Наталья Бакулина
Синквейн, диаманта, рифмованные двустишия в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Синквейн, диаманта, рифмованные двустишия в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделил речевое развитие в отдельную образовательную область, так как хорошо сформированная устная речь является важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры области «речевое развитие»: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью; может выражать свои мысли и желания; может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Публикация «Синквейн, диаманта, рифмованные двустишия в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах
- Рифмы, учимся рифмовать
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Если все указанные умения и навыки к концу пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении будут сформированы, он не испытает проблем при адаптации к школе.
Однако в настоящее время растет количество детей с нарушениями речи.
Общее недоразвитие речи — это дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы — фонетика, лексика, грамматика.
Кроме того, для детей с речевыми нарушениями характерны неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Нарушения речи замедляют мыслительную деятельность, ведут к обеднению речи, снижению познавательной активности, общего кругозора и адаптивного потенциала.
В целях повышения эффективности коррекционного процесса использую в своей работе следующие методики:
• Синквейн
• Диаманта
Дидактическая игра
«Подбери рифму – сочини стихотворение».
Цель: упражнять в подборе рифмующихся слов, слов-признаков, слов-действий, обстоятельств.
Количество игроков: 1-4 человека.
Ход игры.
Вначале ребенку предлагается собрать пазлы (подобрать рифмующиеся слова) (2-4 пары). Например: кошка-гармошка, шишка-мишка, Маша-каша и т. д.
Далее ребенок выбирает, о ком (о чем) он будет «сочинять» стихотворение и отвечает на вопросы педагога.
-Какая шишка? Какой мишка? (Шершавая шишка, пушистый мишка.)
-Что делает шершавая шишка? Что делает пушистый мишка? (Лежит шершавая шишка. Спит пушистый мишка.)
-Где лежит шершавая шишка? Где спит пушистый мишка?
Под елкой лежит шершавая шишка,
В берлоге спит пушистый мишка.
Можно повторить игру для двух-трех пар слов.
Дидактический синквейн.
Еще один метод, который я применяю в работе - дидактический синквейн.
Синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, придуманная американской поэтессой Аделаидой Крепси под влиянием японской поэзии.
В дидактическом синквейне текст основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат.
Помимо самостоятельного составления нового синквейна, возможны варианты:
• составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
• коррекция и совершенствование готового синквейна;
• анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих её определить).
Синквейн активизирует мыслительную деятельность, стимулирует развитие творческого потенциала. Инновационность этого метода заключается в создании условий для развития личности, способной мыслить критически, т. е. выделять главное, исключать лишнее, обобщать, классифицировать.
Дидактический синквейн достаточно часто используется в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями речи, однако чаще он применяется для расширения объема словаря и активизации словарного запаса, развития словообразования, уточнения грамматического значения слов и развития связной речи.
Однако этот метод применим и в работе по совершенствованию фонематических представлений. Детям предлагается подбирать определения, глаголы, слова-ассоциации с определенным звуком. Это может быть звук, с которым дети знакомятся на подгрупповом занятии, или автоматизируемый звук. Кроме того, в четвертой строке синквейна можно использовать пословицы и поговорки, насыщенные заданным звуком и заученные детьми на занятиях по автоматизации вызванных звуков.
Примеры:
Друг (звуки Р, РЬ)
Верный, хороший.
Дружит, радует, играет.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Товарищ.
Мама (звуки М, МЬ)
Милая, любимая.
Обнимает, помогает, смеется.
Моя мама – самая любимая, мудрая и милая.
Мамуля (мамочка, матушка).
Таким образом, использование дидактического синквейна в работе по коррекции речевых нарушений позволяет решить несколько важнейших задач:
• придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;
• закрепляет знания о частях речи, предложении;
• активизирует словарный запас;
• совершенствует навык использования в речи синонимов;
• совершенствует фонематическое восприятие;
• совершенствует звукопроизношение.
Диаманта.
Если дети овладели навыком составления синквейна, у них достаточно развит словарный запас, можно познакомить их с еще одной литературной формой – диамантой.
Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых –
понятия с противоположным значением. Впервые появилась в 1969 году благодаря американской писательнице Ирис МакКлеллан Тидт и с тех пор стала широко использоваться в школьном образовании многих странах мира.
В работе с дошкольниками можно использовать эту форму для расширения словарного запаса, закрепления умения подбирать признаки и действия к предмету, а также антонимы.
Целесообразно использовать упрощенную схему составления диаманты:
• Первая строка: слово-предмет.
• Вторая строка: 2 слова-признака к слову из первой строки.
• Третья строка: 3 слова-действия к слову из первой строки.
• Четвертая строка: 2 словосочетания (со словами из первой и седьмой строки)
• Пятая строка: 3 слова-действия к слову из седьмой строки.
• Шестая строка: 2 слова-признака к слову из второй строки.
• Седьмая строка: слово-предмет (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки).
Пример:
Лето.
Яркое, веселое.
Цветет, греет, радует.
Жаркое лето. Морозная зима.
Морозит, заметает, вьюжит.
Белая, холодная.
Зима.
Использование в коррекционно-развивающей работе описанных методов наряду с традиционными помогает сделать процесс обучения более увлекательным для детей и, как следствие, повысить эффективность коррекционных мероприятий.