Ольга Енакаева
Организация физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье.
▼ Скачать + Заказать документы
Передача способов физической культуры детям старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) – период интенсивного формирования двигательных навыков. Движения детей становятся более осознанными, точными и скоординированными. Развивается способность понимать и принимать задачу, поставленную взрослым, возрастает стремление добиваться хороших результатов при выполнении заданий.
Публикация «Организация физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье,» размещена в разделах
Особенностями двигательного поведения старших дошкольников являются преднамеренный характер выполнения движений; дальнейшее совершенствование навыков ходьбы, бега, прыжков; усвоение сложных координированных действий (например: лазанье по гимнастической лесенке разноимённым способом; прыжки через скакалку; езда на двухколёсном велосипеде и самокате; плавание; катание на коньках; метание безопасных дротиков в цель небольшого диаметра).
В результате регулярных занятий физической культурой у дошкольников развивается способность сохранять заданную позу при изменении условий и нарастании усилий (например: в подвижных играх типа «Замри», «Море волнуется», «Тише едешь - дальше будешь» и др. ; во время занятий с использованием тренажёров, больших мячей – гимников, балансиров и т. п.).
Основные мотивы для выполнения детьми физических упражнений:
• Совместные игры с взрослыми и сверстниками, причём на первый план выходят игры с элементами соревнований и командные, в которых от игроков требуется чёткое соблюдение правил и ориентировка на общий выигрыш;
• Стремление к самосовершенствованию в двигательной деятельности.
Дети этого возраста начинают понимать связь между способом движения и полученным результатом (чем сильнее толчок при прыжке, тем дальше приземление; правильный замах увеличивает точность попадания в цель и т. д.).
В совершенствовании движений большую роль играют личные вкусы дошкольников. Для многих детей привлекательными становятся упражнения, в которых они «физически компетентны» (кому-то по душе занятия гимнастикой и фигурным катанием, а кому-то - игра в хоккей).
Поддержка интереса детей к занятиям спортом и одновременно повышенное внимание к возможным физическим перегрузкам – одно из ведущих направлений взаимодействия педагогов и родителей.
Желание родителей видеть своих детей умелыми, ловкими, грациозными и подтянутыми часто приводит к тому, что пятилетнему ребёнку приобретают двухколёсный велосипед и роликовые коньки, ласты и маску для подводного плавания, скутер и снегокат, коньки и скейтборд, но организовать систематические игры и занятия с использованием этого спортивного инвентаря большинству семей не удаётся.
Вместе с тем есть универсальные игрушки, которые позволяют взрослым организовать интересную ежедневную двигательную практику детей.
К их числу относится мяч, а также другие предметы, обеспечивающие совершенствование двигательных навыков старших дошкольников, - скакалка и мишень с дротиками (дартс).
Игры со скакалкой способствуют развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции. Для девочки 6 лет умение прыгать через короткую скакалку означает переход к играм «больших девочек-школьниц», а значит, возможность быть принятой в совместные игры с ними.
Овладение умением прыгать через скакалку происходит в несколько этапов. Вначале прыжки выполняются медленно, движения рук и ног ребёнка не синхронизированы. По мере тренировок дети овладевают следующими видами прыжков: ноги скрестно – ноги врозь; на одной и на двух ногах; с промежуточными подскоками; прыжки парами и др. При систематических занятиях дли-тельность непрерывных прыжков со скакалкой может доходить до 2-3 минут.
Дартс является тем спортивным атрибутом, который по-зволяет привлечь к играм и занятиям с детьми пап и дедушек. На начальных этапах обучения можно рекомендовать использовать безопасный дартс (с шариками на «липучках» или магнитными дротиками, а затем перейти к играм с настоящими дротиками-стрелками.
Основное назначение игры в дартс – развитие глазомера и мет-кости ребёнка, мелкой моторики кистей и пальцев рук, улучшение координации движений, тренировка выдержки, внимания и быст-роты реакции.
Овладение умением бросать дротики в цель происходит в несколько этапов. В начале перед ребёнком ставится задача просто попасть в цель. При этом важно научить детей выполнять бросок от плеча и следить за дротиком глазами по направлению к цели. Повторив бросок много раз, ребёнок привыкает к правильному движению руки и туловища, которое в момент броска резко подаётся вперёд, но равновесие при этом не нарушается. Затем можно предложить детям совершать броски в определённый сектор мишени, зарабатывая определённое количество очков.
Ключевыми ситуациями взаимодействия воспитателя по физической культуре и родителей, демонстрирующими варианты использования домашней предметно-развивающей среды в физическом воспитании старших дошкольников, являются совместные игры взрослых и детей с использованием мяча, скакалки и дартса.
Алгоритм такого взаимодействия: педагог организует подвижную игру с подгруппой детей и несколькими взрослыми, после чего переходит к детям, которые играют самостоятельно.