Лучший педагог года

Роль подвижных игр в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста

Светлана Галкина
Роль подвижных игр в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение

Роль подвижных игр в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста

Воспитатель-Галкина С. Л.

Консультация для педагогов.

Тема: «РОЛЬ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

(ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ).

Публикация «Роль подвижных игр в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей младшего дошкольного возраста играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей — одна из основных задач, стоящих перед воспитателем младших групп детского сада.

Необходимо постоянно проявлять заботу о создании благоприятных условий для организации двигательной активности детей. Мебель и оборудование в группе должны быть размещены так, чтобы была достаточная площадь для бега, игр с мячами и других движений. Дети должны быть обеспечены в достаточном количестве игрушками и пособиями, стимулирующими двигательную деятельность. Расположение игрушек и пособий также должно быть строго продумано, чтобы дети могли свободно их использовать. Для этого необходимо оборудовать в группе физкультурный уголок и изготовить нужные пособия для развивающих игр детей, маски, султанчики, колечки.

Для того чтобы обеспечить своевременное и правильное развитие движений детей, вы должны обследовать их двигательные умения. С этой целью провести наблюдения за играми детей, за их самостоятельной двигательной деятельностью.

Запас двигательных навыков и умений у детей, как правило, небольшой. Играя, они ходят, бегают, приседают, наклоняются, ползают, а такие движения, как лазание, бросание, прыжки, действия с мячами совершают очень немногие и редко. При прокатывании мячей, теряют заданное направление, мяч бросают только вниз.

В играх с прыжками не все дети при подпрыгивании умеют одновременно отрывать ноги от пола. При лазании по гимнастической стенке дети нерешительны, боятся спускаться вниз Для детей, особенно, младшего возраста, основной вид деятельности — игра. Поэтому при составлении плана необходимо наиболее эффективно использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию и совершенствованию основных видов движений. Наиболее приемлемы для малышей группы игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях должны соответствовать возможностям маленьких детей. Прежде всего это ходьба, бег, подпрыгивание, спрыгивание с невысоких предметов, подлезание и ползание. Весь игровой материал необходимо распределить в определенной последовательности, с учетом сложности движений. За основу взять объем игр, который рекомендован Программой воспитания для детей младшего дошкольного возраста. В период адаптации малышей к новой обстановке подвижные игры должны учить детей играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве. Игры, основанные на простых заданиях, такие, как «Бегите ко мне», «Бегите к флажку», «Догони мяч», проводить с небольшой подгруппой (4-7 детей). При такой организации дети чувствуют себя свободнее, увереннее, а воспитателю легче научить их координации движений. Постепенно в играх необходимо усложнять задачи. Например, в усложненном варианте игры «Бегите ко мне» дети не просто бегут к воспитателю, а, изображая птичек, машут руками. В игре «Догони мяч» сначала мяч бросает воспитатель, а затем и сами дети. Учиться спрыгивать с предметов дети начинают в игровом упражнении «Спрыгни на дорожку». А спрыгивать на цветную дорожку, сделанную своими руками, детям намного интереснее. В другом варианте этого упражнения можно учить детей перепрыгивать через предметы, надо положить гимнастические палки или цветные ленточки параллельно друг другу на расстоянии метра, постелить дорожки разного цвета. Это даст возможность одновременно учить перепрыгивать предметы большему числу детей и повторять упражнение от 6 до 10 раз. Затем повторять эти движения (спрыгивание и перепрыгивание) в подвижных играх «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль».

Иногда в одном игровом упражнении нужно объединить несколько знакомых детям движений. Так, в игровом упражнении «Брось мяч через веревочку» необходимо натягивать шнур и поставить кубики, бруски. Дети перебрасывают мячи через шнур, а догоняя их, перешагивают через кубики. Таким образом, они выполняют три основных движения : перебрасывают мяч, перешагивание через кубики и бегают. В другом упражнении «Позвони в колокольчик» дети, ползая, проползают под дугами, звонят в колокольчик, встают на ноги и подпрыгивают на месте.

При обучении детей действиям с мячом, сначала учат прокатывать мяч друг другу, затем между предметами, потом через ворота, а затем только учат попадать мячом в предметы и скатывать мяч по доске. С этой целью используют игровые упражнения: «Прокати мяч» «Сбей кеглю», «Прокати мяч в ворота» «Попади в неваляшку», «Скати мяч с горки» и т. д.

Самое сложное в этих упражнениях - не дать мячу укатиться в сторону или вовремя его поймать.

Особенно детям нравиться упражнение «Поймай шарик сачком». По сдвинутым двум столам воспитатель прокатывает шары или маленькие мячи поочередно каждому ребенку, а они сачком их ловят (сачки можно сделать своими руками). Постепенно это упражнение можно усложнить: одновременно прокатывали не один, а два, три шарика, а ловят их те дети, которых называл воспитатель по имени, фамилии, по цвету сачка и т. д. Затем дети могут ловить шары не сачком, а руками. Иногда воспитатель может прокатывать шар не прямо на ребенка, а немного в сторону, чтобы заставить его сходить с места, протягивать руки к катящемуся шару.

Только после того как дети научились свободно прокатывать мячи, действовать в играх с мячами, начинайте учить их бросать и ловить мяч.

Чтобы вызвать интерес к игровым упражнениям, можно изготовить пособия: цветные дуги разной высоты, цветные дорожки разной длины, сачки. Прокатывая шары, дети могут подбирать их по цвету (красные шары прокатывать под красную дугу, по величине (большие мячи прокатывали под высокие дуги, прокатывать мячи по дорожкам разной длины, разного цвета и т. д.

Большое место в работе с малышами занимают сюжетные подвижные игры. В этих играх, наряду с развитием и совершенствованием основных движений, надо приучать детей действовать в соответствии с правилами игр. Выполнение этих задач прежде всего зависит от нас, воспитателей, от того, насколько мы сумели заинтересовать малышей игрой. Поэтому объяснять правила игр для малышей надо как можно эмоциональнее и выразительнее, чем для старших детей. И конечно самим принимать непосредственное участие в игре, проявляя заинтересованность действиями детей. Все это помогает создавать хорошую эмоциональную атмосферу в играх, побуждает детей к активным действиям, вызывает желание повторять движения и саму игру снова и снова. Выполняя с детьми в ту или иную роль в игре, воспитателю надо не только подсказывать, как нужно двигаться, но и показывать образец правильного выполнения движений.

При проведении подвижных игр широко используются такие методические приемы, как показ и объяснение того, как надо выполнять движение. Так, в игре «Мой веселый, звонкий мяч», показывая, как подскакивает мячик, можно предложить детям третьего года жизни подпрыгивать повыше, поощряя при этом малышей, наиболее удачно выполняющих движение.

Требования по качеству выполнения движений необходимо повышать с учетом возраста детей. Например, повторяя с детьми четвертого года жизни указанную игру, предложить им не только подпрыгивать повыше, но и мягко опускаться на полусогнутые ноги.

Малыши хорошо играют в знакомые подвижные игры. Однако наблюдения показывают, что интерес детей к игре, двигательная активность заметно снижаются, если знакомую игру проводить в течение длительного времени в одном и том же варианте, ничего не изменяя. Это обстоятельство заставляет нас более серьезно подходить к варьированию игр.

При разработке вариантов подвижных игр надо предусмотреть использование различных пособий и оборудования: шнуров, кубов. обручей, скамеек и т. д., что позволит, с одной стороны, усложнить двигательные задания, с другой — сохранить интерес к их выполнению.

Так, в игре «Воробушки и автомобиль» дети-воробушки, улетая от автомобиля, занимали гнезда-обручи, или круги, выложенные из цветных шнуров, ленточек и т. д.

При обучении основным движениям необходимо воспитывать у детей умение действовать сообща, слушать воспитателя, начинать и заканчивать действия в соответствии с указаниями.

В результате проведения такой работы движения детей заметно улучшаться. В самостоятельной деятельности они чаще будут пользоваться такими движениями, как лазание, прыжки, очень полюбят сюжетные подвижные игры и игры с мячами. Все это позволит повысить двигательную активность детей и положительно скажется на их физическом развитии.

Памятка для воспитателей.

Подвижные игры с прыжками и подпрыгиваниями, используемые в работе с детьми 2-4 года жизни.

1. «Подпрыгни до воздушного шара».

На игровой плошадке натянут шнур на расстоянии 3—5 м от земли. К нему привязаны шары так, чтобы они находились выше вытянутых рук ребенка. Воспитатель предлагает детям подпрыгнуть и ударить по шару руками. Высота привязанных шаров регулируется в зависимости от роста детей и их возможностей. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, подпрыгивая, касались шара двумя руками (с целью равномерной нагрузки на мышцы плечевого пояса).

Вариант с усложнением. На шнур можно повесить колокольчики, бабочек (сделанных из бумаги) и др. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, подпрыгивая, касались предметов поочередно правой и левой рукой.

2. «Мой веселый, звонкий мяч».

Дети стоят по кругу или полукругом. Воспитатель берет большой мяч,

отбивает его рукой и произносит текст:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Затем кладет мяч и предлагает детям попрыгать, «как мяч».

Вновь повторяет стихотворение и делает движение рукой так, как

будто отбивает мяч. Закончив читать стихотворение, воспитатель

говорит: «Догоню». Дети убегают.

3. «Угости белку орешком».

Белка (игрушка) находится на полочке или сучке дерева, а рядом, чуть выше поднятой руки ребенка, висит корзина. Чтобы угостить белку орешком (положить его в корзину, ребенок должен хорошо подпрыгнуть. Воспитатель следит, чтобы дети отталкивались одновременно двумя ногами и мягко приземлялись. Можно повесить 2 —3 корзинки, это даст возможность одновременно выполнять упражнение 2—3 детям. Учитывая рост детей, корзинки можно повесить на разной высоте.

4. «Прыгни через шнур».

На полу протягивают шнур длиной 3—4 м. Дети подходят к шнуру и по сигналу воспитателя перепрыгивают через него.

Можно положить параллельно 5—8 шнуров разного цвета (на расстоянии по 50 см).

5. «Прыгни в обруч». На полу лежит обруч диаметром 1 м. Детям предлагают подойти к нему ближе и прыгнуть в него, а затем выпрыгнуть из обруча. Упражнение выполняют одновременно 3 человека, повторяют его до 5 раз.

Можно предложить детям после выполнения упражнений походить и побегать вокруг обруча.

6. «Из обруча в обруч».

Плоские обручи (3—4) положены на расстоянии 30 см друг от друга. Дети прыгают на двух ногах друг за другом из обруча в обруч, продвигаясь вперед.

7. «Через ручеек». На полу сделан «ручеек» из клеенки голубого цвета шириной 15—20 см, длиной 2 м. Воспитатель говорит, что ручеек глубокий, поэтому надо прыгнуть дальше, чтобы не намочить ноги. Дети подходят к ручейку и перепрыгивают его, оттолкнувшись сразу двумя ногами.

Воспитатель следит, чтобы они сильнее отталкивались и мягко приземлялись, сгибая колени.

8. «Прыгай до флажка».

Цветные флажки кладут на стульчики или скамейку. На расстоянии 1 —1,5 м от стульчиков протягивается на полу шнур. Дети подходят к шнуру и по сигналу воспитателя прыгают от него на двух ногах, продвигаясь вперед до флажков. Когда дети окажутся у флажков, они должны взять их, помахать ими и положить на место. Обратно возвращаются бегом.

Воспитатель следит, чтобы дети, выполняя прыжки, отталкивались одновременно двумя ногами и мягко приземлялись.

9. «По ровненькой дорожке».

По дорожкам длиной 2—3 м дети прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. В конце дорожки каждый берет из коробки мяч, прокатывает его по той же дорожке в обратном направлении и бежит за ним. Если ребенку трудно выполнить упражнение, то не следует требовать, чтобы он обязательно допрыгал до конца дорожки. Для дорожки можно использовать цветные шнуры, гимнастические палки или цветную клеенку.

10. «Вокруг обруча».

Дети стоят в больших обручах по 2 человека. По сигналу воспитателя они выпрыгивают из обруча и прыгают на двух ногах вокруг него. Каждый ребенок делает до 10 прыжков, постепенно количество прыжков увеличивается до 15. По сигналу воспитателя дети отдыхают в обруче. Упражнение повторяется.

11. «Спрыгни на дорожку».

Дети со скамейки высотой 15 см спрыгивают на цветную дорожку, сделанную из клеенки. На скамейке они стоят свободно, не мешая друг другу. При спрыгивании приземляются мягко на обе ноги.

Вариант с усложнением. Воспитатель ставит 3— 4 гимнастические скамейки параллельно друг другу на расстоянии не менее 1 м, у каждой стелет дорожки разного цвета. Дети поочередно спрыгивают со всех скамеек. Упражнение повторяется от 3 до 5 раз, в зависимости от возможностей детей.

12. «Спрыгни в обруч».

Перед скамейкой положены плоские обручи. На скамейку дети встают соответственно количеству обручей и спрыгивают в них. Воспитатель следит за тем, чтобы дети приземлились мягко на носочки.

13. «С кубика на кубик».

С помощью детей воспитатель расставляет по кругу кубы на расстоянии 50—60 см друг от друга. Упражнение выполняют одновременно 2—3 ребенка. Каждый спрыгивает с куба и по кругу переходит к другому кубу, встает на него, опять спрыгивает и т. д.

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста 1. Подвижная игра «Воробышки и кот». Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской,.

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возрастаКартотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста КОТ И МЫШИЗадачи: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям. Описание: Дети – «мыши».

Конспекты подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста 1. Подвижная игра «Бегите ко мне!» Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской,.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль подвижных игр в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 декабря 2019 в 21:32
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль подвижных игр в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Галкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД