Ольга Федина
Собственный педагогический опыт «Инструментальное музицирование как средство формирования музыкальности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Собственный педагогический опыт по теме :
«Инструментальное музицирование как средство формирования музыкальности дошкольников».
Музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 8» - Федина Ольга Николаевна
Образование: 1990 - 1994 гг., Карагандинское педагогическое училище. Квалификация по диплому: музыкальный руководитель, воспитатель дошкольного учреждения.
Публикация «Собственный педагогический опыт „Инструментальное музицирование как средство формирования музыкальности дошкольников“» размещена в разделах
Aктуальность, проблема массовой практики, решаемая автором.
Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостоянии потребительству, бездуховности, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной и творческой деятельности.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности.
Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, духовность, приобретаются знания, от которых зависит последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира.
Это период начальной социализации ребёнка. Именно в этом возрасте формируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей, любознательность. Особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественно - эстетического вкуса, формирования у них творческих способностей, воспитания музыкальной культуры. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, в содержание музыкальной деятельности, кроме пения, слушания музыки, музыкально – ритмических движений обязательно входит игра на детских музыкальных инструментах. И это правильно и необходимо. Дети по своей природе любопытны и очень активны, это проявляется желанием потрогать своими руками, проверить, как все работает, как устроен тот или иной предмет. Игровая исследовательская деятельность начинается еще в самом раннем возрасте: это оркестр из посуды на кухне, деревянные кубики и мебель, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с крупами и орехами, куда хочется запустить руку и послушать интересный детскому уху шорох. Ребёнок стремится прикоснуться ко всем предметам, из которых возмежно извлечь звуки. В роли музыкального инструмента, с одинаковым успехом, могут выступать и расческа, и фортепиано. И когда в детских руках начинает что-то шуметь, звенеть и стучать ребенок испытывает огромную радость.
В домашних условиях не так часто есть возможность познакомить ребёнка с настоящим звучанием музыкальных инструментов. Чаще дети слышат музыку в аудиозаписи. Поэтому передо мной, музыкальным руководителем, стоит задача: ознакомить своих воспитанников, с музыкальными инструментами, и самой ознакомиться с новыми методами и технологиями по обучению игре на детских музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Ребенок слышит и сопоставляет звучание разных звуков музыкального воспроизведения, учится понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого дошкольника : наличие сосредоточенности, заинтересованности, эмоционального отклика, активности и любознательности. Формируются, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
Очень важно, что во время обучения игре на музыкальных инструментах, развивается мелкая моторика пальцев рук, что способствует развитию творческих способностей и музыкального вкуса и общему интеллектуальному развитию личности ребёнка. Этот вид музыкальной деятельности в настоящее время является актуальным, так как оказывает существенное влияние на всестороннее развитие личности ребёнка, имеет образовательное и воспитательное значение.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Целевые ориентиры в моей работе по данному направлению, заключаются в необходимости разработок моделей развития музыкальных способностей дошкольников посредством инструментального музицирования; программно -методического обеспечения (конспекты ООД, сценарии праздников, развлечений с использованием игры на музыкальных инструментах, картотеки музыкально - дидактических игр, консультации и мастер классы для родителей и педагогов, иллюстративный материал).
Данный опыт работы может быть применен в работе с детьми дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, в условиях семейного воспитания.
Теоретическая база опыта
Теоретической базой опыта в данном направлении, являлись научные исследования известных ученых в области образования. Теплов Б. М. в своих трудах дал всесторонний анализ многим вопросам развития музыкальных способностей. Его особое убеждение, что музыкальные способности детей необходимо развивать с самого раннего возраста. Он выделял три основных вида музыкальных способностей : представление и чувство ритма. Музыкально-слуховое и ладовое чувство,
Известный советский учёный и педагог, создатель научной школы музыкального воспитания детей дошкольного возраста Н. А. Ветлугина указывала на необходимость развития музыкального слуха посредством различных игр и упражнений.
Выготский. Л. С. писал о необходимости обогащать музыкальный опыт ребенка, акцентируя особое внимание игре на музыкальных инструментах. Он утверждал, что «стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра». В работах Новиковой, Г. А. Прасловой и А. Г. Гогоберидзе, О. П. Радыновой отображаются теоретические и практические основы развития музыкальности и музыкальных способностей, В условиях реализации ФГОС ДО данные научные и методические разработки не потеряли, а наоборот приобрели актуальность. Все авторы сходятся во мнении, что для успешного музыкально – эстетического развития ребенка, требуется специальная среда. В качестве такой среды, я выбрала инструментальное музицирование. Одним из основателей теоретической базы инструментального музицирования можно, уверенно, назвать Карла Орфа, и его систему элементарного музицирования «Шульверк В нашей стране последователем системы Карла Орфа является Тютюнникова Татьяна Эдуардовна, автор программы «Элементарное музицирование».
Методологическим основанием для реализации опыта я считаю
1. Деятельностный подход, в рамках которого каждый педагог должен учитывать, что ребенок, как личность, развивается именно в деятельности. Так как, только через собственную деятельность, он познаёт мир. формируя и совершенствуя личностные качества. В связи с этим, я стараюсь организовать взаимодействие с детьми так, чтобы дети узнавали что -то новое, путём решения элементарных задач и проблемных ситуаций, активно самостоятельно действовали.
2. Личностноформирующий подход. В образовательном процессе я ориентируюсь на личность воспитанника и стремлюсь к созданию условий для формирования его самореализации и саморазвития. Его.
Моё взаимодействие с детьми носит личностно ориентированный характер, в результате которого я стараюсь сформировать в детях положительную самооценку, уверенность в собственных силах и возможностях; использую методы и приёмы в работе, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников;
3. Современные технологии и методики музыкального образования детей дошкольного возраста. Применяя данные методики и технологии, я формирую у детей элементарные представления о различных видах музыкального искусства, ценностно-смысловое восприятие и понимание музыкальных произведений А самое главное – развиваю у каждого ребенка позицию активного участника в исполнении и создании музыкальных произведений для того, чтобы в танце, пении, музицировании он смог доступными средствами выражать себя, свои эмоции, чувства, настроения и переживания.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Для реализации задач по данному направлению, мной была пополнена и обогащена предметно -пространственная развивающая среда музыкального зала, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Музыкальный зал наполнен необходимы игровым и музыкальным оборудованием, которое обеспечивает: - музыкальную, речевую, игровую, экспериментальную, познавательную и творческую активность дошкольников; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением; возможность самовыражения воспитанников. Была организованна развивающая музыкально- образовательная (музыкальные уголки) среда в группах ДОУ. Периодически оформляются постоянно действующие фотогалереи «Музыкальный мир». Для того, чтобы получить качественные образовательные результаты я разработала этапы развития музыкальных способностей воспитанников на основе интерактивного игрового взаимодействия. Этапы развития инструментального музицирования :
1 этап: Накопление слушательского опыта воспитанников (прослушивание звуков инструментов народного и симфонического оркестра). Знакомство с детскими музыкальными инструментами (просмотр изображений и иллюстраций)
2 этап: Формирование навыка игры на инструментах при помощи различных упражнений. Обучение начинала с группы ударных инструментов, которые не имеют звукоряда: деревянные ложки, погремушки, барабан и др.
3 этап: – Разучивание с детьми простейших музыкальных композиций, формирование умения воспитанников играть в оркестре. Работу по развитию музыкальных способностей организовала в различных направлениях: 1. Развитие чувства ритма. Для этого использовала ударные инструменты или инструменты, которые имеют звук только одной определенной высоты. Учила выделять сильные и слабые доли. Основой репертуара для развития чувства ритма использовала различные считалочки, несложные песенки, ритмизация своего имени. 2. Развивала звуковысотный слух. Использовала музыкальный треугольник, металлофон, ксилофон, коло кольчики, которые звучат различно по своей высоте. Дети без труда узнавали, какой колокольчик «поет» выше, а какой ниже. Применяла интересный прием: металлофон ставила наклонно, как «музыкальную лесенку». Молоточком ударяла по ступенькам «лесенки», а дети определяли, куда «идет» куколка (вверх или вниз).
3. Знакомила с инструментами различных групп : струнными, духовыми, ударными. Применяла проблемный метод: предлагала сравнить звучание инструментов разных групп, с целью нахождения различий и сходства между ними.
Анализ результативности опыта.
Реализация данного опыта позволила повысить компетентность мою компетентность, улучшить материально-техническое оснащение музыкального зала по данной тематике. В процессе работы совместно с воспитателями были созданы музыкальные уголки в группах.
Разработала собственные интерактивные игры : «Музыкальный калейдоскоп», «Музыкальные инструменты», «Музыкальная викторина». Пополнила картотеку дидактических игр направленых на определение характера и жанра музыки, тембрового и темпового рисунка, развитие ритма, узнавание на слух музыкальных инструментов и знакомых песен. Проектную технологическую деятельность, считаю очень эффективным средством для музыкального развития дошкольников. В межаттестационный период мною были разработаны творческие проекты, включающие игру на детских музыкальных инструментах : «Волшебный мир звуков», «Музыкальная карусель», «Слушаем живопись, рисуем музыку», «Маленький оркестр» Общая цель всех проектов – обогатить музыкально сенсорный опыт воспитанников. Итоговыми результатами проектов стали: отчетные концерты для родителей, мультимедийные презентации, фотоальбомы, по каждой теме проекта.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный материал будет полезен музыкальным руководителям и педагогам ДОО, а также родителям (законным представителям). Представленный опыт соответствует критериям передового педагогического опыта, так как ему свойственны актуальность и результативность.
Список литературы
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 10.07.1992 № 3266– 1 (ред. от 29.12.2013 № 273).
2. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014г.
3. Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» г. Москва («Просвещение» 1990г)
4. Н. Ветлугина «Музыкальный букварь» г. Москва «Музыка» 1985
5. Картушина. М. Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования № 5, 2005
6. Кольцова М. И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5.1993