Елена Бородулина
Социализация детей с ОВЗ посредством физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
«Социализация детей с ОВЗ посредством физической культуры».
В работе с детьми с ОВЗ считаю приоритетной следующую задачу - принять ребёнка таким, какой он есть, и помочь ему найти собственное место в жизни. Целенаправленная деятельность позволяет осмыслить болезнь ребёнка как данность и компенсировать дефект на высокий уровень преодоления нарушений в здоровье.
Публикация «Социализация детей с ОВЗ посредством физической культуры» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Необходимым условием социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является их физическое развитие. Это развитие всех видов моторики и зрительно-двигательной координации, которое служит основой для становления всех видов детской деятельности, способствует становлению устной и письменной речи и повышению познавательной активности детей. Основной целью проведения физкультурных занятий с детьми с ОВЗ является формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
В нашей школе физическому воспитанию уделяется большое внимание, как основному фактору сохранения и укрепления физического и психического здоровья. Занятия по физической культуре строятся с учётом индивидуальной особенности каждого ребёнка, подбирается специальный комплекс упражнений, дозировка физической нагрузки. От занятий не освобождается ни один ребёнок и каждый получает нагрузку, соответствующую его состоянию здоровья. (кроме Жуковой Марины)
В содержание работы с детьми ОВЗ входят:
•уменьшение физической нагрузки в процессе занятий;
•адаптирование сложных для выполнения упражнений на более легкие;
•Исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;
•Формирование правильного отношения к физической культуре, к себе и к своему здоровью;
•Наблюдение за состоянием ребенка во время занятий учителем;
•Мотивация на улучшение результатов (похвала);
•Оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;
•Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.
Свою работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья я строю по принципу сотрудничества, стараясь передать каждому ребёнку определённые знания, умения и навыки. Я понимаю, что только при наличии подлинного сотрудничества взрослого и ребёнка можно добиться положительных результатов. Включаясь в оздоровительную работу, я стараюсь создать у таких детей устойчивую мотивацию и потребность в сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих. Нельзя улучшить свою наследственность, нельзя изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.
Практика показала, что на физкультурных занятиях при правильной организации, можно реализовать целый комплекс задач, выполнение которых поможет ребёнку социализироваться в будущем :
- закреплять представления детей об окружающем мире;
- обогащать словарь ребёнка;
- классифицировать предметы по форме, цвету, величине и др. ;
- закреплять количество и счёт;
- ориентировку в пространстве.
Исходя из данных задач игры в которые мы с детьми играем на уроках подразделяются на:
Игры на развитие силы «Прыжки по полоскам», «Кто больше?», «Салки ноги от земли»
На развитие быстроты и ориентировки в пространстве «Гонка мяча по кругу», «Воробьи – вороны», «Займи кружок»
На развитие ловкости «Охотники и утки», «Метко в цель», «Мяч среднему»
На развитие координации «Передача мяча в колонне», «Вызов номеров», «К своим флажкам»
Анализируя процесс физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, надо отметить, что специфической направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-компенсаторная сторона. Наблюдения и практический опыт показывают, что дети с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей, являются главным условием подготовки его к жизни. У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень развития познавательной сферы, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя по физической культуре.
Атмосфера поощрения во время занятий физической культурой и спортом состоит из следующих правил:
-не лишать ребёнка возможности заботиться о себе самом;
-поощрять любые проявления его инициативы;
-отмечать его успехи в физическом развитии;
-по мере достижения успехов резко не сокращать внимание к нему, чтобы у ребёнка не создалось впечатления о потере внимания к нему;
-необходим добросовестный контроль за качеством умений и навыков;
-продолжение эмоционального и интеллектуального развития, чтобы он не чувствовал себя бесконечно отставшим от сверстников, а так же, чтобы у ребёнка даже на бессознательном уровне формировалось ощущение, что у него есть реальные возможности применения своих навыков и умений в предстоящей взрослой жизни.
Не всегда мы получаем ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения. Но от этого работа каждодневная, кропотливая, порой незаметная для окружающих, не становится менее значимой.
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья показывает, что при систематической работе по физическому воспитанию с включением системы коррекционно - восстановительных мероприятий можно добиться существенных результатов уже на ранних этапах обучения. И только совместными усилиями мы можем помочь детям с разным уровнем интеллектуального и физического развития успешно учиться в школе, жить в коллективе, адаптироваться в обществе в будущем.
Рекомендации для всех педагогов:
-давать только посильные задания для выполнения;
-не выделять детей с физическими недостатками среди сверстников;
-строить занятия так, чтобы ребёнок не чувствовал ущербность от сверстников;
-привлекать всех детей к групповой деятельности, помощи, не зависимо от состояния здоровья;