Юлия Федорченко
Социализация в группах раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация в группах раннего возраста.
Аннотация: авторы статьи конкретизируют понятия «социализация детей раннего возраста». Показывают взаимосвязь терминов «социализация» и «социокультурный опыт». Раскрывают значение и особенности педагогической поддержки как современной формы взаимодействия воспитателя с детьми.
Публикация «Социализация в группах раннего возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: социализация, адаптация, образовательная среда, самоопределение, дошкольное воспитание, ранний возраст, педагогическая поддержка, социокультурный опыт, социокультурная образовательная среда.
Формирование социальных навыков у детей раннего возраста – это «процесс, в результате которого дети приобретают социально-бытовой ориентировку, обучаются элементарным навыкам самообслуживания, осваивают правила поведения и нормы общества» [2, с. 18]. Существенную роль в формировании социальных навыков играет семья. Вместе с тем, дети, поступившие в детский сад, испытывают интенсивное воздействие со стороны общественных взрослых, прежде всего воспитателей. Поэтому «в дошкольном образовательном учреждении формирование социальных навыков может происходить только в теплой атмосфере отношений между детьми при поддержке воспитателей, ответственных за усвоение культурных норм, образцов и социальных ролей» [1, с. 81].
Ранний возраст (от 1 до 3 лет) – это «один из самых ответственных периодов жизни, в который закладываются наиболее фундаментальные способности, которые определяют все дальнейшее развитие индивида» [3, с. 29]. Социальная ситуация развития в раннем возрасте стремительно расширяется: границы семьи раздвигаются, дети поступают в дошкольное образовательное учреждение. Ребенок постигает мир социальных отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. У него появляется сильное желание присоединиться к этой взрослой жизни, стать активным ее участником.
Первичная социализация начинается с первых дней жизни и продолжается до формирования зрелой личности. Ведущую роль в первичной социализации маленького ребенка играет семья, поскольку «базовые представления о жизни в обществе и первые «образцы» социально приемлемого поведения он получает от своих родителей, бабушек, дедушек, старших братьев и сестер или других близких родственников» [2, с. 20].
В настоящее время существуют разные подходы к организации оптимальных условий для социализации и самоопределения ребенка в образовательной среде, среди которых можно выделить следующие: «психолого-педагогическая поддержка» (М. С. Каган, С. В. Хомутцов и др., «социально-психологическое сопровождение» (А. Г. Асмолов, Г. Бардиер, М. Битянова, А. Волосников, А. Деркач, В. Мухина, В. В. Рубцов, Ю. Слюсарев, «содействие» (К. Гуревич, И. Дубровина; Э. Верник, Х. Лийметс, Ю. Сыэрда); «со-бытие» (В. Слободчиков).
В нашем детском саду разработана система сопровождения процесса адаптации детей к детскому саду, и у каждого участника, находящегося в этом педагогическом пространстве, есть свои цели и задачи. Большинство наших детей стали посещать детское учреждение в возрасте двух-трех лет. Тревогу и стресс испытывают все участники процесса адаптации – не только дети, но и родители и педагоги.
Важно было создать следующие условия для успешной социализации детей :
– эмоциональное благополучие ребенка – это, прежде всего, комфорт в душе ребенка (создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха);
– положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости;
– развитие коммуникативной компетентности ребенка (способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции);
– развитие социальных навыков детей (социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться);
– обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития.
Таким образом, для детей раннего возраста комплексный подход к организации психолого-педагогических условий в адаптационный период просто жизненно необходим и является стартовым импульсом ранней социализации, развития личности и творческого потенциала каждого ребенка.
Список литературы
1. 1. Барыс И. С. Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения / И. С. Барыс // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – №3. – С. 81–84.
2. 2. Галигузова Л. Н. Формирование потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте / Л. Н. Галигузова // Вопросы психологии. – 2005. – №3. – С. 18–26.
3. 3. Костяк Г. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду / Г. В. Костяк. – М. : Академия, 2018. – 176 с.