Лучший педагог года

Социализация выпускников детских домов

Трофимова Татьяна Вячеславовна
Социализация выпускников детских домов
▼ Скачать + Заказать документы

Социализация выпускников детских домов.

• Вступление

Социализация – это процесс принятия норм и ценностей, взглядов и образа действий, а также интеграция системы общественных ролей. Социализация начинается в раннем возрасте и протекает в нескольких фазах. Различают первичную социализацию в родительском доме, вторичную — в детском саду и школе и третичную — в профессиональной деятельности.

Публикация «Социализация выпускников детских домов» размещена в разделах

Для положительной социализации ребенка его должны сопровождать на жизненном пути. На протяжении детства проводником ребенка могут являться различные представители общества: от родителей, братьев и сестер до воспитателей в детском саду и учителей в школе. Однако именно родители являются самыми первыми, а значит, самыми главными помощниками в становлении ребенка в обществе, основоположниками усвоения им социальных норм.

Тем не менее, согласно исследованиям проекта Министерства образования и науки Российской Федерации (данные статистики показаны на графике ниже) в России на 2015 год количество учтенных детей-сирот, которые остались без попечительства родителей, составляет 58168 человек.

С помощью графика можно выявить динамику численности детей-сирот, оставшихся без попечительства родителей. Если в середине 90-х годов прошлого столетия их количество составляло 113234 человека (данный факт был вызван тяжелейшей ситуацией в экономической, политической и социальной сферах жизни нашей страны, то в 2015 году это число сократилось вдвое. Это свидетельствует об оптимизации жизненных условий в нашей стране.

Однако приведенные данные также свидетельствуют о том, что в процессе социализации достаточно большого количества детского населения России утеряно первое, а, следовательно, важнейшее звено.

• Готовность детей-сирот к самостоятельной жизни

Для анализа проблем, связанных с социализацией воспитанников сиротских учреждений, следует обозначить критерии оценки готовности детей-сирот к самостоятельной жизнедеятельности после выпуска из детских домов :

1. адекватное профессиональное самоопределение;

2. готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи;

3. соответствие моральным нормам и требованиям общества;

4. использование личного опыта в изменяющихся условиях.

Однако по статистике лишь 10 % из общего числа выпускников сиротских учреждений успешно проходят процесс социализации и находят свое место в обществе. 40 % же попадают в места лишения свободы, 40 - заболевают алкогольной или наркотической зависимости, 10 % кончают жизнь самоубийством.

Такая плачевная статистика является следствием того, что дети-сироты, оставшиеся без попечительства родителей, не готовы к самостоятельной жизни в обществе.

• Трудности в социализации детей, оставшихся без попечительства родителей

Чем же вызваны проблемы, связанные с социализацией детей-сирот, оставшихся без попечительства родителей? Ответ заключён в данном вопросе. Именно из-за отсутствия взрослых, являющихся родственниками, в жизни детей, они чаще всего не имеют возможности найти верный путь становления в обществе.

Из-за искусственно созданной социальной среды в детских домах, которая отделена от внешнего мира, ребёнок имеет возможность общаться только со своими сверстниками, находящихся в таком же трудном жизненном положении, и работниками сиротских учреждений.

Этот факт сильно влияет на воспитание ребёнка, вследствие которого складывается особый тип общения как со сверстниками, так и с сотрудниками. Учёные отмечают сильную потребность в общении со взрослыми и получения внимания от них детьми из сиротских учреждений, Из-за чего эмоциональное состояние детей начинает напрямую зависеть от оценки их поведения взрослыми.

Со сверстниками же дети, оставшиеся без попечительства родителей, в основном, общаются агрессивно, за частую, применяя физическую силу. С другой стороны, из-за неимения знаний о способах общения, дети-сироты часто используют защитные формы поведения во многих ситуациях и конфликтах.

Так как при обучении детей сотрудники сиротских учреждений чаще всего не используют в воспитании принцип индивидуальности, у детей отсутствует самосознание и понимание Своего «Я», что приводит к ситуации, когда ребёнок не осознает ответственности за свою жизнь и значимости своей личности.

Жизнь ребёнка слишком тесно связана с воспитателем. Это проявляется в неспособности получения информации из внешнего мира, закрытости сиротских учреждений от остального мира, а также приводит к развитию несамостоятельности ребёнка в будущем.

Стоит отметить, что из-за тесных связей детей-сирот друг с другом, складывается групповая ориентация проживания. Это вызывает общественную поруку, что откладывает отпечаток на самосознании детей. Впоследствии, даже после выпуска из сиротских учреждений дети продолжают, в основном, общаться и поддерживать связь только друг с другом, не имея представления, как общаться с остальными окружающими.

Недостаток общения с внешним миром у детей, оставшихся без попечительства родителей, а также невозможность погружения в реальную социальную среду формируют шаблонное мышление у ребенка, что представляет множество затруднений в социализации после ухода из детских домов.

Все вышеприведенные факты о жизни детей-сирот затрудняют процесс перехода от опеки к самостоятельности. После выпуска из сиротских учреждений они сталкиваются с реалиями жизни, к которым они не были подготовлены. Воспитанники сиротских учреждений сталкиваются с такими трудностями, как поиск жилья, работы, взаимодействие с окружающими, получение медицинской помощи при необходимости, создания собственной семьи и др.

• Способы решения проблем социализации детей-сирот

Исходя из вышесказанного, для решения проблем, связанных с социализаций детей, оставшихся без попечительства, родителей, главной задачей является создание условий, которые способствовали бы успешной социализации детей-сирот, для выполнения чего они должны научиться участвовать во всех сферах социальной жизни.

Наравне с предыдущей задачей идет необходимость в расширении рамок общения данных детей с внешним миром. Главным образом, это должно проявляться в просвещении общества о проблемах в сиротских учреждениях. Общество должно осознавать все трудности детей-сирот, и впоследствии чего у окружающих должно появляться желание помочь детям, оставшимся без попечительства родителей.

Что же касается воспитательного и образовательного процесса в сиротских учреждениях, то необходимо использовать такие методики обучения детей, благодаря которым они освоили бы различные формы социальной деятельности, самореализацию и самосознание, процесс становления в обществе, способы взаимодействия с окружающими, методы разрешения возникающих проблем, конфликтов.

Немаловажным является принципы наглядности и индивидуальности в воспитательной работе сотрудников детских домов, так как они являются главными взрослыми в жизни воспитанников сиротских учреждений. Они должны найти к каждому ребенку свой подход для того, чтобы воспитать в ребенке личность и предоставить ему возможность осознания собственного «Я».

• Формы работы с детьми-сиротами.

Для того чтобы помочь детям-сиротам в процессе социализации в настоящее время изобретаются различные технологии социальной коррекции, с помощью которых появляется возможность уменьшать и полностью нейтрализовать социальные отклонения в поведении воспитанников сиротских учреждений. К таким технологиям относятся:

1. арт-терапия. Зачастую воспитанники сиротских учреждений испытывают трудности как в вербальном, так и невербальном выражении своих мыслей, чувств, переживаний. Арт-терапия положительно влияет на работу по искоренению этих проблем. В ходе арт-терапевтических занятий дети не просто знакомятся с разнообразными изобразительными средствами и техниками, но учатся принимать себя такими, как они есть развивать свои возможности, контролировать эмоциональное состояние, разрешать внутренние конфликты.

2. гартенотерапия – это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической коррекции, при помощи которой детей-сирот обучают работе с растениями. Практика показывает, что воспитанники детских домов успешно справляются с работой на земле. Благодаря гартенотерапии развиваются тактильная и психологическая чувствительность к живому, прививаются трудовые навыки, удовлетворяется познавательная деятельность.

3. волонтерство. Широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия решают одновременно несколько задач, таких как: сформировать устойчивые антидевиантные установки; развить у себя чувство самоуважения и ответственности; повысить личную самооценку; через общественно полезное дело сформировать навыки, важные для личной и профессиональной жизни.

• Заключение

Подводя итоги всему вышеизложенному, для успешной социализации детей, оставшихся без попечительства родителей, формирования у них социальной готовности, адекватной оценки себя, своей жизни и окружающих сотрудникам сиротских учреждений, социальным педагогам и представителям исполнительной власти, то есть сотрудникам полиции, компетентным в данной сфере деятельности, следует обращать особое внимание на соответствие условий, необходимых для формирования у детей качеств, обеспечивающих успешное становление в обществе. Таковыми являются: коммуникабельность, умение следовать поведенческим моделям, способность сделать осознанный выбор и быть ответственным за него, умение работать в коллективе, адекватное поведение в нем, расположенность к творческой деятельности, способность найти выход из проблемной ситуации.

Публикации по теме:

Дворовая социализацияДворовая социализация Блуждая по просторам интернета, я наткнулась на такое высказывание «В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов» Находясь.

Фоторепортаж «Атамань. Внутреннее убранство домов»Фоторепортаж «Атамань. Внутреннее убранство домов» Интерьер и убранство казачьих хат в основном одинаковы. "Местные жители" говорят, что все предметы, которые находятся в хатах настоящие.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ»Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ» В нашей стране внимательно относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, что отражено в первых Указах Президента РФ В. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация выпускников детских домов
Опубликовано: 19 октября 2024 в 15:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социализация выпускников детских домов» (включая файлы) размещена пользователем Трофимова Татьяна Вячеславовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД