Наталья Бикметова
Родительское собрание «Растить детей красивыми»
▼ Скачать + Заказать документы
«РАСТИТЬ ДЕТЕЙ КРАСИВЫМИ»
Когда-то известная танцовщица задумала преобразовать людей с помощью танца. Она мечтала: научу десять человек красиво ходить, сидеть, чтобы они чувствовали свое тело, были гибкими, пластичными, изящными. А каждый из этих десяти, в свою очередь, научит тому же еще десять и так далее. Танцовщица учила детей владеть своим телом. В самой сути такой идеи лежало прекрасное желание : сделать людей красивыми.
Публикация «Родительское собрание „Растить детей красивыми“» размещена в разделах
Красивыми? К слову скажем: публичные лекции для молодежи композитора Д. В. Кабалевского в одном из самых больших московских концертных залов "Россия" - это также ни что иное, как воспитание иных красотой музыки. И правильно, что подобные, страстные, уверенные в своей правоте, люди, обращаются к детям. Известно, что привитые в детском возрасте навыки, привычки сохраняются потом на всю жизнь. Взрослых учить, ломать в чем-то труднее, подчас - невозможно. А учить красоте надо, причем важно понимать, что красивый человек - это не только его лицо, но и его походка, то, как он сидит, разговаривает. И каков он в обществе - поведение тоже входит в эталон красоты. Вести себя среди людей так, чтобы не ранить душу, не оскорблять чье-то достоинство, не вызывать негодования и отвращения, - с этим не рождаются, этому учат.
Дети или подражают кому-то, или делают все так, как получается. Но как получается? Если неверно, взрослые поправляют. Мы терпеливо объясняем и показываем: правый ботинок надо надевать только на правую ногу, а чулки - пятками назад и не иначе. Но в иных случаях мы беспомощны, и все потому, что сами чего-то не умеем, чему-то не придаем значения.
Как-то в Доме отдыха в столовой я сидела за одним столом с семьей: мамой, папой я мальчиком лет четырех. Здесь я поставила на первое место маму ее случайно. Мамин требовательный, властный голос не могу забыть до сих пор. "Вася, - говорила женщина мужу, - отдай свою сосиску (котлету, мясо, ватрушку). Ей, жене? Нет. Сыну. Мальчик съедал свою порцию и потом еще половину папиной. Мама накладывала ему в стакан с чаем столько сахара, что там был не чай, а сироп. Думаю, что мужчина привык к такому поведению жены и сына. Он молча пододвигал свою тарелку к ребенку. Сначала я думала, что женщина - учительница по профессии. Часто так четко, требовательно говорят именно педагоги. И очень удивилась, когда узнала, что она медицинская сестра. Удивилась, прежде всего, тому, что, казалось бы, кому же, как не медицинским работникам, надо знать, что переедание чревато различными заболеваниями. И если они не проявятся сейчас же, то могут дать о себе знать с возрастом.
К требовательному голосу мамы и каждый раз повторяющейся одной и той же сцене я быстро привыкла и перестала бы вовсе обращать внимание на эту семью, если бы могла вывести то, как мальчик ел. Смотреть на него не хотелось. Сосиску он запихивал в рот полностью, а если она не вмещалась, заталкивал ее пальцами. Щеки его при этом раздувались, глаза чуть не вылезали из орбит, жевал он, не закрывая рта, чавкая. И еще он умудрялся ерзать на стуле, гримасничать. Часто сползал под стол. Больной ребенок? Я присмотрелась. Нет, просто чудовищно избалован. Не приучен вести себя прилично за столом, стесняться чужих людей, Баловала, конечно, мама. Но именно от мамы ему и доставалось: женщина, вытащив его из-под стола, шлепала, и тогда он бросался к отцу. Плакал, широко открыв рот, в котором еще торчала непрожеванная сосиска. Сама мама, правда, не запихивала в рот сосиску, пользовалась вилкой и ножом. Но ела много. Конечно, женщина видела, что сын ведет себя не так, как другие дети, а их было предостаточно в Доме отдыха, но, думаю, что для нее было главное, чтобы мальчик ел как можно больше.
Знаю и других родителей, для которых воспитательная миссия по отношении к ребенку заключается в том, чтобы научить его есть. Словно еда - это все. Питаться, притом хорошо, конечно, необходимо. Но не напрасно специалисты по питанию говорят: важно не только то, что ешь, а как и то, как это делаешь. То есть если мы едим, то почти не жуя и глотая все большими кусками, - толку от такой пищи мало. Она камнем падает в желудок, переварить ее не просто. Мы почему-то не связываем такую манеру приема пищи с начинающимися вскоре спазмами в животе, с отсутствием аппетита. А это все взаимообусловлено. Детей надо учить есть медленно, тщательно пережевывая пищу. И конечно, не чавкая, не втягивая в рот со свистом суп или чай. Культура поведения за столом тоже входит в понятие "красота". А кто из взрослых не хочет видеть своих детей красивыми?
Давайте присмотримся, как мы сидим за столом и как сидят наши дети - часто ссутулившись, привалившись к столу. Такая поза и некрасивая, и вредная. Если человек во время еды сидит согнувшись, он тем самым мешает прохождению пищи, ему тяжело дышать. А со временем начнут слабеть мышцы живота - это, то, с чем мы начинаем бороться (особенно женщины, как только проходит юность. Но этого можно не допускать.
Что знаю я и чему учила в детстве свою дочь, не противореча советам медиков? Сначала скажу, что, если родители хотят научить чему-то полезному детей, они должны настроиться на ежедневную, а подчас и ежечасную работу. Быстро делается все лишь в сказках. Если учить ребенка от случая к случаю - толку не будет. Если кричать: "Я же тебе говорила (говорил, что так нельзя делать!" - еще меньше пользы. Криком вообще мало чего можно добиться не только в отношениях с детыми, но и со взрослыми, которые лучше понимают, что кроится за этим криком.
Когда дочь училась во втором классе, я записала ее в хореографический кружок. Каждое воскресенье мы ездили на занятия. К выходным дел, как у любой хозяйки, скапливалось много. Но я какие-то дела откладывала на ночь. Зато воскресные дни были нашими. Мы заранее готовили форму, тапочки, ленты для косичек. Признаюсь, то были счастливые годы, а каждое воскресение было праздником.
Почему я записала дочь в хореографический кружок? Не для того, чтобы готовить из нее балерину. Способности к танцу может показать лишь время. Просто я видела, что она немного сутулится, ходит косолапя. Кстати, в детстве я не была лишена таких недостатков. На них мне указали взрослые, советовали ходить правильно или, вернее, красиво. Кстати, потом я поняла, что, если идешь не сутулясь, прямо, чуть втянув живот, походка получается легкой.
Пока дочь вместе с подружками приседала, "бросала большие батманы", тянула носок, я читала, вязала. Но больше наблюдала. Мне интересно было знать, как она ведет себя с другими, как реагирует на музыку. Были, конечно, и слезы, если что-то не получалось, и радость от танцев, концертов, которые ученицы хореографического кружка готовили к концу учебного года. Помню, как педагог говорила: "Спину держать! Плечи развернуть! Так и за партой надо сидеть, выпрямившись. Во времена Анны Карениной - очень красивой женщины - смеялись над девушками, которые сидели, прислонившись к стулу спиной. Конечно, трудно было высидеть весь бал или танцевальный вечер, держа спину. Но красота всегда требовала жертв". И надо было видеть, как слушали педагога девочки, как старательно повторяли ее движения, как старались сделать и "локоток круглее" и "пальчики вытянуть изящнее".
Что я замечала? Моя девочка теперь уже сидела ровнее. Правда, чтобы научить ее держать спину и не сутулиться, я всегда, когда видела, что она сидит на стуле, согнувшись, проводила рукой по спине. Делала я это очень долго. Конечно, не причиняя боли, не обижая. Я говорила, что человек должен быть здоровым, а для этого много нужно делать. Если сидеть неправильно, то постепенно может искривиться позвоночник - а это уже болезнь. Но, конечно, мало учить и советовать, надо, чтобы и родители показывали пример. Я, например, в присутствии дочери особенно старалась держать спину, ходить и сидеть прямо.
Самое главное в воспитании - пример взрослых. Если мама и папа (конечно, и дедушка с бабушкой, зевая, не прикрывают рот рукой, то и ребенок, наблюдая, будет делать так же. Согласимся, что видеть человека с широко раскрытым ртом неприятно. Если родители кашляют и чихают, не прикрываясь платком, то и их сыновья и дочери поведут себя таким же образом. В обществе людей это не только не красиво, но и опасно. С капельками слюны, вылетающими при кашле и чихании, может передаваться инфекция - грипп, корь, ангина, например.
Еще о навыках гигиены, с которыми тесно связано здоровье. Мы знаем совет врачей: "Мойте руки перед едой". Всегда ли следуем ему мы сами и учим ли этому детей? Как-то я поранила палец, пришлось много дней делать перевязку. Что заметила? Вроде бы я уголь не гружу, и улицы не мету, и в моторе не копаюсь, а через два-три часа бинт становится черным. Тут подумалось: вот бы показать его ребенку, он лучше понял бы, сколько грязи вокруг. Но что же, запрещать детям прикасаться ко всему? Конечно, нет. Вспомним оригинальные советы американского педиатра Спока, книги которого не раз издавались в нашей стране. Он советовал: пусть на улице ребенок хоть в грязи копается. Если родители боятся, что малыш измажется, надо одеть его во что-то попроще, что можно выстирать, вычистить. Если в луже ему нравится, наденьте такую обувь, чтобы он не промочил ноги. Словом, пусть чувствует себя не улице свободно.
А как же руки? Я, например, когда прихожу домой, сняв верхнюю одежду и обувь, тут же иду мыть руки. Естественно с мылом. Учила этому дочь. Дети очень любят воду, и приучить их пользоваться водой и мылом легко. Только не надо стоять над душой. Так можно лишь отвратить от воды.
Среди моих знакомых есть женщина, которая всегда хорошо, по моде одета. Но я не видела, пожалуй, ни одного на ней платья без жирных пятен. Думаю, что она дома ест в той же одежде, в которой ходит на работу, в театр, в гости. Каждый скажет: некрасиво!
Сколько раз я наблюдала: на улице после окончания занятия мальчики и девочки играют в школьной форме. Ребята гоняют мяч, падают, катаются по траве. Оказались бы рядом мамы, досталось бы им. Но раз они сами не понимают, что форма - это для школы, ее надо беречь - значит, их этому не научили. Как учить аккуратности? Только окриками ("Сколько раз тебе говорила - наклоняйся к тарелке, не лей суп на рубашку!") делу не поможешь. Думаю, что для воспитания аккуратности немаловажно и то, как сервирован стол. Если все на нем красиво, чисто, то каждый член семьи - и дети тоже - будут стараться есть аккуратно.
Почему-то считается, что для гостей надо накрыть стол нарядной скатертью, достать вилки и ножи, которыми обычно в семье не пользуются, положить салфетки. А для своих, в обычные дни, жалеют и красивой скатерти и салфеток. Если их нет, ребенок вытирает руки о платье! Как тут не быть масляным пятнам? Многие привычки наших детей от нас, родителей. Мы говорим повышенным тоном, и ребенок, если раздражен или рассержен, кричит. Мы вытираем рот рукой после еды - и он делает то же самое.
Наверное, среди мам и пап найдутся и такие, которые скажут: "Подумаешь, ест человек, не закрывая рта, кашляет, не прикрывшись платком. Что, это повлияет на его здоровье, на его судьбу?" Да, на судьбу, может, и не повлияет, но кому понравится человек, который, сидя за праздничным столом, вдруг на глазах у всех честной компании начнет ковырять в зубах? Причем он так привык делать это с детства, что не считает чем-то особенным. Признаем, что когда мы подобное видим, то, прежде всего, думаем: "Кто же его таким воспитал?" Зачем же упускать тот благословенный период жизни наших детей, когда их можно учить и выпускать в человеческое общество такими, чтобы о нас, отцах и матерях, говорили только с уважением? А познакомившись с нашим чадом, восклицал: "Ах, какой замечательный, красивый".