Марина Селега
Консультация «Развитие речевого творчества и интеллектуальных способностей воспитанников в педагогическом процессе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
.Приложение 49
Сообщение на тему «Развитие речевого творчества и интеллектуальных способностей воспитанников в педагогическом процессе ДОУ».
Существующие реалии нашей современной жизни инициируют создание моделей образования, направленных на полноценное развитие каждой личности в максимально возможном диапазоне её индивидуальных психологических ресурсов и предоставлением возможностей для последующей самодостаточной, инициативной и продуктивной жизнедеятельности. Особенно актуально эти задачи приобретают по отношению к одаренным детям, индивидуальный и творческий потенциал которых всё больше рассматривается в качестве основного капитала государства.
Публикация «Консультация „Развитие речевого творчества и интеллектуальных способностей воспитанников в педагогическом процессе ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В связи с модернизацией образовательного процесса, нами, педагогами дошкольного образования, уделяется большое внимание поиску новых методов развития творческих и интеллектуальных способностей детей. На смену традиционным методам мы предлагаем активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка и стимулирование его творческой инициативы.
Доминирование в работе современных дошкольных образовательных учреждения целей интеллектуального развития ребенка, акцентирование на мотивацию его достижений и успехов, на партнерское взаимодействие участников образовательного процесса актуализируют идеи развивающего обучения, делают значимыми проблемно - поисковые, творческие, диалогические, игровые методы.
В связи с тем, что игра относится к средствам интеллектуального развития детей дошкольного возраста, я выбираю развивающие игры (развивающие задания с игровой основой) в качестве основного средства развития интеллектуальных и творческих способностей у моих воспитанников.
Посредством игр, рекомендованных такими авторами, как С. В. Кузнецова, Т. Ф. Сергеева, П. Вайнцвайг и многих других, я направляю свои усилия на развитие детской креативности. Исходя из положения о том, что креативность в возрасте 6-7 лет активно развивается во всех видах детской деятельности (игровой, художественной, познавательной, речевой, коммуникативной, стараюсь вовлечь подгруппу детей с интеллектуальными и творческими способностями в данные виды и формы деятельности, привлекая так же и других заинтересованных в деятельности детей группы.
Развития речь является показателем, как интеллектуальной, так и творческой одаренности.
Развивая речевое творчество, я предлагаю детям поучаствовать в игре «Придумай историю». В процессе выполнения задания дети придумывали сюжетную историю, описывали характеры персонажей рассказа. Укажем, что игровая мотивация способствовала поддержанию интереса к выполняемой деятельности.
В процессе обучения детей такого рода творческой работе, предлагаю им подсказки. Так, мы говорили, что в первую очередь надо было выбрать героев рассказа. С целью поиска героев, подбирала интересные и привлекающие детей игрушки (также мы подбирали яркие и увлекающие детей картинки). Затем обращала внимание на то, что нужно ответить на вопрос: Что случилось с вашими героями?».
На первых этапах обучения детей творческому рассказыванию показывала примеры такой работы:
- Я выбираю в качестве героев своего рассказа цыпленка и медведя. Теперь давайте подумаем вместе, что случилось с цыпленком?
Дети вместе со мною начинали придумывать ситуацию, возможно, исходя из личного опыта – цыпленок потерялся, он убежал от мамы, увидел красивую бабочку и подобное.
- У нас два героя – цыпленок и медвежонок. Как медвежонок встретился с цыпленком? Что они делали. Как завершилась история?
Мы придумывали много вариантов развития событий нашей истории и предлагали щенку Кузе послушать их. После каждой рассказанной истории щенок благодарил рассказчика и задавал уточняющие вопросы о характере героев.
Привлекая одаренных детей к такой деятельности в течении ряда занятий, было замечено, что их творческие способности активизировались с каждым новым занятием всё больше, они становились увереннее в своих силах, меньше стеснялись, их интерес к подобным играм становился более устойчивым. Отрадно было видеть радость в глазах детей от удачно выстроенного сюжета, общения с товарищами, похвалы щенка Кузи.
Так же развивая речевое творчество, мы предлагали детям такую интересную форму игрового взаимодействия, как придумывание небылиц, нелепиц, перевертышей.
Игровой мотиваций выступала народная игры - забава «Слова». Детям рассказывали как в старые времена, когда не было телевизоров, компьютеров, дети играли в игры – забавы, например, в игру «Слова». Предлагалось примерить русские сарафаны, косоворотки (из уголка «Ряженья» и собраться на «посиделки».
Детям предлагалось подумать, порассуждать над тем, что означают слова «небылица», «нелепица».
В качестве образца речевого творчества я использовала литературный (например, стихотворение «Память» Э. Успенского) и видеоматериал, который предлагали посредством ИКТ – технологий. Так, например, предлагала для ознакомления запись «Ехал Ваня на коне». Прослушивая через компьютер короткие отрывки записей «Ехал Ваня на коне» предлагала найти несоответствия, несуразицы.
Так же в процессе наших игр – забав, вовлекала детей в обыгрывание сюжетов нелепиц через ведение веселых диалогов.
После разыгрывания сценок предлагалось детям самостоятельно придумать веселые диалоги, в которых можно представить веселые сюжеты, невероятные события с людьми, животными. Для этого в качестве опорного материала предлагались фразы по типу: «А у нас в лесу….», «А вот этого не может быть, вот у нас…», «Ха-ха-ха, вот я видел….».
Подводя итоги наших игр – забав отмечу, что нелепицы поднимают настроение, вызывают смех, улыбки. Совместное веселье с детьми стимулировало детей на новое творчество.
С детьми, испытывающими интерес к речевому творчеству, я попробовала и самую сложную работу, знакомила их с приёмами сочинения небылиц. Это достаточно сложная работа для детей – дошкольников, а потому мы выполняли её все вместе, то есть в команде. При обучении этому сложному процессу так же опиралась на русские народные небылицы и стихотворения поэтов К. Чуковского, Г. Сапгира, Б. Заходера, которые написали для детей нелепицы и перевертыши. Читая эти веселые стихи детям, предлагала им попробовать свои силы и придумать свои перевертыши и нелепицы.
Для стимулирования творчества в этой форме работы применяла обучающие карточки с изображениями сюжетов нелепых (использовался прием превертыша). Например, дети рассматривали картинку, на которой изображался кактус, моющий бабушку - «Ну а кактус в это время мыл старушку на окне», автор Э. Успенский). Дети должны были попытаться озвучить картинку. Если сюжеты были знакомые, дети могли вспомнить, процитировав их (нелепицы мы заучивали наизусть). Если же нет, дети пробовали сами в прозе обозначить нелепость события.
В процессе развития речевого творчества детей отмечен рост у них интеллектуальной и творческой активности. Наметившуюся динамику творческой активности мы связали с расширением опыта творческой работы, ростом уверенности в своих силах, проявившейся потребности многих одаренных детей чувствовать радость от творческого труда.