Наталия Козлова
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем обществе остается главная и актуальная проблема-социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители и педагоги очень обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал гармонично развитой личностью.
И педагоги прилагают все усилия, чтобы воспитать активных и успешных членов нашего общества. Чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья умели адаптироваться в жизни.
Публикация «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают большие трудности при общении с другими детьми и людьми, которые их окружают. В связи с этим, такие дети замыкаются в своем особенном мире, вовремя не приобретают надлежащий социальный опыт. Теряется связь с миром, очень мало контактов со сверстниками и взрослыми, не получают полноценного образования.
Необходимо рассматривать понятие «социализация» как способность ребёнка встроится, вписаться в общество, занять в нём определённое место, приспособиться к актуальным запросам социума, попытаться создать себе пространство для роста и развития. И мы, педагоги, должны оказать помощь таким детям и их родителям в создании такого пространства. Необходимо проводить коррекционно-развивающие занятия, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья как можно больше взаимодействовали со взрослыми, с другими детьми с другими проблемами в развитии [3].
Педагогами используется наглядно-практический метод с использованием игровых приёмов на каждом занятии. Такие занятия помогают детям увидеть результат своего труда и порадоваться ему вместе с другими детьми, с педагогом и родителями. На ребёнка составляется индивидуальный образовательный маршрут.
Все дети получают знания, навыки и умения, согласно индивидуальным возможностям. Социализация ребё нка проходит во время различных видов детской деятельности: игровой, опытно-экспериментальный, проектный [2].
Игра для ребенка – это способ познания мира. В игре у детей развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, правильное звукопроизношение обогащается словарь, и связная речь, развивается мышление.
Дети с ограниченными возможностями здоровья часто не имеют потребности в игре, умеют играть с игрушками. Интерес к игре появляется в процессе обучения.
В ходе практической деятельности осуществляется самое успешное обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок поднимается на тот уровень развития, который максимально соответствует его возможностям.
Именно поэтому, такой подход рассматривает использование такой формы работы как опытно-экспериментальная деятельность.
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников получила новый виток в развитии с введением ФГОС ДО. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Исходя из этих ориентиров, составлен желаемый портрет выпускника ДОУ, одним из пунктов портрета является: «Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать»[1].
Опытно-экспериментальная деятельность развивает коммуникативные навыки, наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, формирует мотивацию к учебной деятельности, адекватную самооценку. Использование в работе с детьми проектного метода дает положительный результат, т. к. позволяет более полно учитывать психофизические и возрастные особенности детей и дифференцированно проводить коррекционную работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции (умение анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию, речь (устную и письменную, память, восприятие, эмоционально-волевую сферу и. т. д.
Работая над проектом, дети ставят цель, подбирать средства её достижения, оценивать последствия, принимать решения, общаются со сверстниками.
Литература
1. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М. : Академия, 2005.
2. Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. – М. : ЦСП РАО, 1995.;
3. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. – М. : ВЛАДОС, 2001.