Татьяна Русяйкина
Прогулки и экскурсии — богатейший источник для расширения математического кругозора детей
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулки и экскурсии – богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок по улице, в лес мы обращаем внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов: сосчитай, сколько проехало легковых машин, сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья, назови три предмета разной длины, ширины, высоты, где строится новый дом, сколько этажей, какой формы листья березы, осины, тополя?
Публикация «Прогулки и экскурсии — богатейший источник для расширения математического кругозора детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Также мы организуем наблюдения за изменениями, происходящими в разное время года, обращаем внимание на длительность дня: весной день удлиняется, осенью укорачивается, зимой становится совсем коротким. Дети наблюдают наступление сумерек, заход солнца и т. д., учатся ориентироваться в ближайшем окружении.
Наблюдение подкрепляем подбором соответствующих стихов, загадок. Загадки о растениях, о временах года всегда интересны детям, расширяют их кругозор, знакомят с окружающим миром, явлениями природы.
Например:
Тает снежок,
Ожил лужок
День прибывает
Когда это бывает?
(Весной)
Мы используем разнообразные методы и приёмы включения математических знаний в различные жизненные ситуации, игровые упражнения, загадывание загадки, чтение стихотворения, вопросы, простые опыты. Неожиданными и интересными для детей задания типа : «Послушай и посчитай, сколько раз прокуковала кукушка? Послушай, как «стреляют» стручки акации. Сколько звуков услышал? Угадай, сколько точек на крылышках и спинке у божьей коровки?» такие вопросы – задачи ценны прежде всего тем, что заставляют ребёнка наблюдать, размышлять, выделять простые математические связи, отношения.
Особо мы обращаем внимание на постановку проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Элементарные поисковые ситуации вызывают мыслительную активность детей, побуждают использовать имеющиеся знания в новых условиях. Например, как узнать, какое дерево толще, тоньше? Трое детей находят толстое дерево, берутся за руки, обхватывают его. Рядом дерево тоньше, его обхватывает один ребёнок. Сравнивается количество детей и устанавливается, что чем толще дерево, тем больше число детей и наоборот.
Сколько шагов от скамейки до дерева? Давайте измерим. Почему получилось разное количество шагов? На глазах детей в очередной раз происходит важное открытие: количество шагов зависит от их размера.
Мы учим детей применять математические знания в различных конкретных ситуациях, создавать условия, в которых бы дети осознавали необходимость применить математические знания и самостоятельно решить поставленную задачу. Например, приглашая поиграть в игру «Хитрая лиса» ставим цель: посмотрим кто будет самой хитрой лисой. Для выполнения этой задачи нужно пересчитать, сколько детей поймали первая и вторая лиса, и определить, на сколько больше, меньше.
Во время прогулки предлагаем детям срезать несколько цветков для украшения группы и определить: какие цветов больше – белых или красных? Чего больше: красных цветов или всего цветов в букете? Решая подобную задачу, ребёнок упражняется в счете, в количественном соотношении множества и его подмножества: целое всегда больше любой его части и наоборот и вновь убеждается в значимости этих знаний.
Так постепенно сам ребёнок начинает находить в окружающей обстановке объекты для счёта, измерения, сравнения, выделять в различных жизненных ситуациях количественные, пространственно-временные отношения и способы их определения.