Любовь Попова
Игры парами в развитии диалогической речи
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на тему: «Игры парами в развитии диалогической речи»
В технологии А. Г. Арушановой «Развитие диалогического общения» рассматриваются две формы организации диалога – специальные речевые дидактические игры (сценарии активизирующего общения) и словесные игры парами. В дидактических играх решаются как лингвистические (лексико-грамматические и фонетические, так и коммуникативные задачи (организация практического и речевого взаимодействия с партнером – сверстником).
Публикация «Игры парами в развитии диалогической речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Чтобы научиться диалогу со сверстниками, ребенок должен приобрести положительный опыт взаимодействия хотя бы с одним партнером. Именно с такого общения в диаде начинается развитие диалогической речи как подлинной детской коммуникативной самодеятельности. Арушанова А. Г. апробировала игры парами с лингвистическим содержанием, в которых закрепляются и уточняются способы работы с языковой информацией, полученные на коллективных занятиях, и одновременно дети учатся ориентироваться на партнера-сверстника, его практические и речевые действия, учатся адресование и доброжелательно обращаться к нему, обосновывать свои высказывания, отвечать на вопросы и реплики товарища.
Дидактические игры парами проводятся по желанию детей в специально отведённое время в групповой комнате. В игре участвуют два человека. Остальные могут наблюдать. В играх парами используются хорошо известные в методике сюжеты: прятанье и отыскивание предметов, угадывание предмета по звуку, вкусу, на ощупь, распутывание небылиц и пр. Они трансформируются таким образом, чтобы «замкнуть» детей друг на друга.
Это разнообразные игры типа : «Разрезные картинки», «Нанижем бусы», «Найди слова с заданным звуком», «Рассказ по набору картинок» и др., – хорошо знакомые воспитателям и описанные в методической литературе (А. К. Бондаренко, О. С. Ушакова и др.). Модификация игр состоит в том, что в них дополнительно вводятся правила взаимодействия детей, и это изменяет программное содержание игры.
Игровые правила: уже сказанное не повторять, соблюдать очерёдность игровых и речевых действий, не мешать друг другу при пользовании общими материалами, благодарить партнёра и прочее.
На первых порах диалога ещё нет, а есть практическое взаимодействие, в котором дети учатся ориентироваться на партнёра, учитывать его ответы, соблюдать очерёдность игровых и речевых действий. Так, в игре «Да или нет» дети по очереди отвечают на вопросы взрослого. Потом дети играют уже не со взрослыми, а друг с другом.
Так, например, в дидактической игре «Найди звук» дети не просто отыскивают картинки, в названиях которых есть заданный звук, но действуют в соответствии с правилом: соблюдать очередность в выполнении задания (сначала один ребенок выбирает одну картинку и выделяет в названии заданный звук, а его партнер аргументированно соглашается или не соглашается с ним, затем они меняются ролями: выполняет следующее задание тот, кто его контролировал, а партнер становится контролером). При этом дети учатся соблюдать очередность, слушать партнера, контролировать свои и его действия, аргументированно высказываться, доброжелательно выражать несогласие.
Соблюдению очередности действий и высказываний дети учатся также в играх «Нанижем бусы», «Угадай на ощупь», «Чего не стало?», «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?» и др. В игре «Диктант» надо нанизать фигуры по модели: один ребенок диктует, другой нанизывает. При этом естественно возникает потребность в уточняющих вопросах: треугольник большой или маленький? желтый или зеленый? большой квадрат или прямоугольник? В ряде игр («Найди больше», «Какой, какая, какое?») правило «уже сказанное не повторять» побуждает детей внимательно следить за высказываниями товарища, поддерживать разговор, добавляя только новую информацию. В играх типа «Бывает – не бывает» рождается умение рассуждать, аргументировать согласие или несогласие с высказываниями партнера, проявлять доброжелательность в споре.
При организации игр парами мы имеем удобную возможность оценить, насколько ребёнок овладел способами диалогического общения. Для этого организуя игры парами, мы наблюдаем как дети выполняют задание, и результаты фиксируем в специальном протоколе. Оценка производится по ряду параметров, отражающих основные характеристики диалогического общения.
Параметры оценки
1. Содержание (ориентировка в задании; ориентировка на взрослого; ориентировка на ребёнка-партнёра)
2. Диалогическое отношение (инициативность высказываний; воздейственность высказываний – партнёр отвечает действием или словом на инициативу сверстника; активная ответная позиция – инициатор разговора отвечает на реплики и действия соседа).
3. Средства общения (единичное высказывание; диалогический цикл - два взаимосвязанных высказывания двух партнёров на одну тему; сопряжённый цикл – три взаимосвязанных высказывания двух партнёров на одну тему).
4. Коммуникативно-семантический тип высказывания (вопрос – запрос информации; комментарий, обсуждение; побуждение к действию).
5. Способы общения (адресованность, доброжелательность, аргументированность).
Апробация игр парами подтвердила целесообразность и эффективность этой формы работы для решения задач языкового и коммуникативного развития дошкольников.