Аликова Самиха Хасановна
Содержание и организация активного отдыха в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание и организация активного отдыха в детском саду
Организационными формами работы по физической культуре в детском саду являются: 1) учебная работа; 2) физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня; 3) активный отдых; 4) самостоятельная двигательная деятельность детей; 5) работа с семьёй.
Активный отдых дошкольников складывается из физкультурного досуга, физкультурных праздников и Дня здоровья.
Публикация «Содержание и организация активного отдыха в детском саду» размещена в разделах
Физкультурные досуги проводят, начиная со 2 младшей группы, не чаще один-два раза в месяц. Длительность физкультурного досуга не должна превышать 20-30 минут во 2 мл. гр., не более 30 минут в средней группе, в старшей группе от 30-45 минут, в подготовительной группе – 45-50 минут. Как правило, физкультурный досуг проводится во второй половине дня, после полдника, преимущественно на открытом воздухе.
Основными задачами во 2 младшей и средней группе является приучение детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх и развлечениях. Необходимо при этом побуждать каждого ребёнка к проявлению своих возможностей. Для создания у детей хорошего настроения большое значение имеет со вкусом подобранная музыка, красочное оформление помещения. Содержания физкультурного досуга составляют физические упражнения и игры, чаще всего знакомые детям, привлекательные для них. Хорошо, если педагог возьмёт на себя роль ведущего или будет активным участником игры.
В содержание досуга детей старшей и подготовительной группе включаются игры и упражнения, требующие от детей ловкости, сноровки, координированных движений. Это чаще всего игры с элементами соревнования, игры – эстафеты, в которых дети разбиваются на команды, соревнующиеся между собой. Целесообразно чередовать игры – эстафеты с физическими упражнениями с мелкими предметами (флажки, ленты, цветы и т. п., с общегрупповыми предметами, знакомыми детям подвижными играми, хороводами, танцами. Но для того, чтобы повысить интерес детей, в программу досуга включаются и малознакомые им игры, аттракционы.
При проведении досугов надо стремиться к созданию атмосферы дружелюбия, веселья, неподдельной радости, обстановки, в которой дети выполняли бы задания непринужденно, с удовольствием.
Очень важно при подборе заданий учитывать индивидуальные особенности и подготовленность отдельных воспитанников. К проведению досугов следует готовиться заранее: отобрать содержание, составить программу, продумать организацию.
Физкультурные праздники проводятся, начиная со средней группы не менее двух раз в год: зимой и летом. В содержание праздника для детей средней группы включают физические упражнения и игры, соответствующие времени года и отвечающие тематике праздника. Как правило, воспитанники средних групп привлекаются к участию в праздниках, организуемых для старших дошкольников. Им предлагают наблюдать за действиями более старших детей, включаться в общие игры, развлечения, аттракционы, хороводы и т. п.
Для детей 5-го года жизни в программе праздника планируют знакомые им веселые игры и упражнения, требующие от ребёнка ловкости, быстроты, умения ориентироваться в пространстве, преодолевать разного рода препятствия. Важно создать на празднике общее радостное настроение, чтобы он запомнился детям надолго.
Физкультурные праздники старших дошкольников могут проходить в виде соревнований между группами, перемежающимися веселыми играми, плясками, песнями, отгадыванием загадок, аттракционами.
В середине года проводится зимний праздник. Его, как правило, связывают с проводами зимы. Летний праздник моно провести в период выпуска детей или приурочить ко Дню физкультурника, Дню защиты детей. Длительность праздника не должна превышать полутора часов. Зимой дети могут активно участвовать в катании на санках и ледянках с горки, в играх и соревнованиях на лыжах, в катании на коньках, в игре хоккей, а также в различных играх – эстафетах. Летом дети демонстрируют свои умения в выполнении физических упражнений с мячами, скакалками и другими предметами. Соревнуются в беге, прыжках и метании, катании на велосипедах и самокатах. Обязательными в программе праздника должны быть веселые аттракционы, игры-забавы, эстафеты. Детям этого возраста можно предложить перетягивание каната, бег со связанными ногами в парах, «бой петухов» и другие веселые и интересные задания. Некоторые аттракционы целесообразно включать без предварительного разучивания, как сюрпризные моменты.
Для ведения праздника заранее назначается ведущий. Им может быть кто-то из педагогов или родителей. Необходимо продумать порядок участия детей разных возрастных групп, команд и взрослых в празднике, последовательность игр, упражнений, аттракционов, с тем, чтобы праздник проходил живо и интересно, при хорошей активности всех детей. Заранее следует продумать и формы поощрения детей за первенство в состязаниях, эстафетах. Наиболее ценны в воспитательном отношении награды всей команде, группе. Очень интересны такие праздники, как «Папа, мама и я - физкультурная семья».
День здоровья. Как и в других группах, День здоровья, следует проводить не реже 1 раза в квартал. Его назначение – содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомления. В этот день отменяются все учебные занятия, режим дня насыщается активной двигательной деятельностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В тёплое время года вся жизнь детей выносится на открытый воздух. В День здоровья организуются простейшие туристические походы, прогулки за пределы участка детского сада. Желательно проводить поход в виде увлекательной тематической игры, одной из задач которой является развитие навыков самоорганизации, таких качеств, как дисциплина, дружелюбие, чувство товарищества. Это относится к лыжным походам, которые рекомендуется совмещать с ходьбой по пересеченной местности, катанием с гор.
В День здоровья целесообразно организовывать несложные соревнования (например, «Самые ловкие, быстрые», «Мы молодцы – мы выносливые», «Веселая гимнастика», «День лыжника», «Поиграем вместе с мамой, папой». Соревнования должны быть тщательно организованы, обеспечены объективным и справедливым судейством.
Деятельность детей в Дни здоровья насыщается также различными формами трудовой и творческой художественной деятельности. Это важно для достижения всестороннего развития личности ребёнка.
Литература: Т. И. Осокина «Физическая культура в детском саду» г. Москва «Просвещение» 1986 г.