Ирина Уварова
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с нарушениями зрения - это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и знание особенностей их психофизического, социального и личностного развития необходимо воспитателю, работающему с данной категорией детей. Количество детей с ОВЗ растет с каждым годом. Медицина развивается, но рождение детей с поражением зрительных нервов и зрительных путей не уменьшается. Меняются и семейные ценности- родителям приходится «выживать», а на эмоционально-творческое развитие уже не хватает сил. Особенности в психическое развитие ребенка привносят гаджеты, применение которых тормозит зрительное восприятие ребенка.
Публикация «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
При современном развитии инклюзивного образования педагогам необходимо владеть методами и способами организации психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Инклюзивное образование детей с нарушением зрения является одним из приоритетных направлений современного образования. Для этого в образовательных учреждениях создаются необходимые условия. Специально оборудуется кабинет учителя-логопеда, оснащенный материалами для проведения коррекционной работы, усвоения детьми с нарушением зрения основной образовательной программы дошкольного образования.
По результатам психолого-педагогической диагностики для детей с нарушением зрения разрабатываются индивидуальные коррекционные программы сопровождения.
В процессе психолого-педагогического сопровождения используется организованная деятельность и создаются социально-психологические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка. Для детей с нарушением зрения в образовательных учреждениях существует психологическое сопровождение, которое оказывает поддержку и помощь ребенку, родителям и педагогам в постановке и решении целей и задач обучения, воспитания.
Создание психологических условий для всестороннего развития и успешного обучения ребенка является главной целью психолого-педагогического сопровождения.
Существует несколько задач психолого-педагогического сопровождения:
- Создание благоприятного микроклимата в группе сверстников и педагогическом составе для ребенка.
- Оказание детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специфичных формах организации их деятельности, психолого-педагогической помощи.
- Изучение индивидуальных особенностей развития детей в соединении различных направлений их проявления.
- Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.
в детском возрасте нарушения зрения очень разнообразны по клиническим формам, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. У детей с нарушением зрения эмоциональное восприятие находится на более ранней ступени развития, напоминая нормальную структуру детей более младшего возраста. Часто наблюдается задержка эмоционального развития. Для нее характерны боязливость, неуверенность, проявление переживаний, связанных с ощущением своей неполноценности. Особенно часты такие виды зрительных нарушений- это близорукость, дальнозоркость. Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию.
Нарушение зрения плохо влияет на процесс восприятия, которое у детей с нарушением зрения отличается большей замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. зрительные представления у них менее четки и ярки, чем у нормально видящих. для слабовидящих детей свойственна усложненность пространственной ориентировки. дети с нарушением зрения быстро утомляются. Зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической активности ребенка
Отсюда вывод: Дети с нарушениями зрения нуждаются в специальном психолого-педагогическом сопровождении.
Существует несколько направлений Психолого-педагогической помощи у детей с нарушениями зрения: диагностическое, коррекционно-развивающее, профилактическое, лечебно-восстановительная деятельность, консультативное.
Цель деятельности педагога – это создать условия для развития каждого ребенка с нарушениями зрения. Для того, чтобы эта цель была достигнута педагогу в своей профессиональной деятельности нужно решить следующие задачи:
1. Создать в группе развивающую предметную среду; создать атмосферу эмоционального комфорта, формировать взаимоотношения в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;
2. – привлекать специалистов сопровождения к организации образовательного и коррекционного процесса детей с нарушениями зрения; организовать взаимодействие с родителями в направлении сотрудничества и разделения ответственности.
Основа всех основ в работе педагога с детьми с нарушением зрения является Рабочая программа, разработанная для групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения с 4 до 7 лет.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она составляется с учетом особенностей психофизического развития детей с нарушениями зрения, социальной ситуации развития воспитанников.
В рабочей программе определяются основные направления работы педагогов, сопровождающих детей, условия и формы формирования коррекции, развития и профилактики нарушений познавательного развития детей с нарушением зрения. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, в процессе взаимодействия с семьями воспитанников. Также в программе используются кинезиологические методики, которые направленны на развитие различных отделов коры больших полушарий. Это позволяет скорректировать проблемы ребенка в различных областях психики.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Рабочая программа должна быть целостной по содержанию, соответствовать календарно-тематическому планированию, где обеспечивается повторение и обучение детей, что позволяет формировать у них достаточное прочные знания и умения.
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения состоит из 4 разделов:
1. Развитие зрительного восприятия
2. Развитие осязания и мелкой моторики рук
3. Формирование ориентировки в пространстве
4. Формирование социально-бытовой