис М. Тренинг коммуникации. - М. ; Ось -89,2006
3. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М. :ТЦ Сфера,2011
4. Метенова Н. М. Родительское собрание «Помочь учиться» (подготовительная группа)/Начальная школа : плюс, минус. – 2002.-№3
5. Москалюк О. В. ; Погонцева Л. В. Педагогическая взаимопонимания. Занятия с родителями. В. : Учитель. 2010
6. Семейные и родительские клубы в детском саду. Методические рекомендации /под. ред. Н. В. Микляевой. –М. : ТЦ Сфера, 2012