Фалеева Ирина
Социализация детей с особыми возможностями здоровья в условиях школы-интерната VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация детей с особыми возможностями здоровья в условиях школы – интерната VIII вида.
Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, то есть посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.
Публикация «Социализация детей с особыми возможностями здоровья в условиях школы-интерната VIII вида» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Проблема социализации ребенка с ОВЗ – одна из наиболее актуальных. Интеграция таких детей в общество не может происходить так же, как у нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом. Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Специфика нарушений процесса социализации обучающихся коррекционных образовательных учреждений обусловлена трудностями поведения, недоразвитием смысловой стороны речи обучающихся, низким уровнем коммуникативных навыков, особенностями самовосприятия и понимания личности других людей.
Успешное социальное развитие ребенка с умственной отсталостью в отличие от детей с нормальным интеллектом не может проходить стихийно и спонтанно, а требует специальной организации этого процесса в условиях образовательных учреждений. Практика специальной коррекционной школы показывает, что проблемы социальной адаптации детей данной категории, решаются трудно, хотя ее цели и задачи всегда являются приоритетными в коррекционно-воспитательной работе. Работа по социализации таких детей должна начинаться уже с дошкольного возраста.
Опыт показывает, насколько плохо ориентируются школьники с ОВЗ в жизненно важных вопросах - как пользоваться средствами связи, как устроиться на работу, как получить необходимое медицинское обследование, куда обращаться, как распределить бюджет и многое другое. Единственным университетом знаний для таких детей по вопросам социализации является школа. Если ребенок, развивающийся в норме в силу своих возможностей, мотивированных потребностей черпает эти знания не только в школе, семье, но и самостоятельно, перерабатывая поступающую информацию из окружающего мира, то дети с ОВЗ имея такой дефицит как недоразвитие познавательной деятельности, самостоятельно не могут получить необходимые знания для успешной социализации. Поэтому во многих случаях только в школе под влиянием учителя становится возможной коррекция недостатков в формировании личности детей с ОВЗ.
Работа учителя с такими детьми представляет чрезвычайную сложность. Основными задачами и критериями успешности работы должно быть не только и не столько овладение детьми общеобразовательными знаниями, сколько привитие им навыков самообслуживания, элементарной культуры поведения и общения, развитие моторики, речи, ручной умелости. На уроке необходимо организовать постоянную активную практическую деятельность детей, так как вербальное обучение или обучение, основанное только на зрительном пассивном восприятии, является малоэффективным.
Учитель должен вести обучение не путем изолированных упражнений, а организуя различные виды практической деятельности: манипулированные действия с предметами, различные виды игры, элементарное конструирование и т. д.
Все обучение в школе – интернате VIII вида должно строиться на основе предметно – практической деятельности детей, сопровождаемой речью, и направлено на выработку правильных представлений и практических умений. Так на уроках обучения грамоте носит сугубо практический характер. Его конечная цель заключается в том, чтобы научить детей писать свое имя, фамилию, домашний адрес, уметь подписать открытку, правильно составить заявление и т. п. Учащиеся должны быть способны прочесть несложный текст, понять его содержание и кратко передать смысл прочитанного, ответить на задаваемые вопросы. На уроках математики дети учатся выполнять вычислительные операции, решать простейшие задачи, в том числе и на вычисление процентов, что является актуальным в современном обществе. Учащиеся должны научиться работать с калькулятором, обращаться с деньгами различного достоинства и уметь грамотно распределять семейный бюджет. Все счетные операции и меры стоимости учащиеся закрепляют в дальнейшем на уроках СБО, трудового обучения и в своей повседневной жизни.
Таким образом, созданные в школе условия способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, адаптацию к общественной жизни и решению сопутствующих проблем - социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна компенсировать, насколько это возможно, ограничения жизнедеятельности детей с ОВЗ, позволяя ему после окончания школы выступить на рынке труда.
Литература:
1. Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности. Вып. 3. М. ,1970.
2. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 2001. - №3.