Получи документы

Социализация детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Елена Корякова
Социализация детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Корякова Елена Анатольевна муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 124 г. Киров.

Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Применительно к социальному развитию ребенка чаще всего используется именно понятие «социализация», так как оно предполагает не только усвоение человеком общепринятых образцов, норм и ценностей, но и активное взаимодействие с социальной средой, в результате которого конструируется образ мира и себя, то есть происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание.

Темочки:

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни. Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.

По мнению специалиста по работе с детьми Р. Р. Калининой социальное развитие (социализация) - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из знаний, трудовых навыков, норм, ценностей, традиций, правил, социальных качеств личности, позволяющие человеку комфортно и эффективно находиться в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной)

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игровая деятельность. Игра – своеобразный, свойственный ребенку способ усвоения действительности, общественного опыта. Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали И. Е. Берлянд, Л. С. Выгодский, Н. Я. Михайленко, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др. Несмотря на это проблемы социализации современных детей не перестают волновать педагогов. Исходя из этого, была поставлена цель исследования: изучение возможностей социализации детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Базой проведения исследования по социализации детей среднего дошкольного возраста является Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 124 г. Киров. Детский сад работает на основе программы «От рождения до школы», весь воспитательно-образовательный процесс в детском центре строится в соответствии с этой программой. Также ведется работа по программе социально-эмоционального развития дошкольника «Я-ТЫ-МЫ» (авторы Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, которая направлена на воспитание ребенка свободным и ответственным, обладающим чувством собственного достоинства и уважающего чувства других, а также быть способным на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнение и предпочтения окружающих. Опытно – экспериментальная работа проходила в 3 этапа:

1 этап – констатирующий эксперимент (декабрь 2022 г.);

2 этап – формирующий эксперимент (январь 2023 – март 2023 г.);

3 этап – контрольный эксперимент (апрель 2023 г.).

Для опытно - экспериментальной работы была выбрана средняя группа «Смородинка», в диагностике принимало участие 12 детей.

Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень социализации детей пятого года жизни.

Во ходе диагностики, на основе исследований Н. И. Ганошенко, Л. Н. Галигузовой, С. Ю. Мещеряковой, А. Г. Рузской и Е. О. Смирновой, замерялись следующие компоненты социализации :

эмоционально-оценочный – опрос воспитателей;

когнитивный - «Сюжетные картинки» (Р. Р. Калинина);

поведенческий - наблюдение за детьми (А. М. Щетинина).

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал:

высокий уровень – 16% детей (Дмитрий Б., Карина З.) - культура поведения и культура общения этих детей устойчива, система социальных отношений положительно направлена, они понимают эмоциональное состояние других людей (детей и взрослых, умеют слушать собеседника, способны работать совместно, способен к коллективному взаимодействию, активны в общении, способны понимать других людей;

средний уровень – 34 % детей (Софья К., Иван К., Алексей К., Пелагея К.) – эти дети могут поддерживать несложную спокойную беседу, при помощи педагога могут определить эмоциональное состояние (гнев, страх, печаль, радость, удивление, интерес и т. д., определить настроение, могут адекватно выражать свои эмоции и переживания, обладает чувством эмпатии, эмоционально благополучен, пытаются придерживаться общепринятых правил, могут общаться в коллективе но имеют незначительные трудности во взаимодействии с другими детьми;

низкий уровень – 50 % детей (Вениамин Л., Макар Б., Есения П., Ольга С., Игнат К., Алена Ш.) – у этих детей выявлены затруднения в свободном общении, имеют сложности при участии в несложной беседе, имеют сложности в понимании других людей, их эмоций, ну умеют работать в паре, не готовы к коллективному взаимодействию.

Мы пришли к выводу, что у дошкольников, которые приняли участие в исследовании, преобладает недостаточный уровень социализации, что указывает на необходимость создания соответствующих педагогических условий для социализации средних дошкольников в процессе игровой деятельности.

Свою работу мы начали с обогащения в группе развивающей предметно-пространственной среды. В первую очередь нами был внесен коврик дружбы, выполненный из ярких лоскутков. Коврик дружбы нами использовался в ходе проведения утреннего круга, рефлексии после проведения игр, анализировались добрые и полезные дела, а также был предоставлен для самостоятельной деятельности детей на протяжении всего периода эксперимента. Дети могли в любое время взять его и поиграть друг с другом. Так же для группы были сделаны руками родителей цветочки настроения, для того чтобы регулировать эмоциональное состояние детей. Так после проведения игр, дети выбирали цветочек, означающий какое у них сейчас настроение. После того как ребенок показывал свое настроение, обязательно задавались вопросы: Почему? Что тебе не понравилось (понравилось). Так же для оценки соблюдения правил поведения детей для каждого ребенка нами был создан цветик-семицветик. На шкафчик ребенка вешалась середина цветка, если ребенок в течение дня соблюдал правила поведения в группе, активно принимал участие в играх ему выдавался лепесток и ребенок сам себе его наклеивал. Когда один цветок заполнялся рядом с ним появлялся новый.

В ходе формирующего эксперимента был разработан перспективный план, который включает 18 игр и игровых ситуаций : «Мы актеры», «Детский сад», «Школа дружбы», «Чистоплотные дети», «Человек среди людей», «Говори», «Ссора», «Волшебная палочка», «Хорошо или плохо?», «Мост дружбы», «Подарок», «Магазин игрушек», «Магазин вежливых слов», «Цветик-семицветик», «Мы плывем на пароходе», «Проигрывание ситуаций», «Игры-ситуации», «Что такое хорошо, а что такое плохо?»

При планировании игр мы ориентировались на целевые ориентиры в аспекте ФГОС ДО:

на инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности - игре, общении и др. ;

уверенность ребенка в своих силах, открытость внешнему миру, положительно отношение к себе и к другим. Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других;

владение ребенка различными формами и видами игры. Понимание устной речи и возможность выражать свои мысли и желания.

Игры и игровые ситуации были направлены на развитие трех компонентов социализации эмоционального, учили детей проявлять эмоциональную отзывчивость, определять эмоциональное состояние сверстников, учили детей проявлять чувствительность, умение сопереживать и быть внимательным к действиям сверстников); когнитивный учили познавать других детей, продуктивно решать разнообразные проблемы во взаимодействии с людьми, поведенческий приобщали детей к совместной деятельности, сотрудничеству, проявлять инициативу и организаторские способности.

В играх и игровых ситуациях в основном дети были активны, внимательны, старались выполнить все задания. В начале трудности испытывали Вениамин Л., Макар Б., Есения П., Ольга С., Игнат К., Алена Ш., они не всегда проявляли желание участвовать в играх, старались общаться только с теми детьми с которыми общались и раньше. В ходе проведения мероприятий мы использовали дифференцированный подход к детям, поэтому на помощь затрудняющимся детям приходили дети с высоким и средним уровнем социализации, а так же проводилась индивидуальная работа.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях социализации, а также об играх, которые можно применять для развития навыков социализации. Нами был разработан план взаимодействия с родителями, включающий: родительское собрание в форме круглого стола «Социализация и коммуникация детей в игре»; папку-передвижку «Учим ребёнка общаться» с целью познакомить родителей с методами воспитания разных детей; консультацию «Как правильно привить ребенку культурно-гигиенические навыки»; беседу «Игра в жизни ребенка»; родительское собрание в форме пресс-конференции «Социализация в контексте дошкольного детства». Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к процессу социализации детей, а также способствовала тому, чтобы родители научились организовывать игровую деятельность детей для формирования навыков социализации. Отметим, что вначале родители не проявляли интереса к данной теме, с каждым из них была проведена индивидуальная беседа о важности данного процессе в жизни дошкольников. Постепенно родители стали интересоваться темой нашего исследования, на последнем собрании присутствовали все родители.

Для выявления динамики уровня социализации был проведен контрольный эксперимент. Контрольный эксперимент проводился в логике констатирующего.

Анализ результатов контрольного эксперимента показал динамику сформированности уровня социализации. После проведения игровой деятельности произошли заметные сдвиги в уровне социализации у детей среднего дошкольного возраста.

Дети стали больше проявлять интереса к совместной деятельности, в группе стало меньше конфликтов, дети стали соблюдать нормы и правила принятые в обществе. Родители стали больше внимания уделять внимания проблеме социализации дошкольников. Количественные данные показали что детей с низким уровнем социализации не выявлено, хотя до проведения формирующего эксперимента он был у половины детей, детей со средним уровнем увеличилось на 33%, с высоким уровнем на 17%.

Организованная работа по социализации детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности на наш взгляд оказала влияние на развитие дошкольников. Дети испытывали удовольствие от того, что они научились общаться друг с другом вежливо, без конфликтов, применять вежливые слова при общении, а также закрепили свои культурно-гигиенические навыки. Но еще большее удовольствие дети испытывали от правильно выполненных действий, что подтверждалось соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу являлось стимулом, побуждающим дошкольников к правильному выполнению действий.

Публикации по теме:

Игровой стретчинг как одно из эффективных форм здоровьесбережения детей среднего дошкольного возрастаИгровой стретчинг как одно из эффективных форм здоровьесбережения детей среднего дошкольного возраста Игровой стретчинг позволяет реализовать возможности оздоровления и физического развития, а также совместить их с ведущим и наиболее интересным.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ»Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ» В нашей стране внимательно относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, что отражено в первых Указах Президента РФ В. В.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Обобщение опыта работы на тему «Использование стикеров в игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»Обобщение опыта работы на тему «Использование стикеров в игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня мне снова хочется поделиться с Вами нашей новой идеей! А что Вы вкладываете в слово «стикер»?.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Опубликовано: 18 октября 2023 в 12:38
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социализация детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Корякова (УИ 3304349) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 января 2025 воскресенье
Путешествуем по карте России!
В гости к кенгуру в Австралию!
Семья — хранитель традиций!
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД