Елена Таскинен
Освоение математических представлений дошкольниками в повседневной жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность, и создаёт основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов.
И. Песталоцци
Ребенок очень много может усвоить в первые годы своей жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объемный предмет; чтобы мяч дальше катился, нужно его сильнее ударить. И многое, многое другое.
Публикация «Освоение математических представлений дошкольниками в повседневной жизни» размещена в разделах
Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван взрослый, будь то педагог или родитель.
Это большая ошибка думать, что ребёнок приобретает понятие числа и другие математические понятия непосредственно в обучении. Наоборот, в значительной степени он развивает их самостоятельно, независимо и спонтанно.
Ребёнок-дошкольник не обладает достаточными способностями для того, чтобы связывать друг с другом временные, пространственные и причинные последовательности и включать их в более широкую систему отношений. Он отражает действительность на уровне представлений, а эти связи усваиваются им в результате непосредственного восприятия вещей и деятельности с ними. При классификации объекты или явления объединяются на основе общих признаков в класс или группу, например: все люди, которые умеют водить машину и т. д. Классификация вынуждает детей подумать о том, что лежит в основе сходства и различия разнообразных вещей, поскольку ему необходимо сделать заключение о них.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д, не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно? Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений.
Важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира.
Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходят родители ребенка.
Выполнение заданий должно начинаться с предложения : «Поиграем?». Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!
Ребенок знакомится с математикой по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и в магазине, даже когда одевается на прогулку.
Основные категории ФЭМП: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени», можно изучать и закреплять в повседневной жизни.
Не сложно обратить внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Старших дошкольников можно спросить, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Предложить выбрать предмет, похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросить, чего у них по два (две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, чего по одному (один нос, один рот, пусть ребенок покажет их. Сервируя стол, можно спросить у ребенка, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Разбирая покупки, можно невзначай спросить, чего больше? Яблок или груш?
При приготовлении обеда можно спросить, какое количество овощей пошло в суп, какой они формы, величины. В непосредственной обстановке, на кухне, ребенка легко познакомить с объемом (вместимостью сосудов, сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.
Если ребенок построил 2 башенки, домики, спросить какой выше, ниже. По дороге в детский сад или домой дети охотно рассматривают деревья (какое выше-ниже, толще-тоньше).
Во время рисования ребенок расскажет и о длине карандашей, сравнит их по длине. Добиться того, чтобы в жизни, в быту ребенок употреблял такие слова, как длинный-короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например, высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка) довольно легко.
В любом доме найдутся игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины, различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки. Важно, чтобы эти слова были в лексиконе у детей. К школе ребенок должен пользоваться правильными словами для сравнения по величине.
Во время чтения книг следует обращать внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя).
Все вокруг можно сравнивать по величине.
При ознакомлении детей с цифрами следует обращать внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины. Ребенок с интересом отнесется к предложению рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Можно попросить ребенка отсчитать столько предметов, сколько показывает цифра, или показать ту цифру, сколько предметов (например, сколько у тебя пуговиц на кофточке). Дети будут в восторге от игры «Кто больше найдет цифр в окружении?».
Еще одна веселая игра, которая не оставит ни одного ребенка равнодушным, это «Робот». Всем известно, что роботы двигаются медленно и их движения угловаты. Превратившись в робота, ребенок выполняет команды: сделай три шага вперед, 1 назад, 5 влево, развернись итд. Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени.
Перед сном, общаясь с ребенком, можно вспомнить события предыдущего дня, используя понятия: утро, день, вечер. В повседневной жизни ребенок с удовольствием расскажет, чем он занимался вчера, занимается сегодня и хочет заняться завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра).
Любимая детьми игра в «Прятки» поможет закрепить предлоги. Спрятав игрушку, взрослый говорит: «Раз, два, три - ищи!». Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».
Как видим, математика окружает нас повсюду. Так, в непосредственной обстановке, можно приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.