Арина Иванова
Самообразование «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ детский сад №17 «Клубничка»
муниципального образования
Абинский район
Сообщение по
«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС».
Воспитатель первой квалификационной категории :
Иванова А. В.
ст. Холмская
2024 г.
«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС».
Публикация «Самообразование „Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Дошкольный возраст – это возраст игры. Для дошкольника игра – такое же естественное состояние, как сон, приём пищи, движение. У ребёнка нет другого способа, чтобы познавать окружающий мир, приобретать необходимые для жизни знания, умения, навыки. Любая игра предполагает получение опыта, необходимого для дальнейшего развития маленького индивида. По мнению детских психологов и педагогов именно в игре растущий человек раскрывает свои интеллектуальные, физические способности, испытывает самые настоящие чувства и эмоции.
Грамотный педагог с помощью игры может развить в ребё нке многие качества: мышление, внимание, ловкость, выносливость, наблюдательность, усидчивость, быстроту, память, воображение, любознательность и т. д. Эффективность обучения в игре будет зависеть от содержания игр, от того, насколько интересна игра ребёнку, соответствует ли игра возрасту. Поэтому воспитателю стоит ответственно отнестись к выбору игр, знать и учитывать возрастные особенности детей, уметь направлять течение игры в нужное русло. Также не следует забывать, что ребёнка нужно развивать всесторонне и не зацикливаться на развитии только в одном направлении.
ФГОС диктует нам содержание образовательной программы ДОУ. В соответствии с целями и задачами программы содержание её может реализоваться в различных видах деятельности, среди которых есть и игра.
Таким образом, тема «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС» является актуальной на сегодняшний день.
Цель работы по теме самообразования : способствовать всестороннему развитию ребёнка посредством игры.
Задачи:
• изучить методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме.
• составить картотеку игр по разным направлениям развития.
• развивать игровую деятельность детей, способствовать их развитию через игру.
• вызвать интерес у родителей к совместной игровой деятельности с детьми, повысить внимание родителей к различным видам «живых» игр без использования компьютеров, телефонов и других гаджетов.
Перспективный план работы на учебный 2024 год.
Раздел Период ознакомления с материалом
Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы и других источников сентябрь - май 1. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду».
2. Кузнецова А. Е. «205 развивающих игр для детей».
3. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром».
4. Пенькова Л. А., Коннова З. П., Малышева И. В. «Развитие игровой активности дошкольников».
5. Сергеева И. С., Гайнуллова Ф. С. «Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников».
7. Смирнова Е. О. «Лучшие развивающие игры».
8. Интернет-ресурсы
Анализ изученных источников, составление картотек игр по разным направлениям: физическому, познавательному, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому, речевому для детей средней группы.
Работа с детьми октябрь-май Игры, распределё нные по дням неделям:
пн - сюжетно-ролевые;
вт – подвижные;
ср – дидактические;
чт – театрализованные;
пт – по выбору детей. Минутки игры в вечернее время.
октябрь Знакомство детей с русскими народными играми. Вечер «Игры наших бабушек».
ноябрь Игры, способствующие художественно-эстетическому развитию. Развлечение «Забавы с красками и карандашами».
январь Игры на развитие логического мышления. Вечер логических игр.
февраль Игры для формирования основ безопасности жизнедеятельности. Игра-путешествие «Остров Невезения»
апрель Игры по духовно-нравственному воспитанию. Досуг «В гостях у Феи вежливых слов»
Работа с семьей октябрь Консультация для родителей по теме : «Значение игры в жизни ребёнка»
октябрь-май Привлечение родителей к созданию совместной игровой развивающей среды группы. Демонстрация игровых пособий и материалов, сделанных своими руками, на родительских собраниях.
январь Консультация «Как играть с ребёнком?»
апрель Добровольный эксперимент «Неделя без гаджетов». Фотоотчёт «Живые игры».
май Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год. Презентация для родителей (на родительском собрании) «Как мы играли»
Самореализация октябрь -май Составление картотеки игр. Наблюдение за развитием детей в игре. Картотека игр. Анализ детской игровой деятельности.
октябрь Составление плана работы, подготовка списка литературы по теме самообразования для изучения. План работы по самообразованию.
май Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.
Доклад на тему: «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС».
Иванова А. В.
В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
(В. А. Сухомлинский).
С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Она играет ведущую роль в формировании доброжелательных взаимоотношений детей и формировании положительных морально - нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.
Темой своей работы я выбрала: «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС». Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы - способствовать всестороннему развитию ребёнка посредством игры.
Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
• изучить методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме.
• составить картотеку игр по разным направлениям развития.
• развивать игровую деятельность детей, способствовать их развитию через игру.
• вызвать интерес у родителей к совместной игровой деятельности с детьми, повысить внимание родителей к различным видам «живых» игр без использования компьютеров, телефонов и других гаджетов.
•
В процессе работы над данной темой мною была изучена следующая литература:
1. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду».
2. Кузнецова А. Е. «205 развивающих игр для детей».
3. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром».
4. Пенькова Л. А., Коннова З. П., Малышева И. В. «Развитие игровой активности дошкольников».
5. Сергеева И. С., Гайнуллова Ф. С. «Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников».
7. Смирнова Е. О. «Лучшие развивающие игры».
8. Интернет-ресурсы
Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств только при соблюдении ряда условий :
• правильная организация и руководство игрой;
• правильно сформулированная мотивация;
• многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность;
• учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.
При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
• организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
• инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;
• общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
• наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду;
• образные игры - имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
• чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных;
• рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях, ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье);
• сюжетно - ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.
Работая по теме, я разработала планирование игр с учётом особенностей детей дошкольного возраста. Также были изготовлены картотеки русских народных игр; игры, способствующие художественно-эстетическому развитию; игры на развитие логического мышления. В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», «Семья», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
Также были разработаны и подготовлены консультации для родителей «Значение игры в жизни ребенка», «Как играть с ребенком», «Влияние игры на познавательную сферу дошкольника».
Таким образом, можно сделать вывод, что, в работе с детьми были использованы различные методы для достижения хороших результатов: организация игровой деятельности, тематические досуги, развлечения, беседы, чтения художественной литературы, различные виды игр, рассматривании иллюстраций, альбомов и картин, режимные игровые моменты, индивидуальная работа с детьми в игровой форме. Главным показателем результативности моей работы, считаю, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что, дети стали проявлять любознательность, стремление к познанию окружающего мира, умение общаться со сверстниками. У детей наблюдается ярко выраженный интерес к новому, появилась уверенность в своих силах и доброжелательном отношении к окружающим людям. Работая по данной теме, я вижу положительный результат, и это дает мне стимул для дальнейшей работы.