лейсан наилевна
Сообщение опыта работы воспитателя «Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17»Рябинка» города Кургана
Сообщение опыта работы
воспитателя
Хайсаровой Лейсан Наилевны
на тему:
«Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников».
2021 год
Публикация «Сообщение опыта работы воспитателя „Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Важным условием патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.
Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
В каких видах детской деятельности решаются данные задачи:
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции.
«Все и хорошее и плохое человек получает в семье».
Эта мудрость известна всем. Ведь ребенок рождается не злым или добрым, не нравственным и не безнравственным. Воспитание этих качеств зависит от отношения к ребенку взрослых, от того, как они его воспитывают.
Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.
«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»
«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
- Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
- Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
- Быть эмоциональной поддержкой ребёнку в формировании чувства патриотизма.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям дают практические знания по формированию патриотических чувств у ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т. д.
Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах патриотического воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- информационно-педагогические материалы по данной теме, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные проекты совместной деятельности детей и родителей по патриотическому воспитанию;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.
В патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д.
Формы работы с родителями.
I. Массовые: - совместные мероприятия педагогов и родителей:
- родительские собрания.
Не малую роль играют родительские собрания по следующим темам:
«Что такое доброта?».
«Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника».
«Нравственно — патриотическое воспитание ребенка».
родительский уголок
Для обогащения родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста был подготовлен материал в родительский уголок. Это консультации: «Растим дошкольников патриотами своей Родины», «Нравственное воспитание
дошкольника в семье и детском саду», «Как научить ребенка любить и беречь природу», «Зачем нужны семейные традиции?», информационные листы, памятки и рекомендации «Как вырастить вежливого ребенка», «Поговори со мною мама», т. д.
Благодаря возможностям интернета оформление папок-передвижек стало интересным и увлекательным процессом. Мы сделали подборки к праздникам:
День Знаний, День дошкольного работника, День народного единства, День Матери, Новый год и Рождество; 23 февраля, 8 марта, Масленица, День космонавтики, Пасха, День весны и труда, День Победы, День защиты детей.
- совместные мероприятии воспитателей, родителей и детей
- викторины;
- совместное творчество:
- праздники;
- соревнования;
Привлечение к созданию предметно-развивающей среды
Мы вместе стремимся, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. Предметно-развивающая среда в группе меняется и преображается в зависимости смены времени года. Оформляя осень, изготовили много красивых осенних листьев, зимушку украшали объемными и вырезанными снежинками, снегирями, узорами.
Совместно с детьми и родителями обновляем и пополняем центр патриотического воспитания. Родители и дети принимают участие в продуктивно-исследовательской деятельности. Центр патриотического воспитания обогащается альбомами, папками, дидактическими играми пособиями и символикой.
Проектная деятельность
Одним из эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность. Родители вместе с детьми подключаются к выполнению определенной части общего задания, собирают информацию, фотографии. Затем представляют свои мини-проекты. Использую в работе с детьми накопленный опыт по краеведению разработан, проект по экологическому воспитанию «Юный эколог». Также создали проект «Тайна моего имени». (презентация)
Проект «Семья. Традиции семьи» позволил создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Проекты патриотического воспитания :
- «Моя малая Родина».
- «Защитники Отечества»
-«День Победы»
- «Моя семья»
Поисковая деятельность (подбор различного материала, атрибутики, фото и т. д.)
Для издания буклетов и лепбуков по тематическим неделям создан семейный фотоархив, который в процессе деятельности пополняется. Изготовлены лепбуки «Мой край, моя малая Родина», буклеты «Мальчики и девочки», «Наши добрые дела», «Профессии разные нужны, профессии разные важны».
Так, например, рассматривая буклеты мы знакомим детей с семейными традициями, с профессиями мам и пап, бабушек и дедушек, со значимостью добросовестного отношения к своему делу. Ребята испытывают большую гордость за свою семью.
Совместные мероприятия (выставки, фотоальбомы, изготовление макетов, альбомов, мастер-классов, праздники)
Родители привлекаются к организации семейных творческих мастерских, праздничных мероприятий. Оказывают помощь в поиске и подготовке костюмов, разучивании репертуара. Праздник в детском саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь.
Родители, преодолев смущение, стали помощниками для своих детей и для нас педагогов, тем самым, в непринуждённой обстановке повысили свою компетентность в патриотическом воспитании и доставили своим детям минуты радости и удовольствия.
Кроме других форм взаимодействия с семьей организовывались мастер-классы с родителями, например: по технологии ТехноАрт посвященное «Дню Победы».
Родители в свободное от работы время делятся секретами мастерства с детьми. Родители вместе с детьми изготовили кормушки для птиц из разных материалов. Они рассказали детям, зачем зимой нужно подкармливать птиц, какой корм надо приготовить, какие кормушки можно сделать и как подвесить, чтобы птицам было удобно доставать корм, как правильно и где установить, почему это так важно. В итоге дети и родители пожелали принять участие в акции «Фестиваль кормушек».
Регулярно родители и дети участвуют в тематических выставках:
«Наши руки не знают скуки».
«Герб нашей семьи».
«Мастерская Деда Мороза».
«Мамины умелые руки»
«Ромашка добра» фото
«Деньги в сказках» (мини-книжки, текст составлен самостоятельно)
«Космос»
«Домашние зарисовки о космосе» (посвященные Дню космонавтики)
Оформление информационного стенда: «Что и как рассказать детям о войне»
Фотоальбом «Имена Победы» и т. д
В целях сохранения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России, уважительного отношения к подвигам наших соотечественников во время Великой Отечественной войны, формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения в детском саду ежегодно проходит праздник «Никто не забыт, ничто не забыто». Дети делают поздравительные открытки, поют песни военных лет, читают наизусть военные стихи.
Работа по благоустройству участка
. Охотно подошли наши мамы и папы, к оформлению зимней горки. Глядя на их работу у детей горели глаза и они с большим удовольствием помогали им. Все мы, взрослые и дети получили большое удовольствие от проделанной работы, и каждый день, приходя в детский сад, любуемся своими постройками.
Организация выставок и поделок (подготовка детей к мероприятиям, конкурсам)
Традиционно в нашем детском саду проходят выставки по каждому из времен года. Осенью «Дары осени», зимой «Новогодняя игрушка из бросового материала», акция «Фестиваль кормушек». Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отправляются на различные конкурсы, например: конкурс елочная игрушка «Тайна космоса» Станкевич Лиза получила диплом 3степени. После проделанной работы на нашей доске объявлений появляются благодарности.
Почти каждая из отправленных работ отмечена дипломами и грамотами призеров и победителей. Все это вызывает у наших ребят и их родителей чувство
заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутых результатов.
2. Индивидуальные формы работы :
- беседы;
3. Наглядно-информационные формы работы :
- информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
- информационно-аналитическая (опросы, анкетирование);
Проанализировав свою работу по взаимодействию с семьями, пришла к выводу, что воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится. Не останавливаясь на достигнутом, буду продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.
Успешно решить задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста возможно только при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Успеха в патриотическом воспитании детей можно достигнуть только тогда, когда сами взрослые будут знать историю своей страны, своего города, любить и уважать старшее поколение.
«Родители у нас народ прекрасный,
Смысл воспитания для них предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут!»