Лариса Гвоздева
Социализация детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема педсовета: «Социализация детей с ОВЗ в соответствии с современны-ми требованиями».
Тема сообщения: «Профессионально-трудовая подготовка - основа социализации детей с ОВЗ».
Выступающий: Гвоздева Лариса Владимировна
Публикация «Социализация детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Профессионально-трудовая подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья играет решающую роль в системе коррекционно-воспитательской работы, способствует накоплению жизненного опыта, дает жизнь вместо зависимости от помощи и является основой социализации.
Научное обоснование этого факта связано, прежде всего, с именем Л. С. Выготского. Он рассматривал его, как неотъемлемую часть программы социализации личности ребенка с нарушениями интеллекта, и подчёркивал, что организованный особым образом труд такому ребенку обеспечивает все: общение, речь, сознание.
Степень социализации лиц с ОВЗ зависит он уровня их профессионально-трудовой подготовки, социально-бытовой ориентации и от участия семьи в этом процессе.
При организации труда ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать следующие факторы:
1. Фактор социализации : ребенок нуждается в том, чтобы ему создали условия успешного преодоления трудностей социализации и подготовки к самостоятельной жизни.
2. Труд как фактор: именно в процессе трудовой деятельности выявляются склонности и профессиональные способности ребенка.
В младших классах у школьников формируется первоначальный трудовой опыт. К специфическим задачам этого этапа относятся: изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников и формирование у них готовности к деятельности в мастерских профессионального обучения.
На уроках ручного труда дети работают с бумагой и картоном, глиной и пластилином, с тканью и природным материалом, занимаются техническим конструированием и моделированием.
Огромную роль для социализации школьников играют специальные коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке, которые направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни и труду.
Практическая направленность обучения - главный принцип этого предмета. Детям свойственно подражание, поэтому нужно многократно показывать им, как поступать в определенных ситуациях, каким образом выполнять необходимые действия. Предмет СБО состоит из 13 разделов. Все разделы, без исключения, направлены на дальнейшую социализацию детей.
Положительное отношение к труду, как к основе самообеспечения самостоятельной жизни, формируется в процессе самообслуживания, обслуживающего, прикладного, учебного, производственного труда.
В этом году в нашей школе профессионально-трудовое обучение ведё тся по четырем профилям: малярное, швейное, столярное дело и ребята 5-го класса, обучаются по программе «Подготовка младшего обслуживающего персонала».
В малярной мастерской учащиеся осваивают приемы подготовки всех видов поверхностей под окраску, приемы работы различными инструментами, а также учатся оклеивать стены обоями.
Обучение этим операциям осуществляется таким образом, чтобы уча-щиеся не только в совершенстве овладели приёмами их выполнения, но и умели самостоятельно подбирать составы для окрашивания, грунтовки и оклеивания поверхностей, понимали причины возникших дефектов и могли бы их устранить.
Помимо производственных работ учащиеся осваивают приемы декоративно-художественного шпатлевания. С помощью шпатлевки учатся устранять дефекты и подготавливать поверхность под выполнение различных работ.
В швейной мастерской учащиеся изучают основы швейного дела. Знакомятся с профессиями прядильного и ткацкого производств. Изучают устройство швейных машин и приёмы безопасной работы на них. Строят чертежи изделий, моделируют, изготавливают выкройки, производят рас-крой.
Осваивают технологию обработки изделий лёгкой одежды, а также от-дельных деталей и узлов. Умея шить, они быстро и легко смогут выполнить ремонт своей одежды, подогнать по фигуре изделие, купленное в магазине, сшить простые и нужные в быту вещи.
Учащиеся швейных групп на протяжении четырех лет принимают участие в школьных, и городских научно-практических конференциях, где выступают с исследовательскими работами и творческими проектами.
На уроках профессионально-трудового обучения в столярной мастер-ской ребята обучаются профессии столяра. Приобретают теоретические знания по этой специальности, получают практические навыки обработки древесины и работы с инструментами и приспособлениями. Производят разметку, пиление, сверление, строгание деталей. Учатся скреплять их в конструкцию и украшать готовое изделие.
Творческому развитию детей способствует раздел учебной программы «Художественная обработка древесины», где ребята учатся работать с рисунком, правильно его располагать, производить выжигание и отделывать резьбой. Полученные знания, умения и навыки ученики смогут использовать в семейной жизни: смогут обустроить, украсить свой дом и иметь дополнительный источник дохода.
С 2019 года ребята столярного и швейного дела участвуют в национальном чемпионате по профессиональному мастерству «Абилимпикс». Ученица группы швейного дела в этом конкурсе заняла 2 место, а участие парней было отмечено сертификатами.
Особое внимание хочется уделить профессионально-трудовому обуче-нию по профилю «Подготовка младшего обслуживающего персонала». Уроки по предмету предусматривают подготовку обучающихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, дворников.
Многие коллеги согласятся со мной, что дети, которые приходят к нам в школу последнее время, не имеют элементарных навыков самообслуживания: многие не умеют завязать шнурки, не умеют сложить личные вещи. Не умеют подметать, и тем более мыть пол, поэтому сегодня, как никогда раньше возникла необходимость именно в этом направлении.
Закон гласит: Привлечение обучающихся без их согласия и без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Раз закон запрещает привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному программой, значит, нужно на законном основании открыть такие группы и обучать детей. Дабы наши выпускники не пополняли ряды асоциальных людей. Акцентирую внимание на том, что это не значит, что все дети должны обучаться по этому профилю, а только те дети, которые не способны выполнять более интеллектуальные задания. Пройдя курс обучения с 5 по 9 класс, надеюсь, что эти дети будут подготовлены к дальнейшей жизни.
Большую роль в профориентационной работе, выборе профессии, и соответственно в дальнейшей социализации играют экскурсии. Каждый год мы посещаем с выпускными классами колледж, где девятиклассников знакомят с предлагаемыми специальностями.
Необходимо отметить, что социализация детей с ограниченными воз-можностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
Процесс социализации и социально-трудовой адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья в школе будет эффективным, если:
- признаётся безусловная ценность аномальной личности;
- подготовка к труду школьников проводится с учетом психофизических особенностей и качественного своеобразия структуры дефекта;
- обеспечивается сотрудничество школы и социума;
- продуктивно используются воспитательные возможности социума;
- школьники обеспечиваются дополнительными видами трудовой дея-тельности с учетом местных условий и запросов рынка труда, потребительского рынка и сферы услуг;
- учащиеся обеспечиваются специально организованным производитель-ным трудом;
- у школьников формируется положительное отношение к труду и самостоятельность в трудовой деятельности по выбранным профилям.
Таким образом, работа по социализации учащихся с ОВЗ на уроках профессионально-трудового обучения, социально-бытовой ориентировки дает положительные результаты только тогда, когда соблюдаются: принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление, расширение социально-бытовых знаний и умений и принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной работы со школьниками. Успешная социализация детей с ОВЗ является первостепенной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом нашей школы.