НЕЛЯ ЩЕРБАКОВА
Сообщение из опыта работы: «Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил: инструктор по физической культуре МДОАУ д/с «Родничок» г. Пыть-Ях
Щербакова Н. Н.
г. Пыть-Ях, 2017
«Сохранение и укрепление психического и физического
здоровья детей дошкольного возраста»
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
(Всемирная Организация Здравоохранения)
Публикация «Сообщение из опыта работы: „Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является особенно актуальной. Только здоровый ребенок может достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития. Данное развитие немыслимо без формирования культуры здоровья. Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья
На современном этапе развития общества доказано, что здоровье на половину зависит от образа жизни, на четверть от окружающей среды и гораздо меньше от наследственности. Дошкольное детство – это период интенсивного роста и развития организма, повышенная его чувствительность к окружающему миру.
Детский сад является оптимальным местом деятельности дошкольников и в наиболее интенсивный период их развития, следовательно, детский сад должен создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. Сегодня накоплен некоторый опыт формирования культуры здоровья в системе дошкольного образования «Физическая культура – дошкольникам» (Л. Д. Глазырина, «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет» (В. Т. Кудрявцев, «Здоровье» (В. Г. Алямовская, «Театр физического воспитания» Н. Н. Ефименко) и др.
Для организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ созданы определенные условия, которые способствуют становлению потребности в здоровом образе жизни, поддержании положительных эмоций, чувств, «мышечной радости» от процесса физической культуры.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Используя здоровьесберегающие технологии систематически внедряю нестандартные методы и средства оздоровления - это разного вида гимнастики: пальчиковая – повышает работоспособность головного мозга. Гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка; зрительная – снижает утомление, облегчает зрительную работу; дыхательная – способствует восстановлению дыхания после упражнений, учит правильно дышать при физической нагрузке; корригирующая - направленная на исправление или предупреждение дальнейшего развития деформаций опорно-двигательного аппарата и нарушений осанки.
Чтобы предупредить простудные заболевания детей, надо систематически укреплять их терморегулирующий аппарат. В детском саду мы осуществляем закаливание детей естественными факторами. Однако в нашем детском саду применяются и нетрадиционные методы закаливания дошкольников – «Метод трех тазов».
Немаловажную роль для растущего организма ребенка имеет организация сбалансированного питания, так же в нашем детском саду предусмотрено индивидуальное коррекционное питание в соответствии с соматической патологией (аллергики, выведение токсинов и тяжелых металлов из организма осуществляется путем включения в пищу запаренного яблока, морских водорослей (сухой ламинарий).
Особое внимание отводится пищеварительной гимнастики - используется для оптимизации работы системы пищеварения.
Физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется как на физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности и в повседневной жизни детей, в разнообразных формах организации двигательной деятельности. На занятиях физической культурой активно используются нетрадиционные методы физического воспитания, а именно элементы фитбол - гимнастики, которые не только повышают уровень физического развития, но и помогают проявить интерес к занятиям физической культурой и поднять эмоциональную атмосферу занятий.
Широко используются подвижные и спортивные игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами спорта (пионербол, хоккей, футбол, бадминтон, баскетбол и др.). Позволяют показать разнообразие движений, а систематическое их проведение формирует определённые навыки и умения.
Систематически применяются спортивные упражнения: велосипед, лыжи, катание на санках - способствуют укреплению основных групп мышц, развитию костной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, помогают детям более длительное время выполнять упражнения, не испытывая усталости, Проведение спортивных видов физических упражнений в различных условиях способствует воспитанию волевых качеств (смелость, выдержка, выносливость).
В детском саду регулярно проводятся занятия на свежем воздухе, которые дают возможность детям накопить необходимый опыт, научиться исследовать, наблюдать и заботиться о своем здоровье.
Воспитателями и специалистами детского сада широко используется такая инновационная образовательная технология как проектная деятельность, которая дает ребенку возможность самому искать пути решения проблем в области физического воспитания. Реализованный воспитателями старей группы долгосрочный проект «Будь здоров!», который был направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, активное вовлечение родителей в систематические совместные занятия физическими упражнениями и воспитание детей культуры здоровья, позволил значительно повысить двигательную активность детей повысилась путем совместных физкультурных и спортивных досугов (не менее 1-2 раз в месяц).
Регулярное проведение Осенних и Весенних стартов позволяет детям не только показать уровень их физической подготовки, но и пробудить интерес к занятиям физическими упражнениями, повысить эмоциональное состояние.
В проблеме сохранения и укрепления здоровья детей мы не можем не отметить важность взаимодействия с семьей. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается решить многие вопросы и возникшие проблемы, поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка.
Просвещение родителей организуется через различные формы:
• «круглый стол для родителей», по теме: «Современное детское питание дома и в детском саду», где каждый родитель может попробовать блюда, которые готовят в детском саду, предлагаются рекомендации по составу домашних ужинов
• папки-передвижки, консультации, фотовыставки - все это помогает выявить интерес, потребности, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности, дают возможность родителям ознакомиться с работой ДОУ, формировать знания в области физического воспитания
• Досуговая деятельность - помогает устанавливать эмоциональный контакт между всеми членами педагогического процесса (дети, родители и воспитатели) – это праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», «Наша армия сильна» с участием пап, совместные походы в физкультурно-оздоровительные учреждения города и т. д.
На родительских собраниях, индивидуальных консультациях родители учатся оценивать здоровье ребенка, повышают знания о физическом развитии дошкольников.
Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться.
Таким образом, все средства, методы и приемы, используемые в ДОУ, позволяют нам постепенно приобщить детей к здоровому образу жизни.