Юлия Чертыковцева
Взаимодействие педагога и семьи по вопросам экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение – статья по теме:
«Взаимодействие педагога
и семьи по вопросам экологического воспитания дошкольников»
Воспитатель : Чертыковцева Ю. В.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
В достижение этой цели – я создаю условия для тесного сотрудничества с семьей. Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребёнка с моей стороны и семьи, позволяют добиваться лучших результатов в экологическом воспитании. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека экологически грамотного.
Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое воспитание крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.
Для решения данной задачи необходимо, чтобы родители были методически «подкованы», имели определённые знания в вопросах экологического воспитания дошкольников, т. к. семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Общаясь с природой, ребенок делает множество различных открытий. Разнообразны и природные материалы (глина, песок, вода, снег, солома, корни деревьев и т. д.) с которыми дети так любят играть, ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет огромный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда укрепляется здоровье ребенка, развивается психика.
Поэтому, мы с родителям стараемся формировать у детей систему элементарных представлений о природе, которая включает представления об её объектах и явлений, а также связях и отношениях между ними.
Система развития представлений об окружающем мире.
С усвоением системы элементарных представлений связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются – в дальнейшем они совершенствуются и могут быть использованы в деле охраны природы.
Таким образом, сотрудничество с семьями детей по экологическому воспитанию, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую все доступные формы взаимодействия.
Наша работа основывается на педагогике сотрудничества и имеет два направления:
• педагог - родитель;
• педагог - ребенок - родитель.
Поэтому я ставлю перед собой цель: взаимодействие педагога и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Чтобы реализовать цель я провожу:
Анкетирование семей по вопросам :
• Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными: родительское собрание, открытое занятие, посещение семей воспитателями, беседы с родителями, совместные дела детского и родительского коллективов, педагогические конференции в ДОУ?
• Привлекаю родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: рисованию, изготовлению поделок из природного материала, изготовлению пособий, проведению совместных праздников и развлечений, на которых родители являются не просто зрителями, но и участниками.
• Провожу консультации для родителей по следующим темам:
• «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье». Цель: помочь родителям в отборе художественной литературы. Нацелить их на разные формы работы по экологическому воспитанию детей. Помочь анализировать поведение детей в общении с природой.
• «Досуг с ребенком на природе». Цель: разнообразить отдых семьи на природе.
• Предлагаю проведение дидактических игр: «Найди дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет?».
• Рисование, чтение стихов, загадывание загадок о природных явлениях, пословицы, поговорки. Бережное отношение к природе у детей будет только в том случае, если сами родители бережно относятся к природе.
• «Коллекционирование в семье» (камушки, шишки, семена, мелкие игрушки).
• «Смотрим вместе с ребенком телепередачи о природе, изучаем экологические журналы».
Отдельную группу работы составляют наглядно-информационные методы.
Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.
К ним относятся:
• Фотоальбомы, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки на тему экологического воспитания дошкольников, буклеты, листовки, в которых, например, можно лаконично описать правила поведения в природе.
• Также родители привлекаются к подготовке утренников, фольклорных праздников: «Масленица», «Посади своё дерево», в создании проектов, в экологической акции «Покормите птиц зимой», в реализации проектов : «Лук- наш лучший друг!»,»От семечка к деревцу»,» Мы- вместе».
Для систематизации перечисленных методов и приемов совместной работы ДОО с семьей по экологическому воспитанию мной был составлен перспективный план, по которому идет работа в течение года.
Данные формы взаимодействия вызывают у родителей желание сотрудничать, делают совместную работу увлекательной, содержательной, интересной, дают положительный результат: помогают педагогам и родителям сделать шаг навстречу друг другу и достичь главной цели сотрудничества – воспитать человека, который любит природу и заботится о ней. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.
Таким образом, взаимодействие ДОО и семьи по экологическому воспитанию имеет большое значение в развитии ребенка дошкольного возраста.
Спасибо за внимание!