Лучший педагог года

Воспитание самостоятельности и ответственности у младших дошкольников с нарушением зрения

Оксана Гридь
Воспитание самостоятельности и ответственности у младших дошкольников с нарушением зрения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 40 г. Липецк

Сообщение

на тему:

«Воспитываем самостоятельность и ответственность у младших дошкольников с нарушением зрения»

Воспитатель : Гридь О. В.

Публикация «Воспитание самостоятельности и ответственности у младших дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка с нарушением зрения, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Легко ли быть самостоятельным? Не секрет, что многие воспринимают самостоятельность как вседозволенность, забывая о том, что она предполагает не только определенную свободу действий, но и ответственность за принятые решения, поступки, слова.

Самостоятельность - это ценное качество.

Из чего состоит самостоятельность? Из таких азов, как умение одеваться без посторонней помощи, общаться, кушать, помогать по дому, делать домашнюю работу, принимать самому решения и отвечать за их последствия.

Если ваш малыш с нарушением зрения машет веником, повторяя за мамой, это еще не означает, что он самостоятельный. А вот когда он начнет осознавать, что делает это, чтобы в квартире было чистота, и возьмется за веник именно для этого – считайте, что первый шаг к самостоятельности уже сделан.

Конечно, будет проще сказать: «Не трогай молоток!», но тогда не обижайтесь, что взрослый сын не сможет забить гвоздь. Легче всего оградить ребенка с нарушением зрения от опасных и «грязных» дел, чтобы потом не стирать его курточку. Но разве сможет он тогда чему – то научится?

Процесс воспитания самостоятельности у детей с нарушением зрения требует от их родителей буквально ангельского терпения и смирения. Очень важно не делать за своего ребенка с нарушением зрения то, что он в состоянии сделать сам. Если родители постоянно пытаются делать за своего особенного ребенка то, что он может сделать самостоятельно, они тем самым учат его быть зависимым от них. Если вы всерьез думаете о воспитании самостоятельности у своих особенных детей, вы должны давать им возможность делать некоторые вещи самим, даже если вы думаете, что они в итоге потерпят неудачу. Да, возможно, это раздражает - ждать лишние десять минут, пока ребенок с нарушением зрения закончит что-либо, на что у более взрослого человека ушло бы десять секунд. Например, ждать, пока он завяжет шнурки. Но на самом деле, эти десять минут он тратит на свое обучение. За это время он получает ценный урок, не лишайте его такого шанса. В детском саду ребенок с нарушение зрения получает больше самостоятельности, чем дома. У каждого ребенка с нарушением зрения есть своя кабинка для одежды, где он самостоятельно следит за порядком. Существует дежурство в природном уголке, по столовой, организация своего рабочего места к занятию и после занятия. Дети с нарушением зрения самостоятельно убирают игрушки, оборудование для игр на место. Вместе с самостоятельностью у детей с нарушением зрения должна воспитываться ответственность.

Ответственность - это положение, при котором человек отдает полный отчет в своих действиях и принимает на себя вину за последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств. Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, он инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут.

Для начала нужно определить, какие важные зоны ответственности есть в жизни младшего дошкольника с нарушением зрения. Они все достойны того, чтобы их развивать. Возможно, в разные периоды разные зоны ответственности будут главенствовать в вашей воспитательной позиции, но так или иначе дошкольный возраст - это время, когда "зернышки" каждой из них должны быть "посажены".

1. Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь.

Это одна из базовых зон ответственности, на формирование которой родители должны обратить пристальное внимание. Она начинает развиваться около 2,5-3 лет, когда ребенок с нарушением зрения начинает осознавать : определенные его действия несут опасность для него. Некоторые зоны родители ограничивают достаточно жестко: электричество, горячие предметы, большая высота - под запретом. Но в некоторых областях они уже взывают к чувству ответственности ребенка с нарушением зрения : "Сейчас нужно принять это лекарство. Оно нужно, чтобы ты выздоровел. Ты ведь хочешь выздороветь?". Это постепенно развивает сознательность ребенка с нарушением зрения, помогает проследить ему причинно-следственную связь между его решением и теми последствиями (позитивными или негативными, которые могут быть.

2. Ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей.

Помните: "Мама спит, она устала, ну и я играть не стала. "? Это стихотворение о том, как девочка сознательно выбрала такое поведение, чтобы не мешать уставшей маме. Это поведение, ответственное по отношению к близким людям. Оно создает будущую основу для строительства отношений с множеством людей, начиная от самых родных до совсем незнакомых. Конечно, маленькому человечку порой трудно ограничить свою активность, учесть интересы близких. Но, например, разница между озорным трехлеткой и "серьезным" первоклассником в этом аспекте очевидна. Но только в том случае, если родители обращают на это внимание, стараются, чтобы ребенок с нарушением зрения понял : его поведение влияет на отношение к нему других людей.

3. Ответственность за домашних любимцев.

Если у вас в доме живет животное, то ребенок с нарушением зрения должен иметь обязанности (пусть небольшие, но ежедневные) по уходу за ним. Собственные обязанности могут иметь даже особенные дети 3 лет (например, помочь маме вымыть кормушку). Правда не стоит возлагать на ребенка слишком большие обязанности. Ребенок с нарушением зрения этого возраста легко отвлекается, имеет малое представление о понятии времени, поэтому обязанности по кормлению животного лучше на него не возлагать.

4. Ответственность за собственные вещи.

Чем старше становится ребенок с нарушением зрения, тем больше его ответственность, связанная с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате. Что касается игрушек, то малыш с нарушением зрения начинает понимать свою ответственность за их состояние примерно в 3 года. До этого он может в гневе бросать игрушку, если у него что-то не получилось. Но трехлетний малыш с нарушением зрения после маминого напоминания "не бей, а то сломается" достаточно быстро успокаивается. С возраста около 3 лет важно приучать ребенка с нарушением зрения нести ответственность за содержание своего "хозяйства" в порядке. Конечно, этап сознательной уборки наступит еще не скоро, ближе к школьному возрасту, а может и позже. Но родители могут подойти к этому процессу творчески и организовать уборку и игру одновременно.

5. Ответственность за данное слово и принятое решение.

В общем-то, это широкое понятие, и его можно применить к любому из пунктов, И родители обычно обращают свое внимание на важность того, чтобы ребенок с нарушением зрения "держал слово". "Ты обещал убрать игрушки, держи свое слово!" -такие фразы часто звучат из уст родителей. Они во многом необходимы, чтобы ребенок с нарушением зрения понимал : за те слова, которые он говорит, и те обещания, которые дает, он несет ответственность.

6. Ответственность за собственные успехи, а особенно неудачи.

Необходимо обращать внимание ребенка с нарушением зрения на важность его личных усилий для достижения чего-либо. Это начинается еще в возрасте до 1,5-2 лет, когда ребенок с нарушением зрения учится сам кушать, а потом и одеваться. Внимательные родители поощряют успехи особенного ребенка, но не спешат ему помочь, когда что-то не получается. И в будущем, когда малыш с нарушением зрения познает мир самых разных вещей и игрушек, лучше не излишествовать с помощью. Пусть сам добьется того, чтобы блоки от конструктора встали на свое место, яблоко оказалось вымытым, а постель заправленной. Вы можете помочь советом, что-то подсказать, но делать за ребенка с нарушением зрения - значит блокировать его собственную ответственность за процесс.

7. Экологическая ответственность.

К сожалению, об этом виде ответственности родители все чаще забывают. Как нехорошо, когда ребенок с нарушением зрения бросает на землю обертку от шоколадки или дергает ветви деревьев, а идущий рядом взрослый никак не реагирует на это! Обязательно обращайте внимание на то, насколько аккуратен ребенок на улице, обозначайте важность бережного отношения к природе.

Какие методы лучше использовать при воспитании ответственности :

1. Поощрения и санкции.

Этот метод строится на теории положительного подкрепления: то, что несет позитив, закрепляется в поведении, а то, что несет негатив - избегается. Предположим, вы решили, что ребенок с нарушением зрения должен сам убирать свою одежду в шкаф, а не бросать на стуле. Некоторым детям с нарушением зрения достаточно эмоциональной реакции родителей, для них улыбка - это награда, а сдвинутые брови - наказание. Такие дети с нарушением зрения тонко чувствуют состояние родителей и опираются на него в своем поведении. Но далеко не все дети с нарушением зрения способны на это. Поэтому можно применять другие методы поощрения и санкций. Например, выдавать цветные магнитики каждый раз, когда ребенок с нарушением зрения сам вспомнил о своих обязанностях (их в конце недели можно будет обменять на какую-то привилегию, например, на поход в парк аттракционов). А в случае, если он забывает об обязанностях, можно договориться, что он будет петь "В траве сидел кузнечик", Игра становится интереснее, если ребенок с нарушением зрения также следит за вашим поведением: если вы бросили одежду на стул, он также может потребовать исполнения "Кузнечика". В этом случае санкции воспринимаются как более справедливые, т. к. правила едины для всех.

2. Как в сказке.

Еще один метод, близкий детскому восприятию, - это чтение и обсуждение литературных произведений. Практически в любой книге или мультфильме можно найти тему ответственности в поведении персонажей. Обращайте внимание на эти эпизоды, обсуждайте с ребенком. Может быть вы вместе придумаете свою сказку о том, как Зайчишка учился быть более самостоятельным и ответственным?

3. Учимся, играя!

Игра для дошкольников - это ведущая деятельность. Самый эффективный способ вложить что-то полезное в детскую голову - это поиграть с ним. Например, ежевечернюю уборку также можно превратить в игровой процесс: поставить машинки в гараж и положить кукол спать. Можно посоревноваться с малышом с нарушением зрения, кто больше уберет игрушек, только важно дать ему победить!

Важно помнить, что личность малыша с нарушением зрения только формируется, и полной ответственности от него ждать не приходится, да и не нужно, т. к. ответственность - это большая нагрузка даже для взрослой личности, и ребенок с нарушением зрения к ней пока не готов. Нужно деликатно и терпеливо закладывать основы ответственности, которые обязательно разовьются в более позднем возрасте. И, конечно, главное для ребенка с нарушением зрения - это видеть и ощущать пример близкого взрослого: ответственного, самостоятельного, в меру требовательного, но готового предоставить необходимую самостоятельность.

Публикации по теме:

Фотоотчет о кукольном спектакле «О лени» для дошкольников с нарушением зренияФотоотчет о кукольном спектакле «О лени» для дошкольников с нарушением зрения Фотоотчет о кукольном спектакле «О лени» для дошкольников с нарушением зрения. В развитии у дошкольников коммуникативных навыков и социализации.

Фотоотчет о празднике «День космонавтики» для дошкольников с нарушением зренияФотоотчет о празднике «День космонавтики» для дошкольников с нарушением зрения Фотоотчет о празднике «День космонавтики» для дошкольников с нарушением зрения. В нашем детском саду состоялся праздник «День космонавтики».

Фотоотчет о викторине «Сказочный мир Андерсена» для дошкольников с нарушением зренияФотоотчет о викторине «Сказочный мир Андерсена» для дошкольников с нарушением зрения Фотоотчет о викторине «Сказочный мир Андерсена» для дошкольников с нарушением зрения. Все дети любят сказки. Это волшебный мир, полный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание самостоятельности и ответственности у младших дошкольников с нарушением зрения
Опубликовано: 27 апреля 2024 в 15:35
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...

10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД