Наталья Попова
Консультация для воспитателей «История кукольных домов»
▼ Скачать + Заказать документы
Приглашение в историю кукольных домов
За последнее время уже трижды появились публикации о кукольных домах : у Светланы Большаковой, у Татьяны Рыжковой и вот, не так давно, у Натальи Смирновой! И я уверена, что все мы с одинаковым интересом рассматривали эти домики, позабыв о том, сколько же нам лет. А вот знаем ли мы историю Кукольных Домов? Как, когда и где они появились? И почему так поздно пришли к нам в страну? Сегодня я попробую об этом рассказать.
Публикация «Консультация для воспитателей „История кукольных домов“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Говорят, что кукольные дома (далее – КД) были известны ещё в Древнем Египте, но заявление такое слишком спорно. Не беспочвенно, нет, на раскопках были обнаружены игрушки, даже куклы, посуда, но поскольку ни один музей в мире не имеет этому никаких доказательств, это предположение уж слишком сомнительно. И история КД началась значительно позже, в XVII-XVIII вв. И связано это, не поверите, с вертепом. Возможно, выглядит это и странно, но именно вертеп имеет самое непосредственное отношение к появлению на рынке КД!
По легенде самый первый вертеп в истории был изготовлен Франциском Ассизским, странствующим монахом. Он совершил паломничество в святую землю и очень хотел донести до простых людей картину, в которой появился на свет божий Спаситель мира. И изготовил маленький театрик прямо внутри церкви. Было это в 1223 году.
Позже, в городке Греччо, он воссоздал картину Вифлеемской ночи прямо на площади с благословения папы римского Гонориуса III. Это вертепное представление очень быстро стало распространяться по Европе, и уже через 100 лет каждая церковь в Европе в рождественские дни оборудовала свой вертеп. А ещё позже он стал обязательным атрибутом Рождественских празднеств. А через два века вертепы Франциска Ассизского получили настолько широкое признание, что их изготовление было поставлено на ремесленное производство. «Золотой век» вертепного производства пришёлся на правление короля Карла III, когда вертепы из церковного убранства превратились в Рождественское украшение монарших дворцов, а следом, и богатых аристократических домов. Заказы на изготовление вертепов выполнялись итальянскими мастерами. Атрибутика, «наполняемость» вертепа-КД стала трактоваться в связи с той местностью, где они изготавливались, в связи с бытом народа и его занятиями. Первое официальное упоминание о КД зафиксировано в XVI веке. Большинство КД своей конструкцией повторяли вертепный ящик.
Первые КД стоили так дорого и изготавливались так долго, что очень долгое время оставались «игрушкой» для взрослых и очень богатых женщин. История КД достаточно анекдотична и мистична. Первые известные образцы кукольных домов принадлежали трём Патронеллам, голландским женщинам. Но – по порядку!
Кукольный дом Патронеллы Дюнуа
Самый старинный КД принадлежал жене пивовара – Патронелле де ла Курт. Её муж обожал её, всячески баловал и позволял заниматься обустройством КД, что вскоре превратилось в коллекционирование. Стоил он столько же, как и настоящий дом в центре Амстердама. По его устройству можно очень подробно изучать быт голландских домов XVII века, так подробно и точно воссоздавал он картину. Мебель, утварь дома выполнена в абсолютно реалистичной манере, на шторы, занавесочки, обивку мебели и покрывала, постельное бельё использовались настоящие ткани. А миниатюрные фарфоровые сервизы привозились специально из Китая. По завещанию этот дом отошёл одной из дочерей Патронеллы, а в середине XVII века его приобрела некая мисс Пиперберг. Именно тому, что она поменяла занавески, закрывающие дом, на стеклянные дверцы, мы обязаны возможностью увидеть его в музее города Утрехта в Голландии, в который он перемещён уже в XX веке.
Кукольный дом Патронеллы Оортман
Другой владелицей такого же известного КД была Патронелла Оортман. В её доме гостил Петр I, он был очарован знаменитой игрушкой, которую он чуть было и не увёз в Россию, но, не сойдясь с хозяйкой КД в цене, Петр быстро охладел к «заморской диковинке».
На протяжении всего существования КД волею судьбы именно Голландия оказалась впереди всех в мире по сохранению драгоценных экземпляров. И сейчас в Историческом музее Гааги выставлен КД Литы де Раниц. Детский каприз, удовлетворённый отцом, перерос в серьёзное увлечение, которое разделяли её сёстры и голландский художник, впоследствии ставший её мужем, Вильям Толен. Этот дом пережил Вторую мировую войну, находясь в запасниках музея. И лишь в 2014 году он занял своё место в экспозиции музея.
Музейные ценности пусть остаются музеям, а кукольное хозяйство постепенно стало переходить в руки обычных девочек. Сначала это были девочки состоятельных семей, которые не просто играли с этими домиками, но они воспитывались на них строгими гувернантками и матерями семейств. Играя с КД девочки обучались ведению хозяйства, постигали строгую и точную науку управления домом. Удивлены? Вспомните «Щелкунчика» Э. Т. Амадея Гофмана, увидевшего свет в 1816 году, друзья мои – 200 лет назад! Что подарил Дроссельмейер детям советника медицины Штальбаума? КД! Чему же обязаны счастливые девочки, получившие возможность стать владелицами КД? Индустриализации! Индустриализации, накрывшей Европу в XVIII веке! КД перешли из разряда предметов роскоши в разряд игрушек. И европейская индустрия стала полноправной владелицей производства КД и всех предметов его быта. КД стал удешевляться, сервизы больше не ввозились из Китая, ткани стали проще, материалы для его изготовления – дешевле. Производство КД переживало взлёты и падения, но выжило, и продолжает своё существование и по сей день!
В России история КД несколько иная! Ненадолго нужно вернуться к вертепам. Вертеп – традиция католическая и, само собой, совсем не одобрялась православной церковью. Первый настоящий вертеп в новейшей истории России появился лишь в 1999 г. В соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве, на Большой Грузинской. И вместе с вертепами массово в нашу страну пришли и КД.
И всё же в дореволюционной России было упоминание о кукольном доме! Это был Дом Нащокина. Его фотографию можно найти в интернете. Им восторгался Пушкин в письме к Наталье Николаевне. Отдал за него П. В. Нащокин в те времена баснословную цену – 40000 рублей! Это тогда, когда пуд хорошей пшеницы можно было купить за 2-3 – рубля, пуд сливочного масла – за 20, а жалованье интеллигенции, к коей можно было бы причислить и нас, дошкольных работников, составляло от 1000 до 1500 рублей в год! В этом доме всё было настоящее! На пианино можно было играть, сервиз был точной копией настоящего, большого сервиза. Самоварчик кипятил воду, из пистолета можно было стрелять, а книги – листать и читать! В доме было 600 предметов! Домик Нащокина – легенда и слабость многих историков и литературоведов, он – герой фантастической повести А. Вельтмана «Не дом, а игрушечка!», изданной в 1850 году!
И если у кого-то из вас, друзья, возникнет желание заняться «постройкой» такого кукольного домика, очень рекомендую обратиться к книге Н. Томской, по которой я и провела вас в исторической части рассказа о КД. Она даёт очень тщательные рекомендации к изготовлению. Такие мастера, как вы, не раз доказывавшие, что ваши руки самой высокой пробы мастерства, я уверена, справятся с этим увлекательным процессом! Удачи всем с благодарностью за то, что были со мной!