Татьяна Халанская
Содержание работы по патриотическому воспитанию в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощу-щает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Публикация «Содержание работы по патриотическому воспитанию в детском саду» размещена в разделах
Воспитание нравственной стороны дошкольника – будущего гражданина является одним из важнейших компонентов в развитии личности. Именно в дошкольном возрасте закладыва-ются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций. Период дошкольного детства наиболее бла-гоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, искренность чувств, эмоциональная отзывчивость. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гра-жданином своей страны.
В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Современные иссле-дования воспитания любви к родному городу Г. Корняевой, Н. В. Алешиной, И. Рыбаловой ос-нованы на принципах патриотического воспитания. Исследователи отмечают, что краеведче-ский подход в образовании дошкольников способствует формированию социальной компетен-ции ребенка, дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образова-тельный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане.
Организуя работу по патриотическому воспитанию дошкольников в современных усло-виях, педагоги поддерживают следующие идеи: гуманизация педагогического процесса на ос-нове развития познавательных способностей детей; формирование социально-активной лично-сти гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского дос-тоинства, любви к Отечеству.
Патриотическое воспитание дошкольников осуществляется в ходе реализации образова-тельной области «Познание», как в непосредственно образовательной, так и в совместной дея-тельности воспитателя с детьми. Знания, полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах самостоятельной деятельности детей. Для этого педагоги используют различные формы работы с дошкольниками : экскурсии в музей, библиотеку, целе-вые прогулки, беседы, чтение художественной литературы, словесные, дидактические, под-вижные игры, праздники, развлечения, досуги, викторины.
Блок «Моя семья»
Мир ребнка начинается в семье, где он впервые осознат себя членом семейного сообще-ства. Прикосновение к истории своей семьи заставляет ребнка сопереживать, внимательно отно-ситься к памяти прошлого, к своим историческим корням, вызывает у него сильные эмоции.
Взаимодействие педагогов с родителями способствует бережному отношению к традици-ям, сохранению семейных связей.
53
Блок «Мой город»
Дошкольники получают сведения о родном городе, его истории, традициях, достоприме-чательностях, памятниках и др. Важно привлечь внимание детей к объектам, которые располо-жены в родном городе, станице.
Блок «Моя Родина – Россия»
Дети знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн, получают гео-графические сведения о территории России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу и гимну России. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими горо-дами России, знаменитыми россиянами. Формируются любовь и уважение к своей стране, е культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
Блок «Природа родного края»
Любовь к природе родного края – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сведения о реках, растениях, животном мире, лекарственных травах. У детей воспитывается умение понимать красоту окружающего мира, относиться к природе бережно, поэтически, эмоционально. Необходимо стремиться к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это одно из важных слагаемых патриотизма.
Блок «Культура и традиции»
Дети продолжают знакомство с устным народным творчеством: сказками, былинами, по-тешками, закличками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусст-вом России и малой родины. Дети знакомятся с бытом и традициями России: гостеприимством, почитанием родителей, самобытностью русской кухни. Очень важно сформировать у детей общее представление о народной культуре, е богатстве и красоте.
Блок «Защитники Отечества»
В непосредственно-образовательной деятельности педагоги рассказывают детям о рос-сийской армии, о воинах, которые защищают нашу Родину, знакомят детей с русскими богаты-рями, воспетыми в былинах; со знаменитыми российскими полководцами; рассказывают о под-вигах русских солдат во время Великой Отечественной Войны. Прививают детям такие важные понятия, как любовь к Отечеству, долг перед Родиной, героизм, подвиг. Донесение до воспи-танников мысли о том, что о грозных военных событиях люди будут помнить всегда, чтить па-мять погибших, окружать людей, защищавших Родину, вниманием и заботой
Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников – сложный длительный про-цесс, требующий постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы. Лю-бые занятия с ребенком, должны способствовать формированию патриотизма у малыша. Толь-ко таким способом, возможно, воспитать из ребенка настоящего патриота своей Родины, кото-рый будет, не только гордится тем местом, где он родился и вырос, но и будет знать о культур-ных достопримечательностях своего края, передавая знания своим детям в будущем.
Литература
1. Виноградова Л. Дорогая моя столица / Л. Виноградова // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 4.
2. Лебедева О. В. Этапы патриотического воспитания детей / О. В. Лебедева // Управление дошколь-ным образовательным учреждением. – 2005. – № 1.
3. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. Д. Маханева // Управ-ление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – № 1.