Марина Юрьевна Пешехонова
Психологические факторы формирования коммуникативной готовности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях гуманизации и демократизации системы образования, большого количества действующих программ воспитания и обучения в дошкольных учреждениях все более актуальной становится задача обеспечения преемственности детского сада и школы.
Основную функцию подготовки детей к школе выполняют дошкольные образовательные учреждения. Всем известно, что от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит его дальнейшее обучение.
Публикация «Психологические факторы формирования коммуникативной готовности дошкольников» размещена в разделах
Важность задачи дошкольного учреждения состоит в том, что на протяжении всего периода воспитания и обучения ребёнка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основу его готовности к обучению в школе, формируя у него систематизированные знания об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач.
Состояние готовности определяется системой требований, которую школа предъявляет к ребёнку. Все компоненты готовности (общая подготовка, специальная, личностная, коммуникативная) взаимосвязаны между собой, где коммуникативная готовность занимает особое место. По мнению М. И. Лисиной 8, готовность дошкольника к школьному обучению – это сложное и целостное состояние, составные компоненты которого (умственное, волевое, физическое, нравственное развитие и др.) неравнозначны; ядром готовности является уровень общения ребёнка со взрослыми, определяющий умственное развитие детей и произвольную регуляцию поведения. С этой точки зрения, развитие общения дошкольников со взрослыми – главное условие формирования состояния общей готовности к обучению и составляет основу развития у детей и других психических способностей, в частности умственных и волевых.
Коммуникативную готовность к обучению в школе можно определить как компонент готовности, включающий в себя сформированность у ребёнка произвольных, внеситуативных форм общения со взрослыми и сверстниками, а также необходимый уровень речевых умений и навыков 7; 8; 10 .
Овладение диалогической и монологической речью, даёт ребёнку возможность свободно рассуждать, делать выводы, спрашивать, помогает устанавливать связь с окружающими людьми. Развитие обеих форм связной речи играет ключевую роль в процессе речевого развития ребёнка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении. Ситуация школьного обучения требует от ребёнка активного решения новых сложных коммуникативных задач : организация делового общения друг с другом и учителем по поводу изучаемого материала и многое другое.
Поэтому очень важно, я считаю, уже в дошкольном возрасте развить у ребёнка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составит предпосылку формирования нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, между одноклассниками. Исходя из обозначения содержания коммуникативной готовности, можно выделить ряд психологических факторов, которые обуславливают формирование данного вида готовности. В качестве ведущих факторов можно выделить речевую активность (как внутренний фактор) и развивающую речевую среду (внешний фактор). Высокий уровень речевой активности во многом будет способствовать установлению взаимоотношений ребёнка с окружающими. Дети, имеющие высокий уровень речевой активности, легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками, на занятиях внимательно слушают речь воспитателя и товарищей, постоянно отвечают, дают оценку высказывая детей (Вера Ц., Даша Е., Катя З., Андрей М., Артём Б). Низкая речевая активность может быть следствием дефектов речи (заикание, гнусавость, шепелявость, которые вызывают насмешки в среде детей, подавляют ребёнка психологически. А также низкий уровень речевой активности может быть у детей с нарушением внимания, памяти (Артём Г., Лера Н.). поэтому, решая задачи формирования у детей качеств, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе, я учитывала индивидуальные особенности детей и создавала в группе благоприятный эмоциональный фон.
Умение воспитателя поддерживать положительную эмоциональную атмосферу в группе, укреплять культуру общения детей между собой, их дружеские контакты, составляет важное условие подготовки детей к школьному коллективу. Воспитатель, стремящийся к тому, чтобы его воспитанники, став школьниками, быстро адаптировались в классе, подружились с одноклассниками, внимательно наблюдает за их поведением в группе (с кем чаще всего играет тот или иной ребёнок, есть ли у него свой круг общения, как развиваются его контакты с детьми).
Особое внимание необходимо уделять детям, испытывающим затруднения в общении со сверстниками. Воспитателю необходимо сделать свое общение с детьми, а также общение детей друг с другом предметом особого внимания, анализировать состояние коммуникативной и речевой активности дошкольников, выявить причины ее снижения, усиливать эмоциональный и содержательный контакт с детьми, не проявляющими стремления к общению. Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости развития речевой активности детей, формирование и совершенствование которой происходит в рамках игрового общения. Высокая речевая активность будет являться тем качеством, которое необходимо будущему школьнику для успешного обучения и установления дружеских взаимоотношений со сверстниками. На формирование коммуникативной готовности также влияет то окружение, в котором растёт ребёнок, будет ли это монотонное, однообразное, стандартное окружение, либо разнообразное, насыщенное, изменяющееся. Иначе говоря, правильно организованная взрослая среда, в которой находится ребёнок, и содержательная совместная деятельность будет способствовать развитию его коммуникативной готовности.
В детском саду специально организуют речевую среду таким образом, чтобы её развивающий потенциал сделать высоким, оптимальным для каждой возрастной ступени.
Одним из коммуникативных источников, наполняющих речевую среду, являются специально организованные речевые ситуации. Они направлены на умение договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдая правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения. Художественная литература обогащает естественным путём без назидания и навязывания речь детей художественными эпитетами, метафорами, речевыми образами русского литературного языка, учит оперировать ими свободно и непринуждённо в любых ситуациях. Художественная литература – новейший из образов подражания общепринятым нормам русского литературного и разговорного языка. Для коммуникативного развития недостаточно предлагать ребёнку разнообразный речевой материал – необходимо ставить перед ним новые задачи общения, требующих новых средств общения. Нужно, чтобы взаимодействие с окружающими обогащало содержание потребности ребёнка в общении. Поэтому первостепенное значение имеет организация содержательного, продуктивного общения педагога с детьми. В дошкольном образе большое значение в коммуникативном развитии имеет игра, которая является подлинной социальной практикой ребёнка (А. В. Запорожец). Для коммуникативного развития используются все виды игровой деятельности: творческие ролевые игры, игры – инсценировки, дидактические и настольно-печатные игры и др.
Организация развивающей речевой среды стимулирует возникновение и протекание общения ребёнка с окружающими, в процессе которого происходит становление коммуникативной готовности. Приоритет речевой среды состоит в разнообразии её источников, которые воздействуют на речь ребёнка каждодневно.
Подводя итоги, необходимо отметить, что формирование коммуникативной готовности у детей старшего дошкольного возраста к школе – ложный процесс, обусловленный многими факторами. Каждый из перечисленных факторов крайне редко встречается в чистом, изолированном виде, и, как правила, сочетается с другими. Изучив проблему влияния выделенных нами психологических факторов на формирование коммуникативной готовности детей к школе, можно сделать вывод о том, что правильно организованная взрослыми развивающая речевая среда является одним из ведущих факторов. Ребёнок нуждается в благоприятной речевой среде, включающей специально организованное предметно-игровое окружение, условие для коммуникативного развития.
Если дети много общаются с воспитателем, если нет разнообразной деятельности, несомненно, это может привести к отставанию в коммуникативном развитии детей. Для правильной организации развивающей речевой среды воспитателям можно рекомендовать следующее:
систематическое и планомерное проведение занятий по развитию речи детей;
включение игр и упражнений на развитие связной речи и другие занятия;
организация и проведение речевых игр и упражнений в свободное от занятий время;
создание художественно-речевой зоны в группе, в которую входили бы уголки книг, иллюстраций и картин, где в свободное время дошкольники могли бы перелистывать знакомые им книги, рассматривать иллюстрации в них, играть в литературные игры;
гармоничное сочетание разнообразных источников речевой среды (чтение художественной литературы, прослушивание грамзаписей, с целью обогащения речи детей правильными литературными образцами);
организация и проведение речевых праздников, викторин, раскрывающих потенциальные речевые возможности каждого ребёнка и демонстрирующие речевые достижения ребёнка для него самого;
активное привлечение родителей к работе по развитию связной речи детей в семье.
Литература:
1. Алексеева М. М. Речевое развитие дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 1998.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М. : Мозаика-Синтез, 2002.
3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М. : Просвещение, 1968.
4. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 3.
5. Гаврилушкина О. Проблемы коммуникативного поведения дошкольников // Ребёнок в детском саду. – 2003. - № 1.
6. Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребёнок в детском саду. – 2003. - № 2.
7. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. – М. : Педагогика, 1991.
8. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка. – М. : Психолого-социальный институт, 2001.
9. Смирнова Е. О. Детская психология. – М. : Владос, 2003.